Образование Елена Федорова, директор Института открытого и дистанционного образования ЮУрГУ: «К 2010 году две трети мирового образования будет осуществляться через Интернет»

Елена Федорова, директор Института открытого и дистанционного образования ЮУрГУ: «К 2010 году две трети мирового образования будет осуществляться через Интернет»

Дистанционное обучение – достаточно новое явление в образовании, но уже начинает пользоваться популярностью. В наш скоростной век молодые люди не хотят терять ни минуты, поэтому возможность получить высшее образование по Интернет...

" src=

Дистанционное обучение – достаточно новое явление в образовании, но уже начинает пользоваться популярностью. В наш скоростной век молодые люди не хотят терять ни минуты, поэтому возможность получить высшее образование по Интернету, не отрываясь надолго от работы и семьи, может стать для них оптимальным вариантом. В Челябинске обучением студентов «на расстоянии» не первый год занимаются специалисты Института открытого и дистанционного образования ЮУрГУ. Их опыт в разработке электронных учебно-методических материалов известен уже по всей стране. О специфике дистанционного обучения, о его преимуществах и технологиях рассказывает директор Института открытого и дистанционного образования ЮУрГУ Елена Федорова.

– Елена Федоровна, как создавался Институт открытого и дистанционного образования?

– Все началось в 2001 году, когда мы создали в ЮУрГУ Центр дистанционного образования при поддержке ректора Германа Платоновича Вяткина. Тогда нашей главной задачей было максимально подготовить структуры вуза и преподавательский состав к пониманию специфики дистанционных образовательных технологий. Будучи Центром, мы разработали методическую базу для того, чтобы начать обучение студентов, и создали систему повышения квалификации работников образования, занятых в системе дистанционного обучения. Сейчас у нас действуют три курса, посвященные методике преподавания в интернет-среде, методике и технологии создания дистанционных курсов и электронных учебников и так далее. Курсы предлагаются всем желающим через Интернет. На них обучились более 700 человек из России и стран СНГ. В 2004 году мы разработали специализированный экспресс-курс для тех преподавателей ЮУрГУ, которые привлекаются нами к дистанционному учебному процессу. На нем обучено более 100 человек. Мы показываем, как организовывать учебный процесс в виртуальной среде, как проводить занятия и электронные семинары, какие виды аттестации применять и так далее. Но самое главное – постепенно разработали методику создания учебно-методических комплексов для дистанционного обучения. В 2002-2003 годах при поддержке ректората мы организовали два конкурса, в результате которых были разработаны несколько видов электронных учебников. Кроме того, запустили постоянно действующий семинар в ЮУрГУ: за четыре года мы провели 21 семинар, где демонстрировали разработки наших преподавателей, знакомили с нормативной базой дистанционного обучения, опытом других вузов и прочее. Итогом этой колоссальной работы стало создание в 2004 году Института открытого дистанционного образования, причем мы сразу же предложили 13 специальностей для обучения по заочной форме с применением дистанционных технологий. В тот момент нас очень поддержал ректорат во главе с Германом Платоновичем Вяткиным. Новое руководство и новый ректор Александр Леонидович Шестаков также видят в дистанционном обучении перспективы для всего вуза, так как это объективные мировые процессы.

Считается, что сейчас примерно пятая часть всех образовательных услуг предоставляется через Интернет. А по прогнозам American Educational Research Association, к 2010 году две трети мирового образования будет осуществляться дистанционно. Уже сейчас в Интернете обучается 100 миллионов человек, численность очных студентов по всему миру составляет 97 миллионов. Эксперты подчеркивают, что для активного разворачивания дистанционного обучения необходимы инвестиции, контент, софт, техническая готовность населения и воля образовательного менеджмента.

За год мы проделали такой объем работ, на который другие вузы тратят по пять-семь лет. В этом мы смогли убедиться на выставке «Образовательная среда – 2005». И все это благодаря нашему небольшому, но творческому коллективу. Сейчас по всем специальностям сотрудниками ЮУрГУ создаются учебно-методические комплексы, в разработке находится более 250 учебников. Около сотни уже выложены на нашем сервере, и студенты могут с ними работать. Часть из них представляет собой интерактивные электронные учебники с мультимедийными элементами (анимация, звук, видео). Часть учебников издана в бумажном варианте, например, математика, информатика, экономическая теория и другие.

– Что же представляет собой дистанционное обучение в вашем институте?

– В ЮУрГУ реализован системный поход к организации дистанционного обучения. Такое практикуют немногие вузы. Что греха таить, некоторые вузы настолько упрощают дистанционное обучение, что в итоге оно сводится к рассылке студентам лекций на листах формата А4, а в качестве зачета или экзамена предлагается сдать контрольную работу по этим лекциям. В таком случае о качестве выпускника-специалиста будет говорить трудновато. Мы идем другим путем. Дистанционным обучением должны заниматься специально подготовленные преподаватели, у которых есть целый арсенал учебных материалов. Дистанционное обучение может быть сильно только сильной методикой и подготовленными кадрами. Причем методика для ДО весьма специфична. Вот почему наших преподавателей мы обучаем на экспресс-курсе: знать специфику и использовать ее преимущества – это главное. Кроме того, наше обучение основано на интернет-технологиях. Поэтому в прошлом году мы приняли решение принимать только тех студентов, у которых есть доступ к Интернету и электронной почте.

– По какому принципу строится обучение ваших студентов?

– Все наши студенты разбиты на группы, как и в любом образовательном учреждении. Но наше отличие в том, что мы не зависим от количества людей. Если при очном обучении невозможно работать с группой из двух человек, то в интернет-среде мы можем это организовать.

Студенты получают парольный доступ к нашему серверу, на котором выложены электронные учебники, учебные планы, индивидуальные графики обучения. Там же находятся электронно-зачетные книжки, по которым студенты могут отследить, когда и какие предметы нужно сдавать. По каждой дисциплине обязательно ведется форум, высказывания на котором оцениваются преподавателем как выступление на семинаре. Естественно, мы используем форумы и чаты для консультаций с преподавателями и кураторами. Кстати, кураторы – очень важное звено в учебном процессе. Они постоянно находятся на оперативной связи со студентами, бывает, в день отвечают на 50 и более писем (!), а также осуществляют связь между студентами и преподавателями. Надо отметить, что все электронные учебники не только размещаются на нашем сервере, но и высылаются студентам на дисках. Я знаю, что для заочников всегда было проблемой достать хотя бы какие-то лекции и учебники. У наших студентов таких забот нет: они сразу получают все учебные материалы, с которыми спокойно могут работать.

– У вас есть сессии два раза в год, как на заочном обучении?

– Да, сессии у нас существуют, но на них не обязательно приезжать. Человек может обучаться как на своем рабочем месте, так и на домашнем компьютере, выбирая для себя удобный режим обучения. Благодаря наличию электронных учебников ему необязательно проводить все время в сети Интернет. Он может подготовить задание, а затем отправить его по электронной почте преподавателю.

Многие абитуриенты относятся к такому способу обучения как к чему-то нереальному. Поэтому в прошлом году мы выпустили брошюру «Дистанционное образование в ЮУрГУ», в которой лаконично, но емко рассказываем, что представляет собой наш институт, как строится обучение, и что студент получит в результате. Брошюра продается в киосках Роспечати.

– Кстати, что студент получит в результате?

– Диплом ЮУрГУ государственного образца, какой получает каждый заочник.

– Какие специальности открыты в вашем институте, и какие наиболее популярны?

– У нас открыты 13 специальностей: «Экономика и управление на предприятии», «Информационно-измерительная техника и технологии», «Промышленное и гражданское строительство», «Прикладная информатика», «Электротехнические системы и сети», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Технология швейных изделий», «Технология машиностроения», «Менеджмент организации», «Финансы и кредит», «Приборостроение», «Юриспруденция». Все они достаточно востребованы. На Южном Урале и в Сибири наибольшим спросом пользуются «Промышленное и гражданское строительство», «Электротехнические системы и сети» и др. У студентов, желающих получить второе высшее образование, популярны экономические специальности.

– Новые специальности планируете открывать?

– Мы будем ориентироваться на спрос.

– Большую часть времени ваши студенты обучаются самостоятельно. Как удается контролировать их? Где гарантия, что задания выполняет сам студент, а не группа его помощников?

– Это проблема системы образования вообще, а не только дистанционного обучения. Сейчас во многих вузах висят объявления с предложением выполнить контрольные и курсовые работы. Не исключаю, что и у нас есть студенты, которым помогают делать задания. Но искоренится это лишь тогда, когда изменится государственный подход к образованию.

Проблема контроля ситуации «за меня учится сосед» может быть снята также введением системы биометрической идентификации пользователей: это можно делать по радужке глаза, по голосу или по отпечатку пальца. Такие разработки в стране есть, и для дистанционного обучения они очень нужны.

Могу к этому добавить, что обучение через Интернет очень увлекательно. Я знаю, что многие наши студенты никому не позволяют делать свои задания, потому что им интересно выполнить их самим. Этому во многом способствуют наши электронные учебники. Взять, к примеру, учебник по истории костюма и моды. Вячеслав Зайцев был от него просто в восторге. Там собрано около 600 иллюстраций из самых разных каталогов, в том числе и редких! А учебник по проектированию мужского костюма имеет анимированное построение чертежа, видеофайлы по используемому оборудованию и так далее. Все это наработки кафедры Технологии и проектирования изделий легкой промышленности под руководством Н.И. Герасимовой. Подобных учебников в нашей стране по этой отрасли не существует. По словам Герасимовой, это признали ее коллеги и в Москве, и на Дальнем Востоке.

Или учебник по культурологии И.Г. Белоглазкиной. В нем есть видеофрагменты Акрополя, египетских пирамид и других мировых достопримечательностей. Все это сопровождается уникальными аудиозаписями – китайская музыка, классика, гимн России и даже «Боже царя храни». Контрольные задания могут быть в виде кроссвордов, тестов с видеофрагментами. Студенту становится очень интересно учиться, а это дополнительная мотивация для образования и самообразования.

К тому же такие учебники очень хороши и для очной формы обучения, так как позволяют дать и показать студентам во время лекции гораздо больше материала, а главное – сделать его понятнее и нагляднее.

– Сколько студентов сейчас обучается в институте?

– Чуть меньше 300 человек в возрасте от 18 до 50 лет. Часть студентов у нас отсеялась. Причин тому несколько. Поступая к нам, многие думали, что обучение через Интернет будет очень легким. К тому же за него еще диплом ЮУрГУ дадут. Однако дистанционное обучение требует от студентов гораздо большей самоорганизации и ответственности. У наших студентов большая нагрузка, и оказалось, что учиться у нас вовсе не легко. Чтобы выйти на зачет или экзамен, задания нужно выполнять регулярно в течение семестра. Сдать предметы «авралом» не получится. Зато наши студенты могут обращаться за консультацией и помощью к кураторам и преподавателям в любое время суток по Интернету. К тому же наши учебники построены так, чтобы максимально облегчить самостоятельную работу студента. Они имеют эффект опосредованного присутствия преподавателя – это одно из важнейших наших требований к учебным материалам для дистанционного обучения.

В последние годы исследователи склоняются к выводу, что качество дистанционного обучения практически не отличается от очного. Я с этим мнением согласна и могу добавить, что это действительно так, если есть специальным образом разработанные учебно-методические комплексы и подготовленные преподаватели. Мы это все реализуем на практике.

– На сколько лет рассчитано обучение в вашем институте?

– На пять с половиной лет. Если студент получает второе высшее образование – на три с половиной года. Сроки могут варьироваться в зависимости от специальности студента и от того, какие дисциплины он изучал ранее.

– Обучение платное?

– Только платное. Оно составляет от 18 до 26 тысяч рублей в год.

– С какого числа начинается обучение в вашем институте, и можно ли присоединиться к группе в течение года?

– Обучение начинается с 1 октября, как и у всех заочников. Хотелось бы перейти на круглодичный набор студентов, но это дело будущего. В ближайшее время мы собираемся предложить студентам нашего и других вузов дистанционное изучение отдельных дисциплин по их желанию. Причем обучаться у нас смогут как очники, так и заочники.

– Обучаются ли у вас студенты из других регионов?

– География у нас очень широкая. Помимо Челябинска и Челябинской области представлены, к примеру, Тюмень, Иркутск, Новосибирск, Москва, а также Израиль, Германия и США. Студенты, уехавшие за границу, спокойно могут доучиться у нас и получить диплом ЮУрГУ. Интернет позволяет это сделать.

В 2005 году к нам зачислены даже студенты, отбывающие наказания в колониях области. Совместно с Главным управлением федеральной службы исполнения наказания, начальником по воспитательной работе Казанцевым Андреем Владимировичем, мы провели работу среди осужденных и поддержали их интерес к возможности учиться дистанционно в ЮУрГУ. Мы считаем это началом большой социальной программы, которая будет способствовать социальной адаптации бывших осужденных после их освобождения.

– В какой форме проводятся экзамены?

– Если студент живет близко, мы вызываем его на экзамен. Это занимает совсем немного времени, так что человек не отрывается надолго от работы и семьи. Конечно же, студенты из США или Германии не могут часто выезжать в Челябинск. В этом случае будем использовать видеотехнологии, которые позволяют в реальном режиме времени проводить зачет, экзамен. Внедряем на нашем сервере видеосвзяь, чтобы организовывать экзамены и зачеты с помощью веб-камеры. Мы уже используем эти технологии для связи с нашими представителями в других городах, для организации конференций и собраний со студентами и абитуриентами. Существует также возможность онлайн-тестирования, когда контрольные тесты открываются для студентов на определенное время.

А как студенты будут сдавать государственные экзамены и защищать диплом?

– Только в очной форме. Выпускникам придется для этого приехать в Челябинск, даже тем, кто находится за границей.

– Есть ли у вашего института конкуренты в Челябинске?

– В таком виде, в каком предлагает ЮУрГУ, дистанционное обучение проводят очень немногие. В Челябинске есть филиалы московских вузов, но они действуют по другой модели дистанционного обучения. Студенты обучаются не по Интернету, а в специальных учебных центрах, которые созданы в городе. Все зависит от того, кому какая модель близка, главное, чтобы не страдало качество.

В чем преимущество дистанционного обучения перед очным и заочным?

– Как я уже говорила, наши студенты сами выбирают для себя удобный режим обучения, причем без отрыва от производства. Более того, человек может одновременно обучаться в двух вузах. Дистанционная технология хороша еще и тем, что, по сути, сокращает дистанцию между студентом и преподавателем. В очном обучении часто возникает такая ситуация: закончив лекцию, преподаватель интересуется, есть ли у студентов вопросы, и аудитория, как правило, молчит. И вовсе не потому, что студентам все понятно. Просто в силу различных психологических, социальных и иных причин – комплексов, внутренних барьеров – вопросы задаются нечасто. При дистанционном обучении все барьеры снимаются. Наши студенты напрямую могут задать вопросы преподавателю через Интернет и получить необходимую консультацию. Таким образом, мы реально движемся к индивидуализации обучения, о которой говорится уже много лет.

К преимуществам мы относим также факт получения нашими студентами всего комплекта учебных материалов. При этом на его рабочем месте формируется библиотека специалиста из наших учебников, что для работодателя должно быть весьма привлекательно. К тому же, такой работник будет ценится выше остальных в силу того, что в процессе обучения он овладевает информационными технологиями и сервисами Интернет. В дальнейшем Интернет становится инструментом его профессиональной деятельности.

Кроме того, дистанционные технологии влияют на развитие образовательного процесса всего вуза. Наши преподаватели используют методики дистанционного обучения и для очных студентов. Система электронного учебника дает неоспоримое преимущество. Это экономия времени и сил на объяснение трудного материала и т.д. Многие преподаватели делятся с нами, что при разработке учебно-методических комплексов испытали настоящее профессиональное удовлетворение. Ведь здесь собраны не только лекции, но и вся методика по изучению дисциплины, календарно-тематический план, контрольные работы, все виды задач и способы их решения, темы курсовых и лабораторных работ, примерные экзаменационные вопросы и так далее.

Как оценивают ваш опыт в других городах России?

– Наши наработки вызывают огромный интерес. На выставке-форуме «Образовательная среда-2005», который состоялся в Москве в конце сентября, к нам подходили представители различных вузов России и говорили, что такого комплексного подхода, как у нас, раньше не встречали. Было очень приятно, что за год работы в качестве института мы смогли подготовить такой объем материала, который оценивался очень высоко. Нам поступило несколько предложений о сотрудничестве. Мы привезли благодарность Агентства по образованию и несколько дипломов за наши разработки.

Мы начали вводить опыт проведения выездных семинаров по проблемам дистанционного обучения, в течение года были организованы две такие встречи с приглашением нескольких вузов, в частности в Тольятти и Удмуртии. Где бы мы ни демонстрировали наш подход и наши наработки – реакция потрясающая.

В прошлом году в качестве эксперта от России я была приглашена министерством образования республики Узбекистан на заседание коллегии министерства и международную конференцию, где обсуждались пути развития республики в области дистанционного обучения. Мы обучили ДО-технологиям 60 человек руководящего состава разных вузов республики из 32 городов. Отзывы были самые положительные.

А сотрудники корпорации «Норильский Никель» в 2004 году обучили на наших дистанционных курсах группу своих сотрудников. На мой вопрос, почему обратились именно к нам, ответили, что в стране они не нашли подобных курсов, где с таким подходом учили бы технологии создания дистанционных курсов и методике обучения в виртуальной среде.

Так что нас знают в разных городах и все чаще обращаются за опытом по организации дистанционного обучения в вузе. Ведь у нас есть уникальные разработки в этой области.

Год работы показал, что решение ректората в 2004 году дать нашей структуре именно такое название – Институт открытого и дистанционного образования – было стратегически верным и дальновидным, так как статус Института ЮУрГУ привлекает к сотрудничеству не только российские, но и зарубежные вузы.

Расскажите немного о планах на будущее.

– Мы будем расширять спектр наших услуг на основе дистанционных технологий для самых разных категорий населения. Планируем открыть интернет-магазин по продаже наших учебников. Они пользуются сейчас большим спросом. К нам обращаются даже из Москвы и предлагают издавать наши учебники. Кроме того, мы хотим на более высокий уровень вывести создание виртуальных лабораторий. Есть планы создать отдельную техническую группу, которая будет заниматься разработкой мультимедийных электронных учебников, виртуальных лабораторий для всего вуза. И, конечно же, самое главное – будем развивать все направления, которые начали год назад.

Более подробную информацию можно получить на сайте ИОДО ЮУрГУ http://ode.ru и по телефонам (351)267-92-45, 267-99-25.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления