Образование Болонская зависимость

Болонская зависимость

В марте 2007 года правительство РФ одобрило законопроект о переходе на двухуровневую систему высшего образования. Согласно ему, студенты российских вузов должны учиться по двум самостоятельным программам и по окончании...

" src=

В марте 2007 года правительство РФ одобрило законопроект о переходе на двухуровневую систему высшего образования. Согласно ему студенты российских вузов должны учиться по двум самостоятельным программам и по окончании обучения получить либо диплом бакалавра, либо диплом магистра. Закон может вступить в силу с 1 сентября 2007 года. В Министерстве образования и науки РФ столь быстрые изменения оправдывают стремлением России стать полноправным членом «Болонского клуба». Однако вряд ли введение европейской вузовской системы ускорит этот процесс.

Начало Болонскому процессу положила совместная декларация «О гармонизации европейской системы высшего образования», подписанная министрами образования Франции, Германии, Италии и Великобритании 25 мая 1998 года .Она предполагала создание единого европейского пространства высшего образования к 2010 году. Ряд европейских стран согласились с условиями декларации: принятие системы четких и сопоставимых степеней образования, системы, в основе которой лежат два цикла высшего образования – бакалавриат и магистратура, введение Европейской системой переводных зачетных единиц (ECTS), расширение академической мобильности преподавателей и административно-управленческого персонала (в идеале каждый студент должен провести не менее семестра в другом вузе, желательно зарубежном).

Россия присоединилась к Болонскому процессу 19 сентября 2003 года, Декларацию подписал тогдашний министр образования Российской Федерации Владимир Филиппов. Направленный в марте в Госдуму законопроект должен стать, по мнению его разработчиков, самым важным шагом к признанию Европой российского высшего образования. Уже в нынешнем законе «О высшем профессиональном и послевузовском образовании» предусмотрено получение дипломов по программам бакалавриата и магистратуры. Однако сохранена и традиционная для России система пятилетнего обучения с получением квалификации «дипломированный специалист». Она-то и непонятна европейским странам. Новый законопроект предлагает сохранить её лишь для некоторых вузов (творческих, ведущих подготовку специалистов для ряда госструктур и машиностроительной отрасли). Остальным придётся готовить бакалавров и магистров.

С самого начала активными сторонниками реформы стали федеральные чиновники. «Три плюс один год – бакалавр, и ты можешь уходить, – заявил Владимир Филиппов в декабре 2002 года, выступая на международной конференции в Санкт-Петербурге. – Если кто-то скажет, что такая система не реализуется на практике, и что все 100 % студентов готовы реализовывать пятилетнюю программу, я готов найти в любом вузе и назвать по фамилиям тех студентов-четверокурсников, которым нечего делать на пятом курсе, которым надо дать диплом бакалавра и отпустить с Богом, потому что они уже не тянут эту программу. Я думаю, мы все учились и знаем, что в каждой группе, на каждом курсе есть пять процентов таких людей». Той же линии придерживается и нынешний министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

На местах к идее радикального переустройства вузовского образования относятся более спокойно, но понимают, что реформу уже не остановить. «На данный момент, ситуация с приведением систем образования к одному общему европейскому знаменателю претерпела существенные изменения и воспринимается как неминуемый закономерный процесс, который поможет России укрепить свой статус на международной арене», – говорит первый заместитель министра образования Челябинской области Татьяна Калугина.

Россия начала адаптироваться к сложившейся в Европе ситуации еще в конце 1990-х, частично реконструировав систему высшего образования. Одним из первых существенных изменений стало внедрение бакалавриата по экономическим специальностям в сфере высшего профессионального образования, поскольку эти специальности наиболее востребованы в Евросоюзе. В случае необходимости у бакалавра всегда есть возможность поступить в магистратуру, сдав экзамены по специальным предметам. При этом вторая ступень обучения в большей степени нацелена на подготовку специалистов для научно-исследовательской или преподавательской работы.

Однако не решён до конца вопрос оплаты обучения в магистратуре. В Европе это достаточно дорогое удовольствие: плата составляет порядка трёх-пяти тысяч евро в год. В России магистратура также платная. Правда, предусмотрена система льгот для способных студентов – за них будет платить государство. Возможен и вариант, когда за подготовку будущего магистра будет платить его работодатель.

Правда, российские работодатели пока не в восторге от грядущих изменений. И хотя реформа системы высшего образования, по уверению московских чиновников, должна повысить качество обучения и удовлетворить требования предприятий, руководители организаций сомневаются, что новоиспеченные бакалавры им подойдут больше, чем нынешние специалисты. «Мне интересны специалисты высокого уровня, – говорит генеральный директор ОАО «Челябинский завод «Теплоприбор» Сергей Стародубцев. – Мы работаем в наукоемком, высокотехнологичном сегменте рынка, и трех-четырех лет явно недостаточно для подготовки высококвалифицированных кадров». «Мы стараемся брать на работу людей с высшим образованием, – вторит ему заместитель генерального директора по логистике промышленной группы «Росинвест» Иван Манин. – И разница в один год не столь существенна, чтобы менять подход. Не думаю, конечно, что бакалавры почувствуют какую-то дискриминацию, но наша компания больше внимания будет уделять магистрам».

Между тем, в челябинских вузах сомневаются в том, что переход на европейскую систему высшего образования откроет путь к признанию российских дипломов в ЕС. Более прямым путём в Европу, по их мнению, может стать заключение двусторонних договоров между российскими и европейскими учебными заведениями. Именно так действуют сейчас, например, В ЧелГУ. В начале этого года руководство челябинского вуза заключило договор с Вестминстерским университетом, и теперь выпускники лингвистического факультета ЧелГУ смогут получать диплом не только российского, но и европейского образца. По мнению руководства ряда учебных заведений, это более действенный путь к признанию. «Три года действует соглашение ЧГАУ с Высшей сельскохозяйственной школой в Анже и Высшей школой в Нанте, – рассказал Cheldiplom.ru проректор по международным связям Челябинского государственного агроинженерного университета Борис Курчатов. – Студенты «французской» группы нашего университета проходят стажировки во Франции и Англии. А после окончания университета по заявке французских предприятий они могут быть направлены на учебу к международным коллегам. При этом наш курс зачитывается выпускникам ЧГАУ по программе бакалавриата. После двух лет учебы во Франции они получают еще один диплом о высшем образовании и начинают работать, как правило, в филиалах французских компаний в России и ближнем зарубежье. Хотя, некоторые остаются в ЕС. Думаю, сегодня это наиболее реальная возможность вхождения в единое европейское пространство российских вузов. Именно таким образом будут развиваться события в ближайшее время».

В Министерстве образования и науки РФ также не питают особых иллюзий по поводу того, что переход к двухступенчатой системе высшего образования откроет российским дипломам дверь в Евросоюз. В феврале Андрей Фурсенко заявил, что не видит необходимости торопить события и допустил, что в 2010 году Россия может и не стать полноправным участником европейского образовательного пространства.

Антон НОВИКОВ

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления