RU74
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Челябинске

Погода+5°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +3

0 м/c,

747мм 87%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Бизнес Региональный оператор спасет электрички?

Региональный оператор спасет электрички?

В Челябинской области 12 отмененных электричек вернулись на маршруты так же внезапно, как были сокращены. На перевозчиков подействовала критика, устроенная президентом России Владимиром Путиным по поводу массовой отмены пригородных поездов. Эксперты в один голос говорят, что электрички вернулись, но проблема осталась. О том, почему власти региона и «Свердловская пригородная компания» (СПК) терпят убытки и что может спасти электрички от исчезновения, – в материале Chel.ru.

Договор между правительством Челябинской области и СПК на перевозку пассажиров заключен только на первый квартал 2015 года, сообщил заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта региона Сергей Смольников. Вопрос сохранения электричек на действующих маршрутах зависит от решений на федеральном уровне.

К отмене электричек привела совокупность нескольких факторов. Если углубиться в историю, можно вспомнить, что в 2013 году на Южном Урале произошло самое масштабное уменьшение сети пригородных маршрутов – были отменены 38 поездов. Это вызвало массовый социальный протест, но позволило властям провести большую работу по организации альтернативного транспортного сообщения. Построены автомобильные дороги, запущены дополнительные автобусные маршруты.

Власти полагали, что минимальный порог сохранится на уровне 59 маршрутов, но в начале года произошли форс-мажорные обстоятельства. В частности, с 1 января 2015 года железнодорожники приняли решение о повышении ставок оплаты за пользование дорожной инфраструктурой, которая относится к субъекту Федерации. Ранее львиную долю этих трат брал на себя федеральный бюджет, размер компенсаций достигал 99%, остальную часть оплачивал бюджет области. Теперь доля выплат из региональной казны повысилась до 25%. Нагрузка на бюджет выросла дополнительно на 92 миллиона рублей.

С 1 февраля в СПК заявили о сокращении электричек в Челябинской области. После этого президент Владимир Путин потребовал от правительства немедленно восстановить сокращенные электрички, не дожидаясь формальных решений. На следующий день сокращенные маршруты вновь стали курсировать по региону.

«Представьте, что теперь вместо одного процента мы должны платить 25, то есть расходы выросли в 25 раз! – заявил Сергей Смольников. – Если в абсолютных цифрах один процент – это 3 миллиона 750 тысяч рублей, то 25 процентов – это более 92 миллионов рублей, которые упали на наш областной бюджет буквально из ниоткуда. Исходя из этих факторов мы осознанно пошли на непопулярные меры, буквально резали по живому. В результате были определены 12 поездов, которые подверглись сокращению».

Электрички были отменены на самых убыточных маршрутах. Направление до Еманжелинска, по сведениям миндортранса, наполнялось в среднем на 1–12%, на маршрут до Верхнего Уфалея выходили самые высокозатратные поезда, которые приносили в год до 50 миллионов рублей убытков. Тем не менее всплеска социального недовольства удалось избежать, поскольку всех желающих удалось перевезти на автобусах. Специально для этого были выделены дополнительные маршруты. Финансово пострадали лишь студенты и пенсионеры, поскольку льготный проезд распространяется только на электрички, а на автобусах уже не действует.

В областном бюджете было заложено 100 миллионов рублей на погашение выпадающих убытков СПК. В 2013 году фактически убытки составили 106,5 миллиона рублей, в 2014 году по предварительным данным – 180 миллионов рублей.

«В областном бюджете нет таких сумм, – отметил Смольников. – По договоренности с СПК наш долг мы переносим на следующий год. Но когда стало ясно, что нам придется заплатить 180 миллионов, плюс еще 92 миллиона, к которым прибавляются суммы от увеличения ставок за аренду вагонов, это вылилось в космическую сумму! Железнодорожники это понимают, поэтому заключили с нами договор на обслуживание пригородных поездов только на первый квартал 2015 года».

Как пояснили Chel.ru в пресс-службе СПК, ни одна пригородная компания не вправе выполнять региональные заказы на перевозку пассажиров, не обеспеченные соответствующим субсидированием. Региональные власти обязаны обеспечить транспортную доступность для населения, предусмотрев в региональном бюджете 100% компенсацию выпадающих доходов перевозчику от государственного регулирования тарифов. В связи с дефицитом бюджетных средств по соглашению сторон оптимальным вариантом было решение о заключении срочного договора. Предусмотренных в бюджете региона 100 миллионов рублей хватает только на покрытие задолженности и обеспечение перевозки в течение января–февраля.

«Электрички – неотъемлемая часть социальной инфраструктуры. Федеральная и региональная поддержка нерентабельных, но социально значимых пассажирских сообщений – общепринятая практика, – отметили в СПК. – Все это вполне достижимо, тем более что законодательные и иные нормативные основания для этого есть. Перевозчик делал всё возможное, чтобы поддержать сохранение электричек на всех маршрутах, но проблема из года в год обострялась. За период 2011–2013 годов сумма задолженности по компенсации перевозчику выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов составила 543 миллиона рублей. За 2014 год уровень покрытия выпадающих доходов – 41%. ОАО «СПК» готово к сотрудничеству и обсуждению всех спорных вопросов при гарантии финансирования пригородных перевозок в полном объеме».

В ОАО «РЖД» в соответствии с заявкой СПК восстановили курсирование пригородных поездов 6903/6902 (Челябинск – Верхний Уфалей). Также была получена телеграмма о возобновлении поезда до Екатеринбурга. В сеть пригородных электричек также возвращаются поезда, курсирующие между Челябинском и Еманжелинском. С расписанием рейсов можно ознакомиться здесь.

Одним из вариантов решения проблемы может быть возвращение оплаты за пользование инфраструктурой для региональных бюджетов до уровня одного процента. Возможно, будут изменены подходы к тарифообразованию РЖД. Например, в 2013 году расходы СПК составили 550 миллионов рублей, и только 121 миллион – это собственные расходы. Все остальное ушло на оплату аренды подвижного состава, плюс НДС. Также есть предложения о снижении НДС до 10 процентов либо о полной его отмене. Возможно, оптимизировать расходы позволит передача подвижного состава в собственность пригородных компаний,изменения тарифообразования и снижения ставок по аренде подвижного состава. Если ожидание продлится слишком долго, региональные власти готовы заменить электрички автобусами.

«Когда стало известно об отмене электричек в Верхнем Уфалее, мы открыли предварительную продажу билетов на автобусы, – рассказал начальник управления транспорта регионального миндорстранса Александр Филиппов. – Люди не знали, сколько именно пойдет автобусов, но мы бы в любом случае обеспечили транспортом всех желающих. Как только первые 45 пассажиров приобрели билеты, мы в автоматическом режиме открыли продажу на второй рейс. У нас стоял автобус, готовый был идти в случае крайней необходимости. Если сравнивать заполняемость с электричками, можно отметить, что шесть вагонов на одном поезде 600 человек одновременно не перевозят. На перевозку верхнеуфалейцев вполне хватило дополнительных автобусов».

Начальник отдела регулирования цен министерства тарифного регулирования и энергетики Мария Сластникова добавила, что у правительства Челябинской области и СПК по-прежнему имеются разногласия по поводу методики исчисления убытков. Методика расчета затрат была утверждена еще в 2010 году и давно требует изменений.

«Мы неоднократно собирались в рамках министерства и говорили о пресловутой населенности маршрутов, просили разработать программу субсидирования установки датчиков отслеживания пассажиропотока. До сих пор такая работа не проведена, – сетует Мария Сластникова. – Что касается методики формирования затрат, нам бы хотелось сделать ее прозрачной и уйти от котлового метода, чтобы не скидывать убытки со всех регионов в одну кучу, а видеть, на что конкретно были потрачены деньги в каждой области отдельно».

В миндорстрансе выступили с инициативой создать на уровне субъекта открытое акционерное общество, в которое железная дорога вошла бы со своим подвижным составом, а региональные власти вместо того, чтобы платить убытки, приобретали бы в собственность новый подвижной состав. Кстати, такая возможность государственно-частного сотрудничества предусмотрена в концепции развития железнодорожного транспорта, но пока развития не получила. Не исключено, что после критики массовой отмены поездов этот процесс получит волшебное ускорение.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления