Бизнес Живописное путешествие в Италию

Живописное путешествие в Италию

В промозглые осенние дни в Челябинске открывается уникальная выставка живописи, пронизанная ярким солнцем и сочными красками Средиземноморья: «Земли полуденной волшебные края»...

В промозглые осенние дни в Челябинске открывается уникальная выставка живописи, пронизанная ярким солнцем и сочными красками Средиземноморья: «Земли полуденной волшебные края». Удивительная красота и поэтичность пейзажей Италии воспета известными русскими художниками – Карлом Брюлловым, Федором Матвеевым, Сильвестром Щедриным и их современниками. Полотна из собрания государственной Третьяковской галереи прежде не выставлялись в Челябинске, выставка приурочена к 70-летнему юбилею Челябинского областного музея искусств и проходит в преддверии года итальянской культуры в России. Своим мнением о предстоящей выставке, которая станет знаковым событием в культурной жизни города, поделились директор Челябинского областного Музея искусств Станислав Ткаченко и управляющий филиала «ЮниКредит Банк» в Челябинске Андрей Стихин.

Станислав Олегович, как возникла идея проведения в Челябинске выставки итальянских пейзажей, созданных русскими художниками?

– Прежде всего, необходимо отметить, что выставка, в рамках которой в челябинском Музее искусств будут экспонироваться картины русских художников первой половины XIX века из собрания государственной Третьяковской галереи, стала своеобразным «ответным визитом». Два года назад, в 2008 году, в залах Третьяковки в рамках программы «Золотая карта России» выставлялись шедевры из «Русской коллекции» Челябинского музея искусств. Разумеется, тематика сегодняшней выставки, приуроченной к юбилею Музея искусств, выбрана отнюдь не случайно. Италия – это священная земля для истории искусства. Если говорить о классическом русском искусстве – не о византийской традиции, которая продолжается в русской иконописи, а о классической живописи – то очевидно, что мастера черпали вдохновение именно в традициях итальянского Возрождения.

И даже когда концепция будущей выставки еще только-только выстраивалась, сомнений не возникало: это будет пейзажная живопись. И эстетически, и эмоционально пейзаж наиболее близок русскому человеку. Мы живем в таких необъятных и фантастических по красоте просторах, так тонко и остро чувствуем географию, расстояние, пространство, что для русского человека пейзаж всегда был и остается, пожалуй, главным жанром живописи. С другой стороны, в сердцах и душах северян живет сказка, мечта о далеком чудном крае. Само название выставки - «Земли полуденной волшебные края» – словно бы приглашает совершить живописное путешествие в утерянный Эдем. А для русского человека, ориентированного в большей степени на европейскую культурную традицию, рай на земле – это не экзотический Таити, а, скорее, Средиземноморье.

«Изюминка» выставки в том, что классические итальянские пейзажи созданы русскими художниками. Как Италия стала «землей обетованной» для российских живописцев?

– В рамках выставки будут представлены работы русских художников, которые в разное время были выпускниками Академии художеств в Санкт-Петербурге. Стоит отметить, что воспитывались там преимущественно дети из бедных семей. Конечно, далеко не все воспитанники вырастали в больших мастеров – некоторым приходилось довольствоваться уделом провинциального учителями рисования. Но для лучших выпускников, получавших большую или малую золотые, серебряные медали, предполагались «пенсионерские» поездки в Италию за государственный счет. И в первой половине XIX столетия в Риме постоянно находилась шумная «колония» русских живописцев. Для юных дарований Италия становилась местом беззаботной жизни, первой влюбленности, упоенного творчества. Молодые художники посещали музеи и картинные галереи, вдохновляясь творениями выдающихся мастеров античности и Возрождения. При этом, безусловно, они не могли остаться равнодушными к чарующей красоте итальянских пейзажей и смуглых темпераментных красавиц. И выставка, к слову, содержит не только пейзажи, но и портреты, жанровые сценки.

Часть полотен, которые будут представлены на выставке, постоянно экспонируется в залах Третьяковской галереи, а некоторые картины хранятся в запасниках музея: Третьяковка, как и все великие музеи мира, испытывает колоссальную потребность в экспозиционных площадях, так что ее постоянная экспозиция – лишь самая вершина айсберга. При том, что количество полотен, которые будут представлены на выставке в Челябинске, не велико – всего порядка тридцати картин – необходимо отметить очень качественный подбор.

Немаловажный момент – выставка ориентирована на Александровский зал Музея искусств, расположенный на площади Революции. Два года назад он был полностью отреставрирован, и обновленные интерьеры в духе сдержанного классицизма станут прекрасным обрамлением для картин. Среди экспонатов – полотна заслуживших европейское признание великих мастеров: Карла Брюллова, Федора Матвеева, Сильвестра Щедрина, а также картины их современников – М.И. Лебедева, Ф.А. Моллера, Т.А. Неффа, братьев Чернецовых и многих других. Стоит отметить, что именно картина итальянского «пенсионера» Тимофея фон Неффа «Купальщица», приобретенная в 1940 году, стала первым экспонатом в коллекции Челябинской картинной галереи, и с тех пор находится в постоянной экспозиции. Челябинцам, интересующимся изобразительным искусством, наверняка будет интересно посмотреть и другие работы художника.

А какая из представленных на выставке картин запала в душу вам?

– Когда возник вопрос о том, какая из картин станет «лицом» выставки, выбор единогласно пал на «Пляшущую трастеверинку» Петра Шамшина. В этом портрете художник передает не столько черты лица конкретного персонажа, сколько создает запоминающийся собирательный образ итальянской красавицы – яркой, страстной, излучающей радость жизни. В полотне чувствуется знойный полдень и напоенный ароматами воздух Италии, звучит зажигательная музыка. Кроме того, очень интересны классические итальянские пейзажи Сильвестра Щедрина и Федора Матвеева, в которых отображены знаменитые природные и архитектурные ландшафты Рима и его окрестностей, а также Флоренции, Венеции, Неаполя, Сицилии. Надо сказать, именно итальянские виды были особенно популярны в России в первой половине XIX века, в то время русские художники еще не стремились отобразить на полотнах необъятные просторы родной страны. «Русский» пейзаж, который позднее появился в картинах «передвижников», по композиционному построению, по колористике продолжал традицию «итальянских» пейзажей: Италия являлась для русских художников не только источником творческих впечатлений, но и школой профессионального мастерства.

Как будет обеспечиваться сохранность полотен?

– Безусловно, подготовка любой выставки, а тем более – экспозиции из фондов крупнейших музеев страны - это очень серьезный, кропотливый труд множества специалистов. Для полотен, написанных сто, двести лет назад, любой переезд – это стресс, так что для сохранности картин необходимо учесть тысячи мелочей: начиная от особого температурно-влажностного режима в контейнере до специальной системы крепежа, чтобы на ухабах российских дорог ничего не качалось. Картины перевозятся в сопровождении вооруженной охраны, кроме того, они находятся под страховой защитой – как принято говорить, «от гвоздя до гвоздя». Оценочная стоимость 28 произведений искусства и 10 исторических рам (а с недавних пор старые резные рамы тоже причисляются к музейным ценностям) составляет 16 млн 200 тыс долларов, страховой взнос превысил 400 тыс. рублей.

Как вы ожидаете, выставка вызовет большой интерес на Южном Урале?

– Да, мы предполагаем высокую посещаемость. Обычно выставка живописи из фондов крупного столичного музея привлекает пятьсот-семьсот человек в день. А экспозиция из собрания Русского музея в Челябинской картинной галерее, в рамках которой выставлялось и эпохальное полотно Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы» побила все рекорды – были дни, когда выставку посещали, вызывая ужас у сотрудников – гардеробщиц, смотрителей зала – до 1300 человек, очередь стояла на улице. Из последних экспозиций наибольший интерес вызвала выставка живописи Николая Константиновича Рериха – за два месяца Музей искусств посетило около восьми тысяч человек, в зал на площади Революции приходило до 400-500 человек ежедневно. А в Ночь музеев, 17 мая, когда двери картинной галереи были открыты до девяти вечера, а Александровского зала – до трех часов ночи, экспозиции за день посетили 1200 человек. Это хорошая статистика. Мы уверены, что экспозиция будет чрезвычайно привлекательна для различных категорий посетителей музея.

Традиции меценатства глубоко укоренились в российской почве: в прежние века состоятельные покровители искусства приобретали работы молодых, подающих надежды художников в частные коллекции, отправляли в «пенсионерские» поездки в Италию, тем самым спасая юные дарования от голодной смерти. Сегодня высокая миссия меценатов состоит в том, чтобы вернуть произведения искусства людям – выкупить из собраний зарубежных коллекционеров, организовать выставку полотен, долгие десятилетия хранящихся в запасниках крупнейших музеев. Выставка «Земли полуденной волшебные края. Италия глазами русских художников первой половины XIX века», приуроченная к 70-летнему юбилею Челябинского областного музея искусств, проходит под патронатом губернатора Челябинской области Михаила Юревича. Генеральным партнером мероприятия выступает «ЮниКредит Банк».

Андрей Владимирович, связан ли интерес ЮниКредит Банка к этой выставке с тем, что корни Группы «ЮниКредит» в Италии?

– Отчасти да. Группа «ЮниКредит» действительно ведет свою историю от первых итальянских банков, поэтому, конечно, нам приятно участвовать в взаимодействии Италии и России, в том числе и в культурной сфере. Тем более что интерес к итальянской культуре и вообще к Италии в нашей стране всегда был огромный, и я уверен, что в следующем году мы все в этом еще раз убедимся.

При этом для меня важно, что банк старается по мере возможности участвовать в культурной жизни регионов, где работают наши филиалы. Хочется, чтобы действительно интересные культурные инициативы, такие как эта выставка, доходили до наших жителей. Так что я очень надеюсь, что залы музея пустовать не будут, я всех с удовольствием приглашаю погреться под итальянским солнцем .

Торжественное открытие выставки «Земли полуденной волшебные края. Италия глазами русских художников первой половины XIX века» состоится 29 октября в 13:00 в Челябинском областном музее искусств, Зале им. архитектора Е.В. Александрова, расположенном по адресу: Челябинск, пл. Революции, 1.

Любуясь удивительной красоты пейзажами Италии, посетители выставки смогут ощутить поэтическое обаяние «итальянского мифа», созданного русскими живописцами, плененными прекрасной страной, где искусство неотделимо от реальности.

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления