Бизнес Аэропорт потратит четыре миллиарда

Аэропорт потратит четыре миллиарда

В 2015 году челябинский аэропорт займется реализацией инвестпрограммы на сумму более 4,2 млрд рублей. Эту оптимистичную новость озвучило руководство ОАО «Челябинское авиапредприятие» в канун Нового года. Ожидается, что новые проекты улучшат инфраструктуру аэропорта, подготовят воздушную гавань к мультимодальным перевозкам, откроют новые направления, а также существенно повысят уровень комфорта и сервиса для пассажиров. Подробности планов по развитию аэропорта и прогнозы экспертов – в материале Chel.ru.

С опережением сроков

В то время, когда даже крупные стабильные компании планируют сворачивание инвестиционных программ, генеральный директор ОАО «Челябинское авиапредприятие» Юрий Коньков заявил о переносе с 2016-го на 2015 год реализации главного инвестиционного проекта на сумму более 4,2 млрд рублей. Та самая, долгожданная, федеральная целевая программа по реконструкции инфраструктуры челябинского аэропорта, о которой так долго говорили логисты, туристы, перевозчики и даже рядовые пассажиры, по заверениям руководителя, начнет реализовываться на год раньше. Сегодня уже оформляется трехстороннее соглашение между Минтрансом РФ, правительством Челябинской области и аэропортом Челябинск, начинается проектирование запланированных объектов и мероприятий и, видимо, рассматриваются источники и объемы инвестиций, которые должны бесперебойно финансировать все эти планы вплоть до окончания программы – до 2018 года.

В самых радужных мечтаниях руководителей предприятия до 2020 года – строительство нового аэровокзального комплекса (АВК) с телетрапами (телескопи́ческий трап – устройство для сообщения самолета со зданием аэровокзала, без промежуточного выхода на улицу. – Прим. авт.) площадью 10–12 тыс. кв. м; новой привокзальной площади на 22 тыс. кв. м; ангарного комплекса площадью 4,5 тыс. кв. м. Планируется, что перрон будет расширен на 20 тыс. кв. м и построены новые рулежные скоростные дорожки, а автопарковки – на 11,1 тыс. кв. м. Предстоит провести реконструкцию недостроенного пятиэтажного здания с организацией здесь бизнес- и ВИП-залов внутренних и международных авиалиний, офисных помещений для представительств авиакомпаний, туристических операторов, партнеров и самого ОАО «ЧАП». На привокзальной площади планируется расширение парковки длительного хранения транспорта на 700 кв. м.

Наиболее реальные планы, осуществлять которые начнут уже в этом году, включают в себя создание из существующих зданий единого удобного аэровокзального комплекса, реконструкцию гостиницы, перестройку парковок. В частности, планируется расширение пропускных возможностей международного сектора со 150 до 300 пассажиров в час, увеличение площади накопителя российского сектора аэровокзала с 561 до 1357 кв. м; развитие концессионных зон в секторе вылета внутренних воздушных авиалиний, а именно увеличение площади с 658 до 904 кв. м. Проект будет реализован посредством ремонта/перепланировки существующего здания аэровокзала (первого и второго этажей вылета российского сектора) и прилегающей территории. Реконструкция гостиницы «Аэротель» должна завершиться к июню 2015 года, отремонтирован фасад, холл, номера и места общего пользования, установлены пассажирский и грузовой лифты, мини-АТС, организована прачечная, открыт ресторан на 60 мест.

Кроме новых достижений, необходимо также «заземлить» приобретения прошедшего года и сделать их элементами одной системы. Речь идет о поддержке в должном состоянии всего, что касается регулярности и безопасности полетов, в первую очередь взлетной полосы длиной 3200 м, которая может принимать даже самые тяжелые «Русланы». Новый трап, новые багажные телеги, дополнительная линия выдачи багажа, новые наземные источники электропитания должны достичь своего «эшелона» рентабельности.

Будет ли в Челябинске базовый перевозчик?

«Мы росли выше общероссийского рынка без базовых перевозчиков, а с реализацией новых проектов намерены привлечь внимание самых крупных авиакомпаний страны и мира», – такового эффекта ждут в челябинском авиапредприятии. Когда есть базовая авиакомпания, аэропорт больше зарабатывает, потому что авиакомпания старается выполнять максимальное количество рейсов именно отсюда. Там, где обычный перевозчик не пойдет на риск раскатки рейсов на новых направлениях, базовая авиакомпания это сделает, понимая, что это даст увеличение общей выручки. При прочих равных условиях загрузка аэропорта при наличии крупной базовой авиакомпании возрастает процентов на 20, считают эксперты. В Шереметьево, например, 50 процентов доходной части поступает от «Аэрофлота», а остальную часть аэропорт собирает с сотни авиакомпаний, которая к нему летает.

А «крупняку», в свою очередь, требуется бесперебойная качественная работа всех звеньев принимающей стороны, чтобы взлеты-посадки были четкими в любое время суток, в любой момент пиковых нагрузок, а возможности перрона, аэровокзала и другого сервиса соответствовали принятым стандартам. Поэтому даже реконструкция привокзальной площади с увеличением площади краткосрочной парковки с 200 до 312 машиномест, увеличение парковочных мест на автостоянках длительного хранения, модернизация АПС «ПАРКТАЙМ» имеет свое значение в сложной задаче привлечения базового перевозчика. Впрочем, для рядовых челябинцев проблемы парковки и в целом транспортной доступности аэропорта имеют такое болезненное значение – подробнее о планах реконструкции автопарковки в аэропорту читайте в ближайшее время на сайте Chel.ru.

44+7

Именно столько регулярных направлений полетов обещает челябинский аэропорт в наступившем году. Как утверждают руководители предприятия, показателем хорошей географии аэропорта является невысокий процент московского направления в общем объеме внутренних воздушных линий (ВВЛ). Аналогичные Челябинску аэропорты, как правило, имеют показатели за 70–80%, а рейс Челябинск–Москва составляет всего 56% объема перевозок внутренних перелетов. И предприятие намерено дальше расширять количество и объемы перевозок внутри страны.

Внутрироссийские перевозки выросли за прошедший год на 16%, что в два раза выше российских показателей. Главными драйверами роста стали Москва, Санкт-Петербург, Симферополь, Новосибирск, Казань, Сочи. Челябинск включен в перечень субсидируемых бюджетом РФ маршрутов, поэтому регулярные рейсы будут и дальше выполняться в таких направлениях как Ростов, Краснодар, Сургут, Тюмень, Самара, Казань, Новосибирск, Сочи, Симферополь.

Так будут выглядеть дополнительные выходы на посадку

На международных воздушных линиях (МВЛ) пассажиропоток за 2014 года вырос на восемь процентов, и челябинские перевозчики надеются на такие же темпы прироста в 2015 году. Из международного аэропорта Челябинск чаще всего жители региона летали в Душанбе, Худжанд, Ош, Ереван, Ташкент, Анталию, Хургаду, Шарм-Эль-Шейх, Бангкок, Пхукет, Барселону.

В новом году челябинцам станут доступны еще семь новых направлений: Мюнхен, Прага, Курган-Тюбе, Симферополь, Уфа, Пермь, Оренбург. Планируется открытие рейсов на Стамбул, Салоники, Урумчи, Астану. В зимнем расписании нашего аэропорта появятся новые рейсы на Москву, Сочи, Симферополь.

Пора «заземлить» амбиции

Все эти нововведения должны оптимизировать интересы пассажиров, аэропорта, компаний-перевозчиков и туроператоров. На это, по крайней мере, надеются, руководители Челябинского авиапредприятия. Поддерживают ли их оптимизм другие участники рынка?

«Думаю, что, по сравнению с прошлой зимой, рынок просядет на 30–50%, – считает директор по продажам Natalie Tours Олег Хигер. По его мнению, все направления прошлых лет, среди которых в основном Юго-Восточная Азия, ОАЭ, Египет и горнолыжная Европа, должны сохраниться. Но на новые направления с вылетами даже из Екатеринбурга рассчитывать не стоит. А в аэропортах Челябинска, Перми и Тюмени вообще грядет массовая отмена чартеров. «В таком случае турпоток пойдет через Кольцово. Так было и раньше, до тех пор, пока несколько лет назад не появились амбиции», – заявляет Олег Хигер.

Челябинские участники рынка не во всем согласны с коллегой и винят в раздутых амбициях уже аэропорт Кольцово, который не всегда благороден в конкурентной борьбе. Так, например, челябинский турбизнес долго муссировал версию, что причиной отмена рейса из Челябинска в Прагу стала не слабая наполняемость его здесь, а снижение количества пассажиров на аналогичный рейс в Кольцово.

С версией национального туроператора согласен в основном, но расходится в частностях Валерий Сережкин, до 2015 года – директор по развитию сети туристических агентств West Travel: «В ближайшее время рынок будет дальше сужаться. Скорее всего, это приведет к сокращению количества вылетов из Челябинска по определенным направлениям, но число направлений не уменьшится. Контракты на чартерные рейсы, как правило, длинные. И сторонам выгоднее «драться» за них до последнего, чем отменять».

Директор туристической фирмы «Русь-Тревел» Дмитрий Киселев уверен, что в Екатеринбурге более серьезно и последовательно занимаются как развитием аэропорта Кольцово, так и его рыночным лоббированием. «Для развития челябинского аэропорта не было принято никаких серьезных мер. На протяжении многих лет количество зарубежных рейсов из Челябинска оставалось на одном уровне – не падало, но и не росло. Для кардинальной модернизации инфраструктуры нашей воздушной гавани не хватит не то что четырех, но и 400 млрд рублей. Если быть реалистом, то главной задачей челябинского аэропорта всегда было сохранение пассажиропотока не ниже одного миллиона человек в год», – уверен Киселев.

Эксперт считает, что эти задачи и надо ставить дальше во главу угла, не только надеяться на какие-то федеральные целевые программы и субсидии, но и научиться работать с теми бизнесами, у которых есть интерес в авиаперевозках. «Подобной заинтересованности наша компания, например, не увидела, безответно предлагая на протяжении уже нескольких лет открытие нового чартерного рейса на южном направлении, – добавляет Дмитрий Киселев. – Заявления о приросте пассажиропотока на внутренних и особенно на международных линиях попахивают некомпетентностью. Состояние туротрасли сегодня самое наихудшее за последние 10 лет. Все федеральные туроператоры закрывают региональные чартеры, оставляя лишь столичные. А коммерческая служба челябинского авиапредприятия в таких реалиях выдает какие-то свои, противоположные реальности расчеты и прогнозы. Внутренний туризм, на самом деле, не вырос, а просто просел меньше, чем международный. И упования на ВВЛ как на главный драйвер роста также считаю ничем не подкрепленными».

Директор туристической компании «Сусанин» Анатолий Гуревич очень внимательно изучил все презентационные заявления нового руководства аэропорта и разделил эти планы на давно назревшие, вполне реальные и виртуальные. «Расширение международной и российской зон прилета в АВК регулярно обещается с 2011 года, когда главной точкой отсчета было поставлено достижение пассажиропотока в один миллион человек в год, – рассказывает эксперт. – Но к 2014 году, когда был достигнут пассажиропоток более 1,4 млн человек в год, эти обещания так и не были выполнены. Если в будущем году удастся сохранить объемы, то расширение зон, особенно в российском секторе, уже станет катастрофически необходимой реальностью. И, конечно же, финансирование в рамках программы должно помочь реализовать эти проекты».

На содействие туроператоров в реконструкции инфраструктуры аэропорта, по мнению эксперта, не стоит рассчитывать. Если будет построен бизнес-центр на месте нынешнего пятиэтажного недостроя, то, скорее всего, там выгодно будет размещать офисы авиакомпаниям. Туристическим же фирмам это удаленное от города расположение неинтересно. В целом Анатолий Гуревич считает планы челябинского аэропорта слишком оптимистичными, составленными на реалиях октября–ноября, но никак не последних месяцев. «Думаю, что не стоит ожидать скорого решения вопроса о базовом перевозчике. «Аэрофлоту» и «Сибири» Челябинск не интересен, так как они базируются в Москве и Новосибирске. «Уральские авиалинии» рассматривают наш аэропорт как резерв и обеспокоены лишь отсутствием здесь возможной им конкуренции. Из иностранных перевозчиков проявляют интерес греческая и турецкая авиакомпании, но даже при решении всех экономических и политических вопросов возможен лишь получартер, полурегулярные рейсы из Челябинска, так как мы не входим в соответствующий реестр международных аэропортов РФ.

Таким будет вход в vip-зал после реконструкции

На фоне этих реалий, а также углубления кризиса в туротрасли, сокращения расходов авиакомпаний, стремящихся сегодня к максимальной наполняемости рейсов в ущерб количеству вылетов, челябинскому аэропорту, возможно, нужно несколько сбавить высоту амбиций и порешать годами копившиеся, более приземленные проблемы, – считает эксперт. – Новому руководству аэропорта приходится начинать свою деятельность в непростых условиях. Наверняка более тесное взаимодействие с местным бизнес-сообществом поможет найти более адекватную и эффективную линию развития. Например, для того чтобы улучшить отношение персонала к пассажиру, средств вкладывать совсем не нужно. Можно их получать за счет нормального, принятого во всем мире уровня сервиса, заботы, комфорта, вежливости».

Кстати, все эксперты Chel.ru единодушны в том, что увеличения пассажиропотока не стоит ждать в ближайшее время. И пока нет наплыва гостей, самое время навести дома порядок и подготовиться к будущим приемам. А в том, что это произойдет обязательно, руководители челябинских туркомпаний уверены также единодушно, расходясь лишь в сроках оживления рынка.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления