RU74
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Челябинске

Погода+1°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -3

4 м/c,

с-з.

738мм 75%
Подробнее
0 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Город Александр Драгунов, главный редактор газеты «Южноуральская панорама»: «Просто журналистам не нужно врать!»

Александр Драгунов, главный редактор газеты «Южноуральская панорама»: «Просто журналистам не нужно врать!»

В том, что доверие общества к прессе подорвано, виновны сами журналисты Ни губернатор, ни первый вице-губернатор никогда не указывали мне, в какую сторону развивать газету Пока журналисты будут жить утопией, что они – «четвертая власть», они не сделают ни

" src=

Гостями рубрики «Социальная ответственность» обычно были известные бизнесмены и политики Челябинской области: Виталий Рыльских, Михаил Юревич, Константин Струков и другие. Однако кроме них, есть в нашем регионе люди, профессия которых – влиять на положение дел в обществе. Журналисты. Роль печатного слова сейчас огромна, а значит, велика и ответственность. Особенно в год, когда Челябинск ждут жаркие предвыборные баталии. Что об этом думают сами представители «четвертой власти»? Корреспондент Сhelyabinsk.ru задал этот вопрос главному редактору областной ежедневной газеты «Южноуральская панорама» Александру Драгунову.

– Александр Васильевич, год только наступил, а о «Южноуральской панораме» уже заговорили. Ведь именно ваше издание должно было опубликовать известие об официальном старте избирательной кампании мэра Челябинска и депутатов гордумы. Однако этого не случилось… Почему?

– Никакой загадки тут нет и быть не может. Четвертого января мы сделали спецвыпуск, в котором решение о начале избирательной кампании было напечатано. Спецвыпуск вышел уменьшенным тиражом в тысячу экземпляров, но это обычная практика – печатать подобным форматом в нашем издании такие документы, объемом в две или четыре полосы. Таких спецвыпусков в прошлом году «Южноуральская панорама» делала порядка двадцати, и ни у кого не возникало никаких вопросов.

– «Южноуральская панорама» – печатный орган правительства области и областного Заксобрания. Тяжело руководить «официальным рупором» власти?

– Я не очень воспринимаю слово «рупор». Даже в партийные-то времена оно не слишком употреблялось. И для меня нет особой разницы в условиях работы «Южноуральской панорамы» или газет, которые я возглавлял ранее, – «Вечернего Челябинска» и «Комсомольца». Рупор не рупор, главное, чтобы газета была хорошая! Кстати, самый страшный диктат – экономический, его я очень четко прочувствовал в 90-е годы в «Вечерке», когда звонит бизнесмен, возмущается написанным о нем материале и заявляет, что не станет больше размещать в нашей газете свою рекламу. Или звонит председатель областного арбитражного суда уважаемый господин Ямщиков и говорит: «Я вашу газету разорю!». В «Южноуральской панораме» на меня никто не давит и телефонным правом не пользуется. Я здесь четыре года, и за все это время у меня не было разговоров на подобную тему ни с Петром Суминым, ни с Андреем Косиловым. Ни губернатор, ни первый вице-губернатор никогда не указывали мне, что делать и в какую сторону газету развивать. Никогда!

– Как, по вашему мнению, общество воспринимает представителей прессы?

– Произошло то, что и должно было произойти. В начале 90-х годов в России случилась революция, по своим масштабам ничуть не уступающая Октябрю 1917 года. А революция – это всегда хамство, всегда. И газетчики не были исключением, часть из них – пожалуй, даже большая часть – очень быстро пропиталась общим настроем и превратилась в самых настоящих хамов. К сожалению. Общая культура журналистики резко упала, кое-кому ничего не стоило просто выдумать факт и интерпретировать его в нужном ключе. Это обидно, но это и понятно: какое общество, такая и журналистика. Доверие общества к прессе, существовавшее еще 20 лет назад, сильно подорвано. Виновны в этом сами журналисты, и, увы, общее состояние дел во взаимоотношениях между прессой и обществом печальное.

– Что нужно сделать, чтобы отношение людей к «четвертой власти» изменилось?

– Нужно, во-первых, поскорее забыть, что мы – «четвертая власть»! Поубивал бы тех людей, которые ввели этот абсолютно ложный термин! Пресса – это всего-навсего один из факторов формирования общественного мнения, фактор гражданского общества, а никакая не «власть». Пока российские журналисты будут жить утопией, что они – «четвертая власть», они не сделают ни малейшего усилия по формированию гражданского общества. Такая же утопия существует и насчет свободы слова. Ну, нет ее у нас сейчас. Есть гласность.

– «ЮП» выходит на всю Челябинскую область, и тираж у газеты немаленький. Ощущаете ответственность перед обществом?

– Есть ответственность перед фактом и перед правдой. Ее должен ощущать любой журналист – неважно, в какой газете он работает, с каким тиражом, и кто у нее учредитель. Я такую ответственность ощущаю и требую этого от своих сотрудников. Потому что врать – это себя не уважать.

– Вы были редактором газет «Комсомолец», «Вечерний Челябинск». Сейчас руководите «Панорамой»? А где вам было интереснее работать?

– Каждая газета и журналистский коллектив были интересны по-своему. «Комсомолец» – это период перестройки, гласности, когда писать можно было практически обо всем. В «Вечерке» было тяжелее, когда я в 34 года стал ее редактором, средний возраст коллектива был – 48 лет. Целый год шла притирка, потом подошли молодые ребята, они пробудили ветеранов, и работа закипела. Я, кстати, недавно подсчитал, что за все мои годы в прессе вместе со мной поработало около 100 журналистов. В «Комсомольце» мне очень нравились работы Владимира Спешкова, Анатолия Полушина. В «Южноуральской панораме» радуюсь за Александра Чуносова, на днях получившего губернаторскую премию. Люблю, как пишет Ирина Моргулес. В «Вечерке» очень хорошо писал Олег Грачёв, к сожалению, наши пути с ним разошлись, причем окончательно, но журналистом и организатором он был классным.

– Когда вы были редактором «Вечерки», ее купил Михаил Юревич. Расскажите, как это случилось?

– «Вечерка» первой из челябинских газет в 1991 году приватизировалась, и владельцами ее стали журналисты. Как физические лица, у каждого был свой пакет акций. У меня он составлял, кстати, всего шесть процентов. В 1998 году грянул дефолт, денег на издание газеты стало не хватать, и мы начали искать финансового партнера. Я тогда проводил переговоры с мэром Челябинска, с губернатором, но в итоге вышел на Юревича.

– …и в итоге Юревич купил «Вечерку», а вы из нее ушли. Это было вашим самостоятельным решением?

– Нет, это не было моим самостоятельным решением. У каждого человека, наверное, бывают в жизни моменты, когда предают друзья. Просто подставляют. Я уехал за пределы области, и в этот момент собрался наблюдательный совет. По его решению меня убрали с должности главного редактора, оставив только генеральным директором. Можно было мне позвонить, пригласить, я бы приехал, но все сделали втихаря. Сделали по инициативе Олега Грачёва, хотя он потом каялся, винился, до сих пор меня шефом зовет. «Вечерка» – это десять лет моей жизни, а за время своего редакторства я ни разу в отпуске нормально не отдыхал. Но то, что произошло с газетой после моего ухода, я своим не считаю, это чужое. Я сам не вру и журналистов учил не врать. И когда я прочитал в «Вечернем Челябинске» заметку о том, что губернатор Сумин поехал в Германию для прохождения серьезной операции, а Петр Иванович никуда из Челябинска не уезжал, я понял: «Вечерка» врет, и это отразится на газете в будущем, это недопустимо. Не оппозиционный настрой, не жесткая антигубернаторская критика, а самое натуральное вранье – вот суть той «Вечерки». Выдумай факт, напечатай его и при этом погляди в глаза Юревичу – понравилось ему это или нет. Я в глаза учредителям не заглядывал – ни Юревичу, ни первому секретарю саткинского горкома, когда работал в советское время в «Саткинском рабочем». За это меня уважали, а некоторые ненавидели.

– В свое время у «Вечернего Челябинска» должен был состояться совместный проект с «Челябинским рабочим» – общая частная типография. Почему проект не состоялся?

– Это была любопытная история. Согласно генеральному плану развития газеты, у «Вечерки» должна была появиться собственная розничная сеть киосков и собственная издательская база. Типографию хотели строить в долях, вышли на серьезную организацию, ставшую нашим партнером. И они предложили ввести в долю «Челябинский рабочий», даже название придумали – «Паритет». Мы в «Вечерке» разработали всю документацию, тут случился дефолт, потом пришел Юревич и вскоре у нас с редактором «Рабочего» Борисом Киршиным состоялся любопытный разговор. Он расспрашивал меня о Юревиче и сообщил, что не хочет с ним работать. А вскоре о нежелании работать с нами заявили и другие партнеры. Спрашиваю: «В чем дело?» – отвечают, мол, Киршин так посоветовал. Такой был с его стороны джентльменский ход. Мы придумали, мы нашли инвестора, и нас же отшили. А Юревич к идее собственной типографии отнесся прохладно.

– И ваше отношение после этого к Киршину?

– К Киршину я отношусь очень плохо. Есть в нем, мягко скажем, элемент непрямоты.

– Теперь, после перехода на ежедневный режим работы, «Южноуральская панорама» с «Челябкой» – главные конкуренты. Это была идея ваших учредителей? И зачем областному правительству две газеты, финансируемые из областного бюджета?

– Это была наша идея. Я предложил – депутаты оказались не против. Коллектив был готов к изменениям, мы ведь после перехода на ежедневку не приняли в штат ни одного нового журналиста. Свой ресурс сформировали. А какую вторую газету, финансируемую из областного бюджета, вы имеете в виду?

– «Уральские общественные ведомости».

– Она из областного бюджета не финансируется.

– А если не лукавить…

– Я не знаю, откуда берутся деньги на выпуск «Уральских Ведомостей», но не из областного бюджета – точно. Эта статья расходов открытая, хотите – проверьте. Мы не соперники с «УОВ», они бесплатно распространяются. Они своей работой занимаются, мы своей.

– Цель «ЮП» – это прибыль? Деньги?

– Я бы так сказал, что и прибыль тоже. По крайней мере, за последние три года наши доходы увеличились в восемь с лишним раз. И все же самое главное для нас – это предоставление жителям Челябинской области оперативной и объективной информации о жизни региона, о деятельности ЗСО и правительства. Сделаем интересную газету – приложится и все остальное.

– Как вы в целом оцените уровень развития прессы в Челябинске по сравнению с другими регионами?

– Как очень высокий. Если брать, конечно, газетчиков. В Екатеринбурге нет ничего подобного. Зато в плане телевизионной журналистики мы северным соседям проигрываем катастрофически, причем, боюсь, никогда уже не сможем взять реванш.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления