Бизнес ЧТЗ: разведка пикетом

ЧТЗ: разведка пикетом

Руководство ЧТЗ всеми силами пытается привлечь внимание властей и руководства холдинга к проблемам предприятия. На заводе считают, что без заемных средств не обойтись. Когда на ЧТЗ начнется комплексная модернизация, почему руководство предприятия, до сих пор работающее по советским производственным лекалам, уповает на госгарантии и что об этом думают эксперты, читайте в материале Chel.ru.

Пикет 17 ноября у главной проходной больше походил на заранее спланированное представление. У главной проходной «ЧТЗ-Уралтрак» собралось около 70 человек. Рабочие держали плакаты с лозунгами, которые можно было разделить на две основные категории. Первая касалась хронической невыплаты зарплаты: «Работать в долг не будем», «Задержку зарплаты объясните нашим детям». Плакаты другого рода явно были обращены к представителям власти: «Без господдержки ЧТЗ не выжить», «Развал ЧТЗ – удар в спину России». Сами организаторы объяснили, что «люди собрались, чтобы привлечь внимание общественности к проблемам своего предприятия».

По словам председателя профсоюзного комитета «ЧТЗ-Уралтрак» Олега Косых, завод находится в критическом состоянии: резко снизились объемы выпускаемой продукции, введен режим неполного рабочего времени, часть работников – в вынужденном простое, заработная плата выдается с задержкой более двух месяцев. Долг по зарплате достиг 200 млн рублей, производство дорожной техники не работает уже четыре месяца.

По данным Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области, c конца 2013 года с предприятия было уволено около полутора тысяч человек. Работники возмущены тем, что вместо мероприятий, предусмотренных антикризисной программой, происходит бессистемный поиск неэффективных вариантов спасения завода. Оптимизация персонала происходит за счет сокращения числа рядовых работников, при этом ряды руководства только расширяются. С каждым днем в коллективе нарастает напряженность. Людям не на что кормить семьи, оплачивать кредиты. У многих даже на проезд до работы нет денег. Однако «спасти ЧТЗ пока еще возможно», говорится в пресс-релизе заводского профсоюза. Для этого нужна серьезная финансовая поддержка, которую предприятию могут оказать из госказны. Заводу требуются госгарантии на сумму 15 млрд рублей.

Ситуация осложняется и тем, что с начала ноября уже 14 компаний подали в Арбитражный суд Челябинской области иски к заводу на сумму 360,2 млн рублей.

К митингующим вышел генеральный директор ООО «ЧТЗ-Уралтрак» Виктор Воропаев и после короткого разговора удалился на переговоры с инициативной группой. «Полчаса, как и обещали (организаторы), мы с честью отстояли. Воропаев вышел. Что-то сказал, его о чем-то спросили, и он покинул пикет, уведя с собой (председателя профкома завода Олега) Косых» – прокомментировал происходившее один из рядовых участников пикета на своей страничке в соцсети.

Переговоры с представителями профкома закончились обещанием генерального директора организовать совещание и видеоконференцию с участием руководителей всех направлений и подразделений предприятия.

Сегодня, 18 ноября, видеоконференция прошла. Уже есть первые соглашения. «Мы предложили генеральному директору создать совместный штаб по выводу завода из кризиса. Штаб на паритетных началах: семь человек от администрации, семь человек от профосюза. На днях мы должны собрать общее собрание и определить, какие меры будем реализовать в первую очередь, – перечисляет Олег Косых. – Мы подготовили обращение к генеральному директору (он пока не сказал ни да, ни нет) о том, чтобы заработную плату выдавать через комиссию по трудовым спорам с формулировкой «взыскание задолженности по зарплате». Этот механизм позволяет выплачивать зарплату, даже если счета компании заблокированы».

Правда, сожалеет Олег Косых, в видеоконференции не принял участие генеральный директор ОАО «Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод"» Олег Сиенко. «Олега Викторовича не было, мы завтра к нему едем и озвучим все те вопросы, которые сегодня озвучивали на видеоконференции: реализация антикризисных мероприятий, получение госгарантий, программа развития производства, в том числе освоения новой продукции, снижение долговой нагрузки по кредитам и займам и регулирование цен на двигатели, выпускаемые моторным заводом. Сейчас цена на них занижена».

Позиция профсоюза практически совпадает с позицией руководства завода. На заводе давно уже разработана антикризисная программа, которая предусматривает структурную перестройку производства, модернизацию оборудования, а также подготовку к серийному выпуску новых образцов техники, расширение существующего модельного ряда. «Но для реализации этих планов заводу необходима государственная поддержка. Без подобного участия Челябинскому тракторному заводу сегодня сложно решить все производственные проблемы», – признается в официальном пресс-релизе ЧТЗ. Правда, в отличие от профсоюзов, руководство предприятия винит в сложившейся ситуации внешние макроэкономические факторы. «Упал сбыт, обострилась конкуренция на мировом и внутреннем рынках», на эти причины указано в пресс-релизе.

Кризис ждет не только ЧТЗ, но и все российское машиностроение. «Это связано со снижением прибыли от продаж и ростом процентных ставок по кредитам, что в конечном счете приводит к росту процентных платежей на фоне сокращения прибыли. По оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) в области машиностроении 56% прибыли уходит на выплату процентов», – говорит аналитик независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Радмир Фаттахов.

Ситуация в экономике действительно остается весьма тяжелой, и это напрямую сказывается на промышленности, подтверждает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «Можно попробовать диверсифицировать деятельность предприятия как по продуктовой линейке, так и в географическом плане, но, во-первых, это может потребовать весьма значительных затрат, которых у компании может не оказаться, а, кроме того, конкуренцию никто не отменял, – описывает возможные сценарии вывода ЧТЗ из затяжного кризиса Дмитрий Баранов. – Предприятие может сократить свои издержки, оптимизировать оргструктуру и численность, реализовать непрофильные активы, если они у нее есть, повысить эффективность собственной деятельности». Однако главный фактор, от которого зависит спасение завода, – это улучшение рыночной конъюнктуры, рост спроса на продукцию компании со стороны основных его потребителей, подводит итог эксперт.

ЧТЗ на первоначальном этапе требуется от шести миллиардов рублей – только для погашения долгов, приводит «Коммерсант» расчеты директора департамента оценки компании Swiss Appraisal Алексея Сергеева.

«Чистый убыток ООО «ЧТЗ-Уралтрак» по результатам 2013 года составил 2,5 млрд рублей, а накопленный убыток в конце 2013 года – 8,9 млрд руб. При этом, согласно официальной финансовой отчетности, чистый долг компании на конец 2013 года также составляет 8,9 млрд рублей», – подсчитал Сергеев.

Ранее «Уралвагонзавод» уже озвучивал планы по возрождению ЧТЗ за счет двух федеральных программ. Одна касалась дизелестроения, вторая – производства дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники. «ЧТЗ уже стал участником двух федеральных программ, которые коснутся реконструкции заготовительного и механосборочного производств», – сообщалось в пресс-релизе холдинга.

«Конечно же, существуют различные федеральные и региональные программы, как по развитию территорий, так и различных отраслей. Но... и сами эти программы, и изготовление продукции являются весьма длительным процессом, и даже победа в каком-то конкурсе не исправит положение дел на заводе мгновенно», – предупреждает Дмитрий Баранов.

Шансы на получение госгарантий по новым кредитам всецело зависят от лоббистских возможностей «Уралвагонзавода», считает директор Агентства инвестиционного развития Челябинской области Олег Пермяков. «Сейчас к государству в очередь стоят многие. На самом деле в любой тяжелой экономической ситуации у компании всегда есть альтернативный вариант – пройти процедуру банкротства. Как это и было уже в истории ЧТЗ, – напоминает эксперт. – Кроме прочего, процедура банкротства позволяет не платить по долгам государству и коммерческим кредиторам. Завод сможет рассчитывать на погашение только долгов по заработной плате».

И у ЧТЗ, и у «Уралвагонзавода» одна и та же проблема – высокая долговая нагрузка, рассуждает Радмир Фаттахов. Накопленный долг «ЧТЗ-Уралтрак» – почти 10 млрд рублей. «Уралвагонзавод» за девять месяцев 2014 года увеличил убыток по РСБУ в 1,6 раза до двух млрд рублей. Уровень долга вырос на 24,4% до 55,4 млрд рублей, подсчитал эксперт. В таком случае «должна быть произведена реструктуризация задолженности перед банками, поставщиками и подрядчиками, включающая в себя разработку финансового плана. И из этого плана уже можно будет сделать выводы, о том есть ли смысл закрывать предприятие. Без понимания дальнейшей стратегии развития предприятия госгарантии не спасут, потому что они являются лишь временной мерой. В управлении заводом также должен принимать участие финансовый контролер со стороны банков-кредиторов для контроля над ситуацией», – говорит Фаттахов.

Фото: Фото Федерации профсоюзов Челябинской области и из архива Chel.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления