RU74
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Челябинске

Погода+3°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +1

2 м/c,

с-з.

725мм 93%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Бизнес Как нефть и доллар повлияют на кризис

Как нефть и доллар повлияют на кризис

И российскую, и мировую экономику поразил структурный кризис. Как из него будет выходить наша страна? Насколько подешевеет нефть, что будет с курсом доллара? Как нынешнюю ситуацию оценивают ведущие российские и иностранные эксперты, какие сценарии развития событий они прогнозируют на ближайшие несколько месяцев? Об этом журналистам рассказали участники самой крупной и авторитетной экономической встречи года – Гайдаровского форума, называемого также «российский Давос» – челябинские ученые Владимир Горшенин, Сергей Зырянов и Сергей Гордеев.

Герман Греф
Дмитрий Медведев
1 из 2
Герман Греф

Самое популярное слово

Гайдаровский форум, посвященный теме «Россия и мир: новый вектор», прошел в Москве 14–16 января в шестой раз. Ежегодно на этой площадке собираются звезды мировой экономики, нобелевские лауреаты, лучшие преподаватели знаменитых вузов (Гарварда, Стэнфорда, Массачусетского технологического института и др.), представители российского политического истеблишмента. Здесь оглашается и подвергается критическому осмыслению внутренняя и внешняя экономическая политика России ближайшего года.

Несмотря на то, что Гайдаровский форум, в сущности, внутрироссийское мероприятие, в нем приняли участие на удивление много иностранных экспертов и докладчиков. Практически всех интересовало, какого пути будет придерживаться Россия, какой будет дальнейшая национальная экономическая модель.

Самым частым словом в докладах было, конечно, слово «кризис», директор Челябинского филиала РАНХиГС Сергей Зырянов. Он цитирует Дмитрия Медведева, отметившего, что и мир, и Россия пока еще не вышли из кризиса, который сформировался и возник в 2008 году. Более научно эту позицию развил американский социолог, нобелевский лауреат Иммануил Валленстайн, также приехавший на форум. Он сказал, что речь идет о структурном кризисе современного капиталистического хозяйства, и этот кризис – следствие появления новых технологий, увеличения доли этих технологий в структуре валового внутреннего продукта.

«Экономический рост любой страны основан на трех принципиальных моментах – это экспортно-импортные операции, инвестиции и платежеспособный потребительский спрос. Эти три драйвера во всем мире сейчас находятся в ступоре», – подвел научную базу под происходящее декан международного факультета ЮУрГУ Владимир Горшенин.

Все диагнозы, которые на форуме ставились и российской экономике, и мировой экономике в целом, подтверждает руководитель Научно-образовательного центра развития региональных социально-экономических систем Института экономики УрО РАН и ЧелГУ Сергей Гордеев, можно свести к понятию «структурный кризис». «Это не обычный кризис, когда экономика падает, а потом поднимается, а кризис, совмещенный со структурными преобразованиями, – сказал Гордеев. – Состояние российского финансово-экономического блока – следствие такого кризиса».

«Одна из важнейших характеристик структурного кризиса мировой экономики заключается в том, что экономика стала глобальной, национальные финансы совершенно спокойно перетекают из государства в государство, а ответственность за регулирование и состояние национальных финансов несут национальные правительства, – объясняет Сергей Зырянов. – Каких-то мировых структур, в полной мере координирующих финансовые потоки, просто нет».

«В Челябинской области экономический спад, по сути, шел последние два года, и потому ее нынешние потери по сравнению с другими регионами минимальны. Причем у нас достаточно хорошая бюджетная ситуация: доля федеральный трансфертов минимальная, бюджет закредитован незначительно, – говорит Сергей Гордеев. – Так что риски внезапных резких колебаний для Челябинской области меньше, чем для других регионов. Это плюс. Но поскольку эти кризисные процессы идут у нас несколько дольше, то и выход из них будет несколько сложнее».

Чего ждать от правительства

Одна из главных тем, обсуждавшихся не только в докладах, но и в кулуарах форума – готовящаяся программа по выходу из кризиса. Владимиру Горшенину наиболее импонирует позиция министра промышленности и торговли Дениса Мантурова. Тот сказал три принципиальные вещи. Во-первых, должна начаться оптимизация научных организаций. Многое зависит от того, как она будет организована, потому что есть много примеров, когда неудачная организация губила весь процесс. Во-вторых, в России будет формироваться так называемое инжиниринговое звено. Это структура, призванная заменить отраслевые НИИ советского образца, которые доводили технологии от НИОКРа до реальной промышленности. Это звено в последние двадцать лет было потеряно. И, наконец, в ближайшие два–три месяца будет сформирована единая федеральная программа импортозамещения. Под нее уже зарезервированы достаточно серьезные ресурсы, говорит Горшенин, которые связаны с развитием машиностроительного комплекса. «Те компании, которые попадут в план, получат дополнительное госфинансирование. Я знаю, что наши представители машиностроительных предприятий тоже в этой программе участвуют, там суммы довольно приличные», – обнадежил Горшенин земляков.

Дмитрий Медведев в своем докладе, по словам Гордеева, четко сказал, что «экзотических решений, как часто у нас предлагают, легких решений (одним махом – все проблемы) при таком структурном кризисе нет и быть не может. Будет длительная последовательная работа». Бросается в глаза степень проработки вопросов различными структурами, отмечает Гордеев. Лучше других к борьбе с кризисом готов Центробанк, который раньше других ведомств столкнулся с проблемами.

Кроме прочего, кризис заставил чиновников пересмотреть некоторые традиционные взгляды, констатируют эксперты.

«До этого мы на всех форумах все больше говорили про экономику, про величие страны. Улюкаев впервые сказал – заниматься надо домохозяйствами. Потому что величие страны – должно измеряться, по сути, нашим собственным благополучием. Это важный и совершенно новый момент», – говорит Сергей Гордеев.

Падающая нефть тревожила всех собравшихся, особенно, когда Вагит Алекперов с трибуны сказал, что допускает в краткосрочном периоде падение цены до $25 за баррель. «Это вызвало в зале легкий шок. Ведь еще два–три месяца назад нефть стоила $75–80», – говорит Владимир Горшенин.

«Позиция правительства примерно такова – в ближайшие полгода никаких резких скачкообразных перемен в экономике быть не должно. Сейчас опасны не существующие проблемы, а проблема неопределенности. И эти колебания представляют собой самые грозные риски для экономики, – веско рассуждает Гордеев. – Так что первый этап – это стабилизация всех этих процессов, которые в чем-то вышли из-под контроля. Премьер-министр так и сказал: мы немножко этот момент проспали». Вторая по значимости после стабилизации проблема – риск высокой инфляции. «Потому что, если у нас инфляция поднимется еще выше (а она уже сейчас больше 10%), ни о каком снижении ставки рефинансирования и речи быть не может», – объясняет Сергей Гордеев. А ставку снижать просто необходимо. «Неустойчивое равновесие мировой экономики держится на низких ставках центробанков. ЕЦБ выдает кредиты банкам под 0,05%, американцы – под 0,25%, японцы – под 0,1%. И нам тоже для того, чтобы конкурировать на равных, нужно снижать ставку», – уверен Владимир Горшенин.

Ставка рефинансирования в ближайшее время, скорее всего, будет опущена, считает Сергей Зырянов. «Кроме того, и Центробанк, и правительство говорят, что будут точечно давать финансы на кредиты под конкретные проекты и уменьшать таким образом финансовые тяготы тех компаний, которые реализуют программу импортозамещения или какие-то другие перспективные программы», – говорит директор РАНХиГС.

Анатолий Чубайс
Алексей Кудрин
Авдотья Смирнова
1 из 4
Анатолий Чубайс

Еще один важный вопрос, витавший в воздухе, озвучил участвовавший в форуме президент Татарстана Рустам Минниханов: в течение ближайшего месяца правительство должно определиться с новой моделью кредитования реального сектора экономики. Это один из самых срочных вопросов, потому что дорогие кредиты реальный сектор не потянет, а совсем без кредитов мы рискуем получить полномасштабную рецессию.

Далеко не последний вопрос – сохранение темпов инвестиций. «Один из немецких экспертов рассказал, что Россия должна совершенно четко инвестировать в три главные отрасли: сельское хозяйство, добывающую отрасль и обрабатывающую промышленность для добывающей отрасли. Инвестиции в эти три отрасли мгновенно с колен поднимут Россию, – рассказывает декан международного факультета ЮУрГУ. – Я бы к этому добавил еще авиацию. Авиастроение реально толкает за собой несколько отраслей».

«Нас всех ждет неплохое будущее. Надо только подождать»

Но не все так мрачно и безысходно. «Две хорошие новости, – улыбается Сергей Зырянов. – Во-первых, кризис, который мы наблюдаем, уже привел к девальвации, и девальвация, как уже было в период кризиса в 1998 году, даст стимулирующий толчок производству. В то же время рецессия и безработица, по оценке экспертов, будут не такими глубокими, как в 1998-ом. Во-вторых, поскольку большинство кредитов – рублевые, то массового банкротства потребителей в России не произойдет».

Кроме того, премьер-министр Дмитрий Медведев в своем докладе упомянул о нескольких факторах, которые будут играть определенную положительную роль при преодолении кризиса. «Во-первых, наличие финансовых резервов, накопленных в период, когда нефть и газ стоили дорого. Во-вторых, наш показатель занятости существенно лучше, чем во многих зарубежных странах. И в-третьих, это высокая консолидация общества, которую мы наблюдаем», – перечисляет директор РАНХиГС.

Любой серьезный ученый знает, что прогноз, который выдается на достаточно долгий срок, всегда носит вероятностный характер. Иными словами, он может сбыться, а может и не сбыться, осторожничает Сергей Зырянов. Но большинство прогнозов разных экспертов сходятся: нефть может кратковременно подешеветь еще сильнее, но, скорее всего, ее цена сохранится на уровне $35–40 за баррель. Возможно и некоторое подорожание, но не выше $70. Это значит, говорит Сергей Зырянов, что и экспортные цены на российский газ останутся невысокими, ведь они привязаны к нефтяным котировкам. Курс доллара, скорее всего, будет колебаться в районе 60–70 рублей.

«Надо пройти этот непростой период, что нам предстоит, и мы его пройдем. Да, конечно, на пять процентов ВВП упадет, и это достаточно четкий прогноз. Но это не восемь процентов, на которые упала экономика в 2008-м. Уже начались реальные действия по превращению России из сырьевой экономики в инновационную. Формируются фонды, создаются программы. И у России потенциал еще есть», – оптимистично закончил круглый стол Владимир Горшенин.

Фото: Фото с сайта Gaidarforum.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления