RU74
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Челябинске

Погода+8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +3

6 м/c,

сев.

737мм 76%
Подробнее
1 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Образование ЕГЭ: есть у революции начало…

ЕГЭ: есть у революции начало…

Не успели стихнуть споры вокруг введения обязательного ЕГЭ для одиннадцатиклассников, как Министерство образования и науки РФ подало новый повод для обсуждения. Вдохновившись своей, пусть несколько компромиссной, победой над противниками тестирования...

" src=

Не успели стихнуть споры вокруг введения обязательного ЕГЭ для одиннадцатиклассников, как Министерство образования и науки РФ подало новый повод для обсуждения. Вдохновившись своей, пусть несколько компромиссной, победой над противниками тестирования на выходе из общеобразовательной школы, чиновники решили упрочить позиции единого госэкзамена, распространив его на всю школу. Об этом заявил в среду на коллегии министерства его глава Андрей Фурсенко. Причем министр не исключил и возможности федерального тестирования для вузов. Кстати, опыт проведения испытания в форме ЕГЭ для девятиклассников и даже учеников начальной школы в Челябинске уже есть.

А начиналось все достаточно безобидно. Коллегия министерства образования и науки РФ собралась 24 октября лишь для того, чтобы обсудить итоги эксперимента со сдачей единого государственного экзамена в 2006 году и наметить задачи на следующий год. Андрей Фурсенко решил оживить рутинное заседание и заявил, что единый экзамен в его нынешнем виде – это только начало, передает Газета.Ru. «Принятый Госдумой в первом чтении закон о переходе с 2009 года на штатный режим ЕГЭ – лишь первый шаг создания единой системы проверки знаний», – заявил министр. Следующими шагами станут «аналогичный обязательный экзамен после 9-го класса». Предвидя возражения оппонентов, чиновник наряду с тестированием предложил узаконить «портфолио ученика, где будут накапливаться все его достижения за время обучения в школе».

Недолго длилось и торжество вузов, выговоривших себе возможность дополнительных испытаний абитуриентов при поступлении по некоторым направлениям. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов сообщил, что чиновники обсуждают сейчас «возможность независимой оценки знаний после начальной школы», а также «независимой оценки вузов через федеральное тестирование».

В Челябинске к новым инициативам Москвы стали готовиться заранее. «По логике вещей, механизм независимой экспертизы знаний учащихся девятых классов вводить надо, - уверен глава городского управления образования Александр Кузнецов. – Ведь по закону в России именно общее, девятилетнее образование является обязательным. После окончания девятого класса дети получают документ государственного образца, который должен быть подтвержден соответствующей экспертной комиссией». В Челябинске эксперимент по разработке такого механизма идет уже второй год, и участвуют в нем все школы. Сначала экзаменационные работы девятиклассников давали на проверку учителям из других школ. Теперь речь идет уже о разработке технологии проверки знаний. Кстати, к тестам Александр Кузнецов относится вполне спокойно. «Тестовый способ проверки знаний достаточно эффективен, – сказал он Cheldiplom.ru. – И кстати, использовался всегда – и в советской школе, и в образовательной системе Российской империи. Другое дело, что раньше учителям приходилось самим составлять тесты».

Введение независимой экспертизы в начальной школе также необходимо, уверен начальник управления образования Челябинска. «Сегодня оценка качества работы образовательного учреждения – прерогатива этого же самого образовательного учреждения. То есть школа сама учит, сама же решает, насколько хорошо это у нее получается. Это не очень логично, – отмечает Александр Кузнецов. – Необходима система независимой оценки, которая бы работала на всех звеньях школы и постоянно, а не так, как сейчас – только раз в пять лет во время аттестации образовательного учреждения». Однако в том, что по окончании четвертого класса дети будут сдавать итоговый экзамен в форме тестов чиновник сомневается. «Документа гособразца они не получают. Какой смысл в проведении экзаменов?» – сказал он Cheldiplom.ru. К тому же на едином государственном экзамене свет клином не сошелся. «ЕГЭ в нынешнем его виде – это лишь одна из форм независимой экспертизы, наиболее приемлемая для старших классов, – подчеркивает Александр Кузнецов. – Есть множество других форм».

Практика портфолио в Челябинской области фактически существует. «Никто не мешает абитуриентам сдать вместе с необходимыми документами в приемную комиссию вуза также копии грамот, дипломов и прочего, – говорит г-н Кузнецов. – Это было и в советское время. Другое дело, что сегодня в стране нет единого понимания, что должно представлять из себя портфолио, что в него будет входить. Наверное, неплохо будет дополнить им единый госэкзамен. Ведь ЕГЭ – это всего лишь разовый срез, а портфолио может дать более полное представление о достижениях человека за время учебы».

Однако во самих школах отношение к ЕГЭ нельзя назвать однозначным. «Во время эксперимента по введению единого государственного экзамена мы столкнулись с рядом проблем, – рассказывает директор гимназии № 76 Людмила Алферова. – Во-первых, сама форма экзаменационных испытаний была неизвестна ученикам. Во-вторых, столкнулись с неумением в стрессовой ситуации правильно читать вопрос: до 50 процентов ошибок связано с тем, что одиннадцатиклассник просто не дочитывает задание до конца. Третья проблема – чисто психологическая: зацикленность на вопросе. То есть если ребенок не ответил на задание, он не может двигаться дальше. Наконец, четвертое – в отличие от традиционной формы тест предполагает работу на время». Для решения проблем педагоги гимназии стали своеобразными «тренерами по ЕГЭ». Испытание в тестовой форме проводится с восьмого класса, а с пятого проводятся «репетиционные» работы. Используются тесты и в третьем-четвертом классах. Хотя Людмила Алферова – категорический противник монополии формы ЕГЭ. «Переводить все в ЕГЭ неправильно, – подчеркивает она. – Ведь тест предполагает только одно решение. А в жизни все не так. В жизни каждая задача имеет несколько решений. Если же ребенок привыкнет к тому, что решение только одно, потом он, не найдя аналогичного в жизни, будет считать себя неудачником». Поэтому директор 76-й гимназии убеждена, что наряду с этой формой должны существовать альтернативные, из которых ребенок сможет выбрать то, что ему больше подходит. Кроме того, в «расползании» единого госэкзамена на всю школу есть еще одна опасность. «Сейчас мы учим, развиваем, воспитываем. И только на финишной прямой переходим к подготовке к ЕГЭ, – говорит Людмила Алферова. – Если же ЕГЭ введут во всех параллелях, тогда педагоги только и будут, что «тренировать» учеников, натаскивать их на тесты. Такая форма достаточно эффективна при определении объема знаний. Но ведь мы движемся к инновационной экономике. А инноваций на одних знаниях не сделаешь».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления