14 декабря в Челябинске открылось движение «городского экспресса», курсирующего от вокзала до поселка Шагол. Автобус на рельсах, вмещающий 160 человек, будет ходить с 6 часов утра до полуночи с интервалом один раз в час. Стоит такое удовольствие всего 10 рублей, а добраться до места пассажиры смогут за 40 минут.
«Челябинск – очень большой город, транспортная проблема для него очень актуальна, – отметил первый вице-мэр Сергей Давыдов во время торжественной церемонии открытия. – Это новое транспортное средство – большой подарок для нас».
Изначально проект «городского экспресса» представлял собой один вагон и локомотив, следующий от вокзала до Шагола без остановок. На практике это оказалось не очень удобно, и железнодорожники взяли тайм-аут на полгода: приобрели по схеме лизинга новые автобусы – внешне это полный аналог вагона метро – и занялись оборудованием остановок. Всего в проект было вложено более 100 миллионов рублей.
Пока в Челябинске будет ходить один автобус, через неделю к нему присоединится второй. Маршрут проходит мимо бизнес-дома «Спиридонов», Центрального рынка, перекрестка проспекта Победы и улицы Российской, проходной ЧГРЭС, завода ЧРЗ, Автоцентра. Пока оборудованы не все остановки, но работы уже подходят к концу. Для удобства горожан администрация города планирует сделать подъезды общественного транспорта к станциям.
После торжественной церемонии перерезания красной ленточки, железнодорожники и журналисты прокатились на новеньком автобусе.
«Осторожно, двери закрываются», – предупредил машинист. Дизельный зверь зарокотал и мягко тронулся. Бело-синий аккуратный салон поражал чистотой. Мерно выстукивая дробь, вагон несся вперед, оставляя позади каркасы еще не достроенных станций, больше похожих на ребра динозавров в музее.
«Когда автобусы только поступили, мы две недели с ними бились, учились управлять, – делится впечатлениями машинист Николай Барановский. – Это все равно что ездить на велосипеде, а потом пересесть на мотоцикл. Все по-другому, только ответственность одинаковая».
Стоимость одного автобуса – 33 миллиона рублей. Сейчас в строю три экспресса: два на маршруте и один резервный. Разгоняется такой автобус до 100 километров в час.
«Окупить затраты мы планируем через три-пять лет, – говорит начальник службы пригородных перевозок Валерий Яковлев. – Сейчас завершен первый этап проекта. В будущем мы планируем увеличить число остановок, а также купить автобусы второй модели: трехвагонные, а значит, более вместительные».
Кроме того, железнодорожники планируют открыть движение подобных автобусов по кольцу вокруг города, а также скоростное движение между Екатеринбургом и Челябинском. Для этих целей сейчас достраивается двухпутный участок между областным центром и Каменском-Уральским.
Фото: Фото Максима ВАЛОВА