Под налоговую чистку попало крупное южноуральское предприятие – ключевой актив Олега Дерипаски – миасский автомобильный завод «Урал». Борьба налоговой инспекции с так называемыми уклонистами дала первые и весьма внушительные плоды. ГУВД Челябинской области в результате совместной с налоговиками работы возбудило уголовное дело в отношении руководства ОАО «Автомобильный завод “Урал”» (входит в «Группу ГАЗ», расположен в городе Миасс) по факту уклонения от уплаты ЕСН на сумму более 40 миллионов рублей.
«Группа ГАЗ» намерена оспаривать в суде предъявленные к «Уралу» со стороны налоговых служб претензии и добиваться прекращения уголовного дела, возбужденного областным ГУВД.
Расположенный в Миассе автомобильный завод «Урал»» входит в состав «Группы ГАЗ», одним из совладельцев которой является известный предприниматель Олег Дерипаска. «Группа ГАЗ» существует в холдинге «РусПромАвто» лишь с прошлого года, однако темпы ее развития весьма впечатляют. В последнее время имя Олега Дерипаски не сходит с газетных полос челябинских СМИ, пишущих об экспансии «РусПромАвто» на Южный Урал. В свете этого весьма неоднозначно воспринимается созданная вокруг одного из активов Дерипаски шумиха: автомобильный завод «Урал» обвиняют в уклонении от налоговых выплат в крупном размере.
Как сообщил сайту Chelabinsk.ru заместитель начальника ГУВД Челябинской области по вопросам экономической безопасности Владимир Павлов, проверку АЗ «Урал» совместно с налоговой инспекцией они начали еще в прошлом году. В начале нынешнего года возбуждено уголовное дело. В отношении кого – представитель ГУВД отказался уточнить. «Не буду называть никаких имен, я уже все сказал, – заявил Владимир Павлов. – Возбуждено уголовное дело по факту сокрытия, ведется следствие. Кто виноват – выяснится в процессе расследования».
Владимир Павлов сообщил, что его ведомство по материалам налоговой проверки возбудило в отношении АЗ «Урал» уголовное дело по статье 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации». По его словам, руководство миасского предприятия, уклоняясь от налогов, использовало одну из распространенных схем – расчеты с наемными работниками премиями «в конверте». Для этого был задействован златоустовский филиал челябинской страховой компании «Роспром».
Как утверждает Владимир Павлов, вместо того, чтобы направлять в целевые государственные фонды установленные законом 35,6%, руководство предприятия рассчитывало работников по трудовым контрактам, выдавая им ежемесячное страховое обеспечение, размер которого в десять раз превышал сумму их страховых взносов. Выплаты дополнительных денежных вознаграждений производились через филиал СК «Роспром». Тот, в свою очередь, перечислял деньги на банковские счета сотрудников автозавода, у которых по инициативе руководства АЗ «Урал» были заключены с «Роспромом» договоры страхования жизни с ежемесячными выплатами.
В результате использования этой схемы уклонения от уплаты ЕСН, общий ущерб, нанесенный «Уралом» южноуральскому региону, оценивается примерно в 40 миллионов рублей.
Начальник пресс-службы АЗ «Урал» Дмитрий Федичкин воздержался от комментариев, заявив, что никто из представителей завода не уполномочен делать официальные заявления по вопросам, касающимся структур, подконтрольных «Группе ГАЗ». «Все вопросы – к «Группе ГАЗ», у нас четкая субординация, и вряд ли я смогу что-то добавить», – сказал он.
В свою очередь, пресс-секретарь «Группы ГАЗ» Владимир Торин назвал возбуждение уголовного дела против завода «Урал» совершенно обычной ситуацией.
«Мне не ясен ажиотаж, созданный вокруг этой темы, – сказал он. – Это обычная рутинная история. Любые претензии, возникающие у налоговиков, передаются в органы внутренних дел. Спросите любого предпринимателя, такие дела для них не в диковинку».
Правда, по словам Владимира Торина, с «Уралом» такое происходит впервые, и мириться с предъявленными обвинениями «Группа ГАЗ» не собирается. Она уже обращалась в соответствующие институты, и в суде первой инстанции ее требования удовлетворили.
«Почему всех интересуют судебные дрязги, и никто не скажет о том, что «АЗ Урал» стал приносить области в четыре раза больше денег? – сетует Владимир Торин. – На сегодняшний день продукция «Урала» востребована, завод в два раза увеличил объем производства и продаж. С увеличением доходов возросли и налоговые отчисления, на треть выросли зарплаты работников. Вот о чем нужно говорить, вот что должно быть интересно Челябинской области».
Действительно, автомобильный завод «Урал» сейчас является одним из крупнейших предприятий в области, поэтому его судьба не может оставить равнодушными жителей Южного Урала. «Группа ГАЗ» намеревается дальше продвигаться в регионе и, можно предположить, что в свете последних событий сделать это Олегу Дерипаске будет гораздо труднее. Не исключено, что Петр Сумин может счесть нецелесообразным передачу под контроль акционера производственных активов Челябинского тракторного завода.