Бизнес Краностроителей отфутболили

Краностроителей отфутболили

Скандал с градообразующим предприятием Южного Урала, связанный со строительством стадиона в Ростове к чемпионату мира по футболу, разгорается с новой силой. Нязепетровский филиал ООО «Литейно-механический завод» выиграл конкурс на изготовление и поставку 12 кранов, но заказчик отказывается платить и собирается запустить на стройку китайскую краностроительную компанию. Что кроется за нарушениями договора и чем это грозит южноуральскому моногороду? Подробности – в материале Chel.ru.

Чемодан – вокзал – Челябинск

Напомним, Нязепетровский краностроительный завод выиграл конкурс на поставку 12 башенных кранов для строительства стадиона в Ростове-на-Дону к чемпионату мира по футболу 2018 года. С предприятием заключен договор на поставку этой техники. Однако организаторы конкурса и контрагенты (ГК «Крокус», СМУ-161) в течение двух месяцев игнорируют законные процедуры, а на стройку уже завозятся китайские башенные краны. Заподозрив срыв курса на импортозамещение и манипуляции с госконтрактами, 400 жителей Нязепетровска направили коллективное обращение в Государственную Думу РФ. Кстати, вчера, 28 апреля, как стало известно 74.ru, машину с нязепетровским башенным краном не пустили на стройку стадиона в Ростове-на-Дону.

«Впервые в своей практике сталкиваюсь с такой ситуацией, с таким явным нарушением закона, – признался депутат Госдумы Владимир Бурматов, в свою очередь, направивший депутатский запрос на имя первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Шувалова с просьбой разобраться в ситуации. – Ведь тендер – это не филькина грамота. Да и заключенный договор предусматривает серьезную ответственность за нарушение обязательств сторон».

По словам Бурматова, он уже проинформировал полпреда президента в УрФО, руководство Челябинской области, документы также переданы в надзорные и правоохранительные органы.

За 268 лет в Нязепетровске построен лишь один завод

К своим 26 годам мастер цеха нязепетровского краностроительного завода «Литейно-механический завод» Михаил Поберей уже успел на собственном примере испытать, что такое потерять работу в моногороде с одним градообразующим предприятием на всю округу. «В кризис 2008 года оказался не у дел, с завода сократили, я остался на съемной квартире, с семьей, маленьким ребенком, перебиваясь какими-то случайными заработками. С 2012 года завод начал подниматься, и я опять стал востребован. Сейчас у меня двое детей, собственный дом, хорошая зарплата. И опять грозит закрытие предприятия и безработица...».

Начальник механосборочного цеха нязепетровского краностроительного завода «Литейно-механический завод» Антон Скудный врагу не пожелает такой ситуации, потому что уже переживал подобное. «Я челябинец, после окончания вуза мы с женой без проблем устроились на работу, родили двоих детей, взяли ипотеку и... завод закрылся, – вспоминает он. – В 2012 году переехали в Нязепетровск, казалось, хорошо здесь закрепились, мне интересна моя работа, тот уровень квалификации и ответственности, которого она требует... И вдруг опять маячит остановка предприятия. На заводе работают поколениями, десятилетиями. И когда предприятие останавливается, все члены семьи одновременно теряют свои доходы».

Можно сколько угодно сейчас возмущаться перекосами территориального развития, но из истории фактов не выкинешь. За все 268 лет существования Нязепетровска здесь не было построено ни одного предприятия, кроме краностроительного. И вся жизнедеятельность города оказалась напрямую зависимой от стабильной работы краностроителей.

«Когда в 2008–2009 годах ЛМЗ снизил численность работающих с 1200 до 500 человек, Нязепетровск стал «серебряным призером» среди самых неблагополучных территорий РФ, – рассказывает глава Нязепетровского района Челябинской области Валерий Селиванов. – Тогда безработица поднялась до 20%. К началу 2015 года ее удалось снизить до пяти процентов, но буквально за первые три–четыре месяца нестабильной работы завода она вновь стала расти и сейчас достигла 7,6%. Доля налоговых отчислений предприятия составляет 25% районного бюджета. Снижение с начала года поступлений на три–четыре процента в бюджет уже ставит под угрозу выполнение необходимых функций по обеспечению стабильной и безопасной жизнедеятельности территории».

Чиновник признается, что, несмотря на программу поддержки моногородов, за последние пять лет реальных решений для Нязепетровска не было найдено, не помог району и закон о территориях опережающего развития, потому что ЛМЗ не был включен в список резервных предприятий.

Ростов слезам не верит. И Ростехнадзору – тоже

Впрочем, в жестком конкурсном отборе гуманитарные вопросы не имеют никакого значения, главную роль играют технические, эксплуатационные, качественные и ценовые характеристики предлагаемого оборудования. И как-то само собой закрепилось, что у отечественной техники они априори всегда ниже.

Генеральный директор «Литейно-механического завода» Рафаэль Салихов с цифрами, фактами, формулами, таблицами, графиками пытается доказать обратное: «Все краны имеют дистанционный доступ, то есть из Челябинска можно управлять этой техникой, даже если она находится на Дальнем Востоке. Мы используем такой высококачественный металлопрокат ММК, который позволяет эксплуатировать краны при температуре минус 40 градусов и ниже (вся импортная техника работает только до минус 25). Выпускаем самые разные модели, в том числе те, что способны возводить здания до 180 м высотой».

По его словам, цена китайских кранов на 30% дороже наших, а величина дисконта для обратного выкупа составляет аж 95%. «После оговоренных сроков работы их краны списываются на металлолом, потому что качество китайского металлопроката не позволяет эксплуатировать эту технику безопасно. Не верите мне, вот заключение Ростехнадзора», – предъявляет Рафаэль Салихов письмо этого ведомства, где черным по белому написано о кранах китайской компании: «Заявленные технические характеристики не являются объективными...».

Отметим, сумма контракта, заключенного компанией «Крановые технологии» (нязепетровский филиал ООО «Литейно-механический завод») с генеральным подрядчиком строительства футбольной арены в Ростове – ГК «Крокус», превышает 220 млн руб. Организаторы конкурса, оформив всю документацию, подписав договор с оговоренными условиями, сроками, ценами, обязанностями и штрафным санкциями именно с нязепетровским заводом, оплачивать поставки не спешат.

На письменный запрос Chel.ru прокомментировать ситуацию в ГК «Крокус» не ответили. Соединить с кем-либо из ответственных лиц или с пресс-службой по телефону, указанному на сайте компании, оператор отказался.

Лучший способ защиты – наступление

«Мы найдем и накажем главного коррупционера», – уверенно пообещал на пресс-конференции Владимир Бурматов. Но, судя по амбициям ЛМЗ, этого будет мало. Рафаэль Салихов не скрывает масштабности своих планов: «Наши производственные и конструкторские ресурсы позволяют нам иметь не только несколько уже работающих сборочных площадок в России, Казахстане и Азербайджане, но и создать такие же в других странах. Для этого нам не нужны даже кредитные ресурсы – мы полностью развиваемся за счет собственных средств». Но, по признанию директора, для этого не хватает самого главного – присутствия нязепетровских кранов на титульных стройках страны.

Из 70 строящихся в РФ стадионов лишь на двух–трех площадках работает техника из Нязепетровска. 12 кранов для Ростова погоды предприятию, конечно, не сделают (это всего лишь одна вторая часть объемов выпуска башенных кранов за месяц работы завода). Но южноуральцы хотят переломить стремление российских строителей закупать импортную технику.

В конкурентной борьбе малых битв не бывает. Участники встречи всячески обходили ответы на вопросы о новой стадии любви и дружбы с Китаем. Несколько лет назад, помнится, пермские калийщики сумели отстоять право на разработку новых калийных месторождений в Киргизии и Узбекистане в такой же жесткой конкуренции с китайцами. Для этого понадобилось вмешательство даже секретаря Совбеза Игоря Иванова. Возможно, в Челябинске повторится тот же сценарий.

P. S. Подробные комментарии по ситуации в Нязепетровске в программе «Акценты» дал депутат Госдумы Владимир Бурматов. Смотрите на телеканале 74.ru.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления