RU74
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Челябинске

Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +9

1 м/c,

с-з.

738мм 76%
Подробнее
0 Пробки
USD 88,44
EUR 96,24
Город Владимир Садырин, министр образования Челябинской области: «Мы стремимся к системному повышению качества образования средствами современных технологий»

Владимир Садырин, министр образования Челябинской области: «Мы стремимся к системному повышению качества образования средствами современных технологий»

Несмотря на экономический кризис, система образования в Челябинской области не стоит на месте и не делает шагов назад. В этот тяжелый период главы муниципальных образований продолжают финансировать национальный проект «Образование». Только за семь месяцев этого года из средств местных бюджетов на приоритетные направления израсходовано 270 миллионов рублей. В лидерах Челябинск (47 млн), Магнитогорск (40 млн), Копейск (14,5 млн). Об итогах прошедшего учебного года и задачах на новый рассказывает министр образования Челябинской области Владимир Садырин.

Владимир Витальевич, как южноуральцы оценивает качество образования в области на сегодняшний день?

– Если судить по опросам общественности, то среди лидеров по дошкольному образованию находятся Трехгорный, Верхний Уфалей, Снежинск, Озерск, Чебаркуль, Чебаркульский, Уйский, Нязепетровский муниципальные районы. Нижние строчки рейтинга занимают Кыштым, Троицк, Южноуральск, Копейск, Брединский, Чесменский, Октябрьский районы.

В общем образовании население отмечает успехи в Снежинске, Чебаркуле, Трехгорном, Озерске, Челябинске, Магнитогорске, Уйском, Пластовском, Чебаркульском, Ашинском районах. Практически в два и более раза ниже показатели в Южноуральске, Троицке, Миассе, Кусинском, Агаповском и Кизильском районах.

По итогам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления лучшие результаты имеют в дошкольном и дополнительном образовании – Магнитогорск, Чебаркуль, Озерск, Снежинск, Уйский, Коркинский, Саткинский районы. Худшие показатели у Карабаша, Локомотивного и Троицка, Карталинского, Сосновского и Октябрьского районов.

По общему образованию лидируют Магнитогорск, Копейск, Снежинск и Чебаркуль. Среди муниципальных районов – Сосновский, Ашинский, Коркинский. Худшие результаты в Верхнем Уфалее, Кыштыме, Усть-Катаве, Брединском, Увельском, Октябрьском районах.

Мы хотели бы обратить внимание глав муниципалитетов на эти показатели, попросили бы всех вникнуть в причины низких показателей и обсудить их на городских и районных совещаниях. Нам всем пора привыкать к внешней оценке, в том числе и населением, предоставления образовательных услуг в конкретной школе и в целом в муниципальной образовательной системе.

Как решается проблема повышения качества образования?

– В сфере дошкольного образования решение проблемы повышения качества средствами современных образовательных технологий начиналось буквально с элементарных вещей. Еще 5 лет назад почти половина детских садов области работала по устаревшим образовательным программам советского периода с опорой на технологии, рекомендуемые авторами этих программ.

В рамках областной целевой программы развития дошкольного образования за счет средств областного бюджета были обеспечены поставки современных программ дошкольного образования, по которым сегодня работает 90% муниципальных детских садов.

Одновременно были приняты меры для повышения качественного состава педагогических кадров дошкольных учреждений. В соответствии с полномочиями субъекта федерации в областном центре обеспечивались подготовка, переподготовка и повышение квалификации дошкольных педагогов. С 2006 года набор студентов на дошкольные отделения педагогических колледжей увеличился на 135 человек. Курсы повышения квалификации ежегодно проходили 3-5 тысяч педагогов детских садов, что позволяло обеспечивать необходимую периодичность повышения квалификации.

К сожалению, с 2009 года в связи с тяжелой экономической ситуацией, мы потеряли возможность продолжать повышение квалификации дошкольных педагогов в том же объеме. По плановым цифрам ЧИПКРО курсы повышения квалификации смогут проходить 1 тысяча педагогов, а реальная потребность больше почти в пять раз.

Есть положительные тенденции?

– В числе положительных тенденций можно отметить рост числа научных кадров в дошкольной подсистеме области, открытие докторского совета по дошкольной педагогике при ЧГПУ. Дошкольные учреждения области и специалисты принимают самое активное участие в научных исследованиях общероссийского уровня. В частности, в 17 детских садах (Магнитогорск и Челябинск) развернута работа федеральных экспериментальных площадок ФИРО по разработке примерной общеобразовательной программы дошкольного образования. Все это, безусловно, будет способствовать росту научного потенциала системы и так или иначе будет работать на повышение качества дошкольного образования.

За прошедшие 4 года в Челябинской области создана материальная база, предпосылки для использования в школьном учебном процессе современных образовательных технологий. Судите сами. Все школы подключены к системе Интернет; на 1 компьютер приходится 14 учеников, а в сельских районах гораздо меньше (8-9); во всех средних школах имеется в среднем по 5 АРМов учителя, АРМ библиотекаря; школьные библиотеки все больше превращаются в медиатеки, напоминая те модельные сельские библиотеки, которые активно создает министерство культуры Челябинской области; учебные заведения оснащены современным цифровым оборудованием, цифровыми образовательными ресурсами, цифровыми лабораториями. Для одаренных детей созданы 21 школьная предметная лаборатория. В области создано 28 ресурсных центров для подготовки современных рабочих. Во всех школах области имеются лего-роботы.

Материальная база детсадов, школ, профучилищ и техникумов претерпела значительные изменения. Образовательные учреждения все больше становятся современными, электронными, интересными и привлекательными для детей и молодежи, технологичными – для современных учителей и, конечно, результативными.

Как это отразилось на успеваемости учащихся Челябинской области?

– О результативности наглядно свидетельствуют итоги ЕГЭ. В сравнении с общероссийскими показателями выпускники школ Челябинской области обеспечили средний тестовый балл выше почти по всем предметам кроме литературы. 100 баллов по разным предметам в этом году в Челябинской области получили 65 выпускников – 0,3% от общего числа сдававших ЕГЭ и 2,7% от общего количества получивших 100 баллов по России. По географии, английскому, немецкому и французскому языкам высшего балла не получил ни один выпускник области. Для сравнения в прошлом году 100 баллов на ЕГЭ заработали 50 выпускников. Трое получили 100 баллов по двум предметам. Это выпускники челябинских лицеев № 31 и №11 – Влада Целых (информатика и физика),
Кирилл Соловьев (физика и русский язык), Светлана Михайлова (русский язык и литература).

Анализ результатов участников ЕГЭ 2009 года, набравших 100 баллов с достижениями в общеобразовательном учреждении и участии в олимпиадах школьников показывает, что из 65 стобальников 90,5% имели за год отметку «5» по предметам, по которым получен наивысший балл.

В марте мы обращали внимание начальников муниципальных органов управления образованием на сдачу выпускниками ЕГЭ по физике. В связи с увеличением бюджетных мест (в целом на 10-12%) на технические специальности, у абитуриентов появилось больше шансов поступить в ВУЗ, если сдана физика.

Посмотрите на процент выпускников, сдававших физику. В Магнитогорске – 31%, Южноуральске – 34%, Златоусте – 28%, зато в Челябинске – 18%, Пласте – 8%, Верхнем Уфалее – 11%, Копейске – 16%, Троицке – 15%. За этими цифрами стоят не только руководители, но и учителя.

Силами сотрудников наших институтов ЧИРПО и ЧИППКРО в области создана «Золотая коллекция» уроков лучших педагогов, лауреатов премии Президента Российской Федерации и Губернатора Челябинской области на электронных носителях.

Мы поддерживаем идею, что ЕГЭ – единый экзамен, но не единственный путь поступления в ВУЗ. Вот почему самое пристальное внимание мы уделяем системе поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. В области уже второе десятилетие успешно реализуется областная целевая программа «Одаренные дети». Челябинские школьники в течение последних пяти лет занимают пятое место в России по числу побед на всероссийских олимпиадах после Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области и Татарстана. В июне выпускник Снежинской гимназии № 127 Владимир Брагин завоевал золотую медаль на Всемирной олимпиаде по математике в Германии.

Какие задачи ставятся на новый учебный год?

– Задач много. В частности, нам необходимо увеличить процент выпускников школ, поступающих в вузы по итогам олимпиад. Добиться, чтобы олимпиады, проводимые нашими вузами, вошли во всероссийский перечень, чтобы победители и призеры имели право поступления в наши вузы. Мы считаем правильной позицию Совета ректоров, уже 5 лет проводящих Южноуральскую межвузовскую олимпиаду школьников. В условиях, когда федеральное министерство ликвидировало окружной этап всероссийских олимпиад, на наш взгляд, именно межвузовские олимпиады могли бы не только заменить его, но и значительно увеличить число детей, участвующих в олимпиадном движении, а также поддержать нашу южноуральскую межвузовскую олимпиаду, придав ей статус всероссийской.

Настоятельно рекомендуем начальникам муниципальных органов управления образованием внимательно изучить систему работы магнитогорских педагогов по подготовке школьников к олимпиадам разного уровня на городском уровне. На наш взгляд, это отличный пример сетевого взаимодействия педагогов школ города. Для увеличения массовости олимпиадного движения и поиска одаренных детей необходимо развивать и совершенствовать интернет-олимпиады школьников.

Необходимо продумать вопрос о поднятии статуса всероссийских соревнований по лего-роботам до уровня всероссийских олимпиад. Мы просили бы ректоров вузов, руководителей колледжей и профучилищ внимательно изучить тот интерес, который проявляют школьники к лего-роботам, потенциал, который можно использовать и в довузовской подготовке, и в профессиональном обучении. Интерес у детей есть, результаты есть, но, к сожалению, отсутствует современная научно-популярная литература как для школьников, так и для педагогов по этому вопросу. Поэтому задача ЧИРПО, ЧИППКРО обобщать передовой педагогический опыт, издавать и распространять его, в том числе и на Россию, как учебное пособие челябинских учителей по лего-роботам, которое выходит в издательстве «Бином».

Широкое распространение в прошедшем учебном году получило дистанционное обучение. Более двух тысяч педагогов области повысили свою квалификацию в дистанционной форме на базе системы РКЦ-ММЦ с привлечением специалистов федерального уровня, более трех тысяч педагогов и мастеров производственного обучения на базе ЧИРПО, более 5457 учителей на базе ЧИППКРО. Это свидетельствует об огромной востребованности у педагогов блочно-модульной, накопительной системы повышения квалификации. Дистанционное обучение позволяет экономить деньги. Так, экономия средств при дистанционном обучении 11-ти учителей Трехгорного по программе «Использование лего-технологии» составила 130 тысяч рублей.

Дистанционное образование уже не воспринимается преподавателями как модное течение или очередная игра?

– Учителя области давно перестали относиться к нему так относиться. Очевидно, что использование дистанта в школе позволяет нам сегодня решить ряд серьезных проблем. В первую очередь, обеспечить доступность качественного образования независимо от места проживания школьника. Во-вторых, решить проблему недооснащения учебных лабораторий по физике, химии и биологии, а также создать комфортные психологические условия обучения. В 2008-2009 учебном году 6324 учащихся 10-11 классов использовали при обучении технологии дистанционного образования. Все большей популярностью пользуются дистанционные тренажеры по подготовки в ЕГЭ.

Только в этом учебном году 4264 старшеклассника (67%) в течение всего периода могли самостоятельно получать объективную оценку уровня обученности по выбранному предмету, а также приобретать навыки заполнения бланков ЕГЭ. Более 1200 учащихся (20%) получили возможность создания индивидуального учебного плана за счет дистанционного изучения предметов базового уровня, а 344 выпускника (6%) получили сертификаты об успешном освоении учебных курсов на профильном уровне. А как вы понимаете – это те выпускники, которые в обычных условиях не имели такой возможности. В 22 сельских образовательных учреждениях были организованы виртуальные лаборатории по физике, химии или биологии, что позволило 430 ученикам (7%) реализовать практическую часть государственных образовательных стандартов на современном уровне, несмотря на недостаточность лабораторного оборудования в школе.

Благодаря участию Челябинской области в различных проектах, связанных с внедрением технологий дистанционного обучения, 157 педагогов получили дополнительную подготовку и стали тьюторами (сетевыми преподавателями), способными высокопрофессионально обучать наших детей дистанционно.

Планомерная работа в этом направлении, которая ведется с 2004 года, начала давать положительные результаты. Приведу только один пример. Коркинский муниципальный район один из первых включился в данную работу. Ежегодно вкладываются средства не только в развитие материально-технической базы, но и развитие технологий дистанционного обучения. Каждый желающий старшеклассник имеет возможность выбрать необходимый для дальнейшего обучения предмет и использовать либо тренажер, либо курс в процессе подготовки к ЕГЭ. Результат: выпускники школы № 9, которые в предыдущие годы имели более чем достаточно «двоек» в ходе государственной (итоговой) аттестации (2007 г. – 13; 2008 г. – 8), в этом году успешно сдали экзамены и получили аттестаты о среднем (полном) образовании.

В работу по внедрению дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс вовлечены 42 муниципальных образования, и только учащиеся Чебаркульского муниципального района не имеют вышеперечисленных возможностей из-за бездеятельности организаторов образования.

В новом учебном году внедрение технологий ДО в образовательный процесс продолжится?

– Да, в сотрудничестве с интернет-школой «Просвещение.гu». Планируется вовлечение в данную деятельность обучающихся основной школы (5-9 классов), а также предстоит решить задачи организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Данное направление является приоритетным в рамках национального проекта «Образование» на 2009 год. Для его осуществления в регионе будет создан специальный центр, на который будет возложена организация проекта, обучение кадров и техническое сопровождение.

Как обстоят дела с информатизацией образовательного процесса?

– ИКТ имеют значительный потенциал в образовательном процессе дошкольников. И начатый губернатором Петром Суминым процесс информатизации детсадов и особенно приобретение компьютерно-игровых комплексов (КИК) позволил педагогам дошкольных учреждений запустить работу по формированию содержания и технологий дошкольного образования. Поскольку опыта применения ИКТ в российском дошкольном образовании явно недостаточно для выстраивания системной стабильной стратегии, необходимо совместно с федеральным министерством подвести итоги экспериментальной работы в этом направлении в российских регионах и обобщить первый опыт на конференции. Готовы провести такую конференцию в Челябинской области в новом учебном году.

Нужно продолжить приобретение КИКов в детсады. Мы бы просили глав муниципалитетов решить этот вопрос. Нам нужна в этом направлении серьезная научная поддержка ученых дошкольных факультетов и МаГУ и ЧГПУ.

Существенно меньше трудностей для информатизации образовательного процесса в дополнительном образовании детей. Мы считаем это направление перспективным и отработанные там модели, образовательные технологии должны переноситься в общее образование. Повышение уровня ИКТ-компетентности, достижение предпринимательской и финансовой грамотности молодого поколения через дополнительное образование мы должны решать в новом учебном году.

В целом и в дополнительном образовании мы должны сегодня развивать те направления, которые интересны современным детям (то же легороботостроение), а не насаждать те кружки, в которых 40-45 лет назад занимались мы с вами.

Информатизация образовательного процесса в учреждениях начального и среднего профобразования и, прежде всего, профессионального компонента начата в области удачнее всего в ресурсных центрах, первые из которых созданы еще в 2006 году. Время показало, что их потенциал можно использовать более разносторонне. И речь здесь идет не только о том, что наши ресурсные центры стали более привлекательны для получения профессии у молодежи и взрослых. Судите сами: на 18 августа план набора (государственное задание) выполнены в системе начального профобразования на 65%, а профлицеи и училища, имеющие ресурсные центры, укомплектовались полностью, причем два из них выполнили план набора 25 июля. В 2009 году 9 наших УНПО и УСПО участвуют в опережающем обучении рабочих предприятий, где планируется высвобождение работающих. За 7 месяцев мы обучили – 689, освоили более 5,5 млн рублей федеральных средств. А всего за 7 месяцев обучено 2800 взрослых.

Ведется работа по выпускникам вузов в условиях финансового кризиса?

– Ежегодно в реальный сектор экономики и в учреждения социальной сферы вливаются 25 тысяч человек. Этот год не исключение. Но в сейчас выход на рынок труда отягощен кризисом. Мы сделали много для того, чтобы минимизировать риски, с которыми столкнулись выпускники при устройстве на работу. Еженедельно в министерстве работала антикризисная комиссия, заслушивались руководители структурных подразделений вузов, активизировали свою работу вузовские центры содействия трудоустройству выпускникам. Координировал ее и Южно-Уральский областной центр, Совет ректоров. Совместно со службами занятости населения, союзом работодателей «Промасс», промышленников и предпринимателей» (СПП), молодежными палатами и комитетами Законодательного Собрания Челябинской области мы искали пути решения этой непростой проблемы.

По поручению губернатора совместно с Главным управлением по труду и занятости населения был разработан комплексный план по трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования в 2009 году, по инициативе Законодательного собрания Челябинской области принят областной закон «О первом рабочем месте». Результаты есть.

В целом могу сказать, что прошедшие годы, позволившие создать системные результаты, в укреплении материально-технической базы образования, подготовки кадров, повышения их квалификации, упорядочивание и формирование новых учебно-дидактических комплексов, внедрения современных образовательных технологий дают возможность дальнейшего, уверенного, продуктивного развития системы образования Челябинской области на ближайшее будущее.

Фото: Фото из архива Chelyabinsk.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления