Гостями рубрики «Социальная ответственность» обычно были известные бизнесмены и политики Челябинской области: Виталий Рыльских, Михаил Юревич, Константин Струков и другие. Однако кроме них, есть в нашем регионе люди, профессия которых – влиять на положение дел в обществе. Журналисты. Роль печатного слова сейчас огромна, а значит, велика и ответственность. Особенно в год, когда Челябинск ждут жаркие предвыборные баталии. Что об этом думают сами представители «четвертой власти»? Корреспондент Сhelyabinsk.ru задал этот вопрос главному редактору областной ежедневной газеты «Южноуральская панорама» Александру Драгунову.
– Александр Васильевич, год только наступил, а о «Южноуральской панораме» уже заговорили. Ведь именно ваше издание должно было опубликовать известие об официальном старте избирательной кампании мэра Челябинска и депутатов гордумы. Однако этого не случилось… Почему?
– Никакой загадки тут нет и быть не может. Четвертого января мы сделали спецвыпуск, в котором решение о начале избирательной кампании было напечатано. Спецвыпуск вышел уменьшенным тиражом в тысячу экземпляров, но это обычная практика – печатать подобным форматом в нашем издании такие документы, объемом в две или четыре полосы. Таких спецвыпусков в прошлом году «Южноуральская панорама» делала порядка двадцати, и ни у кого не возникало никаких вопросов.
– «Южноуральская панорама» – печатный орган правительства области и областного Заксобрания. Тяжело руководить «официальным рупором» власти?
– Я не очень воспринимаю слово «рупор». Даже в партийные-то времена оно не слишком употреблялось. И для меня нет особой разницы в условиях работы «Южноуральской панорамы» или газет, которые я возглавлял ранее, – «Вечернего Челябинска» и «Комсомольца». Рупор не рупор, главное, чтобы газета была хорошая! Кстати, самый страшный диктат – экономический, его я очень четко прочувствовал в 90-е годы в «Вечерке», когда звонит бизнесмен, возмущается написанным о нем материале и заявляет, что не станет больше размещать в нашей газете свою рекламу. Или звонит председатель областного арбитражного суда уважаемый господин Ямщиков и говорит: «Я вашу газету разорю!». В «Южноуральской панораме» на меня никто не давит и телефонным правом не пользуется. Я здесь четыре года, и за все это время у меня не было разговоров на подобную тему ни с Петром Суминым, ни с Андреем Косиловым. Ни губернатор, ни первый вице-губернатор никогда не указывали мне, что делать и в какую сторону газету развивать. Никогда!
– Как, по вашему мнению, общество воспринимает представителей прессы?
– Произошло то, что и должно было произойти. В начале 90-х годов в России случилась революция, по своим масштабам ничуть не уступающая Октябрю 1917 года. А революция – это всегда хамство, всегда. И газетчики не были исключением, часть из них – пожалуй, даже большая часть – очень быстро пропиталась общим настроем и превратилась в самых настоящих хамов. К сожалению. Общая культура журналистики резко упала, кое-кому ничего не стоило просто выдумать факт и интерпретировать его в нужном ключе. Это обидно, но это и понятно: какое общество, такая и журналистика. Доверие общества к прессе, существовавшее еще 20 лет назад, сильно подорвано. Виновны в этом сами журналисты, и, увы, общее состояние дел во взаимоотношениях между прессой и обществом печальное.
– Что нужно сделать, чтобы отношение людей к «четвертой власти» изменилось?
– Нужно, во-первых, поскорее забыть, что мы – «четвертая власть»! Поубивал бы тех людей, которые ввели этот абсолютно ложный термин! Пресса – это всего-навсего один из факторов формирования общественного мнения, фактор гражданского общества, а никакая не «власть». Пока российские журналисты будут жить утопией, что они – «четвертая власть», они не сделают ни малейшего усилия по формированию гражданского общества. Такая же утопия существует и насчет свободы слова. Ну, нет ее у нас сейчас. Есть гласность.
– «ЮП» выходит на всю Челябинскую область, и тираж у газеты немаленький. Ощущаете ответственность перед обществом?
– Есть ответственность перед фактом и перед правдой. Ее должен ощущать любой журналист – неважно, в какой газете он работает, с каким тиражом, и кто у нее учредитель. Я такую ответственность ощущаю и требую этого от своих сотрудников. Потому что врать – это себя не уважать.
– Вы были редактором газет «Комсомолец», «Вечерний Челябинск». Сейчас руководите «Панорамой»? А где вам было интереснее работать?
– Каждая газета и журналистский коллектив были интересны по-своему. «Комсомолец» – это период перестройки, гласности, когда писать можно было практически обо всем. В «Вечерке» было тяжелее, когда я в 34 года стал ее редактором, средний возраст коллектива был – 48 лет. Целый год шла притирка, потом подошли молодые ребята, они пробудили ветеранов, и работа закипела. Я, кстати, недавно подсчитал, что за все мои годы в прессе вместе со мной поработало около 100 журналистов. В «Комсомольце» мне очень нравились работы Владимира Спешкова, Анатолия Полушина. В «Южноуральской панораме» радуюсь за Александра Чуносова, на днях получившего губернаторскую премию. Люблю, как пишет Ирина Моргулес. В «Вечерке» очень хорошо писал Олег Грачёв, к сожалению, наши пути с ним разошлись, причем окончательно, но журналистом и организатором он был классным.
– Когда вы были редактором «Вечерки», ее купил Михаил Юревич. Расскажите, как это случилось?
– «Вечерка» первой из челябинских газет в 1991 году приватизировалась, и владельцами ее стали журналисты. Как физические лица, у каждого был свой пакет акций. У меня он составлял, кстати, всего шесть процентов. В 1998 году грянул дефолт, денег на издание газеты стало не хватать, и мы начали искать финансового партнера. Я тогда проводил переговоры с мэром Челябинска, с губернатором, но в итоге вышел на Юревича.
– …и в итоге Юревич купил «Вечерку», а вы из нее ушли. Это было вашим самостоятельным решением?
– Нет, это не было моим самостоятельным решением. У каждого человека, наверное, бывают в жизни моменты, когда предают друзья. Просто подставляют. Я уехал за пределы области, и в этот момент собрался наблюдательный совет. По его решению меня убрали с должности главного редактора, оставив только генеральным директором. Можно было мне позвонить, пригласить, я бы приехал, но все сделали втихаря. Сделали по инициативе Олега Грачёва, хотя он потом каялся, винился, до сих пор меня шефом зовет. «Вечерка» – это десять лет моей жизни, а за время своего редакторства я ни разу в отпуске нормально не отдыхал. Но то, что произошло с газетой после моего ухода, я своим не считаю, это чужое. Я сам не вру и журналистов учил не врать. И когда я прочитал в «Вечернем Челябинске» заметку о том, что губернатор Сумин поехал в Германию для прохождения серьезной операции, а Петр Иванович никуда из Челябинска не уезжал, я понял: «Вечерка» врет, и это отразится на газете в будущем, это недопустимо. Не оппозиционный настрой, не жесткая антигубернаторская критика, а самое натуральное вранье – вот суть той «Вечерки». Выдумай факт, напечатай его и при этом погляди в глаза Юревичу – понравилось ему это или нет. Я в глаза учредителям не заглядывал – ни Юревичу, ни первому секретарю саткинского горкома, когда работал в советское время в «Саткинском рабочем». За это меня уважали, а некоторые ненавидели.
– В свое время у «Вечернего Челябинска» должен был состояться совместный проект с «Челябинским рабочим» – общая частная типография. Почему проект не состоялся?
– Это была любопытная история. Согласно генеральному плану развития газеты, у «Вечерки» должна была появиться собственная розничная сеть киосков и собственная издательская база. Типографию хотели строить в долях, вышли на серьезную организацию, ставшую нашим партнером. И они предложили ввести в долю «Челябинский рабочий», даже название придумали – «Паритет». Мы в «Вечерке» разработали всю документацию, тут случился дефолт, потом пришел Юревич и вскоре у нас с редактором «Рабочего» Борисом Киршиным состоялся любопытный разговор. Он расспрашивал меня о Юревиче и сообщил, что не хочет с ним работать. А вскоре о нежелании работать с нами заявили и другие партнеры. Спрашиваю: «В чем дело?» – отвечают, мол, Киршин так посоветовал. Такой был с его стороны джентльменский ход. Мы придумали, мы нашли инвестора, и нас же отшили. А Юревич к идее собственной типографии отнесся прохладно.
– И ваше отношение после этого к Киршину?
– К Киршину я отношусь очень плохо. Есть в нем, мягко скажем, элемент непрямоты.
– Теперь, после перехода на ежедневный режим работы, «Южноуральская панорама» с «Челябкой» – главные конкуренты. Это была идея ваших учредителей? И зачем областному правительству две газеты, финансируемые из областного бюджета?
– Это была наша идея. Я предложил – депутаты оказались не против. Коллектив был готов к изменениям, мы ведь после перехода на ежедневку не приняли в штат ни одного нового журналиста. Свой ресурс сформировали. А какую вторую газету, финансируемую из областного бюджета, вы имеете в виду?
– «Уральские общественные ведомости».
– Она из областного бюджета не финансируется.
– А если не лукавить…
– Я не знаю, откуда берутся деньги на выпуск «Уральских Ведомостей», но не из областного бюджета – точно. Эта статья расходов открытая, хотите – проверьте. Мы не соперники с «УОВ», они бесплатно распространяются. Они своей работой занимаются, мы своей.
– Цель «ЮП» – это прибыль? Деньги?
– Я бы так сказал, что и прибыль тоже. По крайней мере, за последние три года наши доходы увеличились в восемь с лишним раз. И все же самое главное для нас – это предоставление жителям Челябинской области оперативной и объективной информации о жизни региона, о деятельности ЗСО и правительства. Сделаем интересную газету – приложится и все остальное.
– Как вы в целом оцените уровень развития прессы в Челябинске по сравнению с другими регионами?
– Как очень высокий. Если брать, конечно, газетчиков. В Екатеринбурге нет ничего подобного. Зато в плане телевизионной журналистики мы северным соседям проигрываем катастрофически, причем, боюсь, никогда уже не сможем взять реванш.