Бизнес Госаптеки прижмут цены на лекарства?

Госаптеки прижмут цены на лекарства?

В России могут создать сеть государственных аптек. К 15 апреля правительство РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов должно рассмотреть вопрос о целесообразности организации госучреждений для хранения, приготовления и отпуска лекарств. Такое указание дал президент России Владимир Путин. Какие условия должны быть соблюдены при создании сети госаптек, чтобы не нарушить действующего законодательства страны, и как они могут повлиять на работу существующего бизнеса в этом сегменте – в статье на Chel.ru.

На сайте Кремля 23 февраля опубликован перечень поручений президента, составленный по итогам совещания Владимира Путина с членами правительства 4 февраля. Исходя из документа, до 15 апреля правительству совместно с регионами поручено рассмотреть вопрос о целесообразности создания государственных (муниципальных) аптечных организаций «для обеспечения доступности для населения лекарственных препаратов, в том числе низкого ценового сегмента и сильнодействующих обезболивающих препаратов».

Среди прочего Белому дому к 20 марта поручено организовать мониторинг розничных цен на лекарства. А к 1 декабря текущего года для контроля качества и в целях борьбы с подделками на лекарственном рынке Минздраву РФ поручено наладить автоматизированную систему мониторинга движения препаратов от производителя до конечного потребителя «с использованием маркировки и идентификации упаковок лекарств».

Между тем на Южном Урале уже работает сеть госаптек, на 100 процентов принадлежащая государству – это «Областной аптечный склад».

«Хотя наша компания и считается акционерным обществом, все 100 процентов ее акций принадлежит областному правительству, – рассказал Chel.ru первый заместитель генерального директора ОУГП «Областной аптечный склад» Валерий Яковенко. – Поэтому, если рассмотрение данного вопроса будет определено в адрес субъектов РФ, то наша область отчитается, что государственная сеть аптек здесь уже есть».

Кстати, приватизация обошла стороной аптечный рынок Челябинска, выяснил Chel.ru, готовя проект «Кому принадлежит Челябинск». Ни одно из существовавших на начало 90-х годов XX века аптечных учреждений так и не было акционировано и не сменило форму собственности в результате продажи на аукционе. Большинство из них просто прекратили деятельность, не сумев вписаться в рыночные отношения. А «прикормленные» аптеками помещения впоследствии арендовали или выкупали частники.

При этом г-н Яковенко отметил, что «государственная» в их случае – только форма собственности. «А в чистом виде мы, конечно, занимаемся бизнесом, не получая от государства никаких дотаций и преференций. Владимир Путин, конечно, сказал в своем послании, что необходимо рассмотреть возможность субсидирования госаптек. Но за всю историю своей работы мы субсидий от государства не получали, в аукционах участвуем на общих основаниях. Также платим налоги и часть прибыли перечисляем в бюджет области – то есть нашему собственнику».

Работа государственных аптек в стране целесообразна, поскольку они помогают снижать социальную напряженность, уверены эксперты Chel.ru.

«Мы занимаемся не только реализацией медикаментов, но и выполняем социальную функцию в плане реализации программы по обеспечению необходимыми лекарственными средствами, – пояснил Валерий Яковенко. – В том числе несем определенную социальную нагрузку: наши аптеки присутствуют во всех муниципальных образованиях области, в составе сети работает более 260 точек реализации и оптик, штат – около 2000 сотрудников. При этом мы не можем закрывать убыточные и низкорентабельные точки в некоторых населенных пунктах, как это сделали бы классические коммерсанты – это приведет к социальной напряженности, чего наш собственник допустить не может».

Во всех субъектах РФ областные аптечные склады всегда были. В некоторых регионах их продали, приватизировали, акционировали и так далее. Во многих областях склады влачат жалкое существование, но наше и ряд других предприятий – вполне успешны, дополнил Яковенко.

«Государственные аптеки были и сами себя изжили, а значит сейчас, если вновь создавать такие учреждения, они должны быть кардинально новыми, – соглашается коммерческий директор ООО «Ланкор» Светлана Чернышева. – К тому же, выйти на рынок новым компаниям сейчас, пусть даже государственным, будет очень непросто». И причин тому, по словам Светланы Чернышевой, множество. К примеру, торговые площади, где раньше располагались аптеки, давно проданы или сданы под иной бизнес. Работать госаптекам наверняка придется на арендованных площадях – это дополнительные расходы, от которых освобождены многие частные аптеки, расположенные на собственных площадках. Опять же, нужны грамотные специалисты, а они пойдут только на нормальные зарплаты...

«Еще коммерческие предприятия гораздо быстрее реагируют на рыночные изменения, лавируя величиной наценки и стремясь к повышению рентабельности бизнеса, а госпредпрития не всегда это могут делать, – говорит Чернышева. – Поэтому, если госаптеки и будут создавать, то на работе уже действующих бизнесов их появление отразится незначительно».

Представители аптек также высказались против субсидирования отдельных игроков рынка, так как это ухудшит конкурентную среду.

«Если субсидии будут даны для того, чтобы государственные аптеки снизили цены на какую-то группу препаратов, то это станет неправильным решением, бездонной бочкой расходов для государства, – считает представитель «Областного аптечного склада». – Люди привыкнут к субсидированию, низким ценам, но деньги когда-то закончатся, и это приведет опять же к росту недовольства граждан. Если же дотировать некоторые жизненно важные препараты, то это приведет к перекосу рынка – мы станем очень жесткими конкурентами коммерсантам, и наверняка начнутся попытки это скорректировать. Любое вмешательство в рыночные отношения чревато серьезными перекосами, которые в дальнейшем ударяют рикошетом по покупателям».

«Все участники рынка оборота лекарственных средств и изделий медицинского назначения так или иначе обязаны соблюдать антимонопольное законодательство, вне зависимости от их статуса и формы собственности, – указала заместитель руководителя Челябинского УФАС России Елена Рысева. – Что касается порядка предоставления государственных или иных преференций, то это регулируется Федеральным законом «О защите конкуренции», за соблюдением которого следят антимонопольные органы. Следовательно, при создании сети государственных аптек необходимо будет соблюдать порядок, предусмотренный этим законом. Антимонопольный орган вправе принять решение либо об отказе, либо о согласовании на предоставление государственной или муниципальной преференции, в том числе с выдачей предупреждения».

Любому участнику рынка получить преференцию непросто – существуют достаточно жесткие условия ее получения. Все должны работать в равных условиях, вне зависимости от того, кем была создана аптека – государством или частником, уточнила представитель антимонопольного органа.

Возможно, государственная аптека будет вести немного иную политику, чем традиционный бизнес, считают эксперты Chel.ru. Например, открывать пункты продажи в потенциально не прибыльных для бизнеса районах, где наблюдается нехватка аптек. И это окажет положительное влияние именно на социальную напряженность, связанную с ростом цен и доступностью лекарственных средств и препаратов. Граждане обычно жалуются, что при обращении в аптеку им изначально начинают предлагать дорогой товар. В государственных аптеках, возможно, будет немного иная политика реализации товаров и так далее.

«Сегодня получить разрешительные документы на создание своей аптеки может практически каждый, – говорит Елена Рысева. – И этот рынок год за годом растет».

В 2012 году в Челябинской области работало 102 хозяйствующих субъекта, из которых два процента – госаптеки, годом позже в регионе числилось уже 120 субъектов, из которых госаптеки составляли три процента.

По мнению участников аптечного рынка, сейчас контролирование государством наценки на жизненно важные лекарства, ограничение этих наценок – это достаточно неплохой вариант регулирования работы аптек. Он позволяет и мониторить, и оптимально контролировать рынок, не влияя на конкурентную среду.

«Государство много раз пыталось регулировать цены, и это никогда ни к чему хорошему не приводило, – считает Яковенко. – А контроль и ограничение наценок на определенную группу товаров – это нормально, позволяет держать рынок в конкурентной среде и не играть в нехорошие игры с потребителями».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления