RU74
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Челябинске

Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

7 м/c,

с-в.

746мм 62%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Город Аудиторов лишат работы

Аудиторов лишат работы

До сих пор – а я в аудиторском бизнесе с 2002 года – не перестаю искренне удивляться энтузиазму законодателей в направлении реформирования этой профессиональной деятельности. Еще непонятно, как отразятся на клиентах аудиторских компаний изменения законодательства, связанные с саморегулированием, так как вступят в силу они только через год. Но в Госдуме на рассмотрении еще два новых законопроекта, которые приведут к укрупнению аудиторского бизнеса.

Так, 23 сентября один из депутатов от «Единой России» предложил освободить от обязанности проходить обязательный аудит компании с выручкой менее 800 миллионов рублей в год. И практически на следующий день появляется разработанный Росфиннадзором проект закона, основная цель которого – ограничить список аудиторских компаний, услугами которых могут пользоваться предприятия с долей государственной собственности, а также другие «общественно значимые организации».

Оба законопроекта, безусловно, преследуют благие цели. Первый призван в условиях непростой экономической ситуации освободить малый бизнес от дополнительной финансовой нагрузки. Четыре года назад показатель выручки для обязательного проведения аудита уже увеличили с 50 миллионов до 400. Цель была та же – снижение нагрузки на бизнес, но эффект оказался весьма сомнительным. В связи с отсутствием системы наказания за уклонение от обязательного аудита те, кто не был заинтересован в независимой оценке бухгалтерского учета, так ничего и не сэкономили, потому что игнорировали требования закона и не проводили аудит. А бизнесмены, которые обращались к аудиторам с целью получения независимого мнения и минимизации своих рисков, продолжают это делать, хотя по закону и не обязаны. Хороший аудитор всегда будет востребован. Да, аудиторских компаний после законодательных изменений стало меньше, но меньше и стало возможностей «купить» аудиторское заключение по цене реферата для вуза. Это подтверждает и статистика – глобального обвала совокупной выручки аудиторов в 2011-2012 годах не произошло.

Предполагаю, что такая же ситуация будет и с вновь предлагаемыми изменениями. Количество аудиторских компаний сократится, незаинтересованные в аудите организации получат официальное обоснование его не проводить, для тех же, кто ежегодно проводит аудит, возможностей сэкономить на гонораре аудитора станет меньше. Кстати, я бы рекомендовал регулярно проводить аудит компаниям с выручкой от 250 миллионов рублей в год – при таких масштабах аудитор всегда найдет, что порекомендовать клиенту.

Любопытны комментарии к этому законопроекту самих аудиторов на профессиональных ресурсах: «400 млн. – это было $13 млн.; 800 млн. – сейчас это те же $13 млн. Справедливо»; «800 млн.... всем бы такой «малый бизнес» иметь».

Цель второго законопроекта – повышение качества аудита. В пояснительной записке к нему так и написано, что итоги внешних проверок аудиторских компаний, проводимых Росфиннадзором, «свидетельствуют о низком качестве аудита общественно значимых организаций».

Департамент аудита нашей компании весной этого года также испытал на себе беспристрастный подход проверяющих из Росфиннадзора. Нас похвалили, сказали «у вас все хорошо», но... все равно вынесли замечания. Проблема в методике, применяемой Росфиннадзором: она больше формальна, чем по существу. Отсюда большое количество замечаний технического характера и весьма редкие существенные замечания, по итогам которых выносится постановление о приостановке деятельности аудиторских компаний.

Вопрос качества аудиторских услуг широкому кругу читателей будет мало интересен, поэтому я предлагаю рассмотреть данный законопроект с другой точки зрения. Сейчас в Челябинске примерно 20-25 аудиторских компаний, проверяющих предприятия с государственным участием и «общественно значимые предприятия». А требованиям нового законопроекта соответствовать будут максимум пять. Основной критерий – наличие не менее 10 аттестованных аудиторов в штате. Непонятно, правда, почему идеологи законопроекта считают, что именно количество персонала повлияет на качество аудита. На мой взгляд, это скажется на качестве в последнюю очередь, а в первым делом отразится на увеличении стоимости. Таковы законы рынка – меньше предложений, выше цена.

То есть предприятия и организации с государственным участием вместо экономии государственных средств увеличат расходы на обязательный аудит. Крупные аудиторские компании получат дополнительные заказы, а небольшие аудиторские бизнесы, которые большей частью сейчас балансируют на грани рентабельности, потеряв еще часть доходов, вынуждены будут менять профиль и скорее всего займутся бухгалтерским аутсорсингом и консультациями.

Практика показывает, что какое бы отношение к этим законопроектам не высказывали представители аудиторского сообщества, они все равно будут приняты. В перспективе в 2017 году бизнес получит меньший выбор аудиторских предложений с повышенными ценами на аудиторские и бухгалтерские услуги. И, мне кажется, что не раз еще представится возможность покритиковать какую-нибудь законодательную инициативу в области аудита, потому что на этих двух документах реформирование аудиторской профессии не закончится.

Юрий Симанков – управляющий партнер LA`consulting, аттестованный аудитор с 2010 года. В настоящее время является председателем региональной комиссии УРФ СРО НП «Аудиторская палата России» по профессиональной этике, членом региональной комиссии по обязательному аудиту, входит в состав Центрального комитета по профессиональной этике СРО НП АПР, а также в Уральский экспертный совет по аудиту.

Юрий СИМАНКОВ
Фото: Фото предоставлено Юрием Симанковым
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления