Бизнес Цена неурожая: что подорожает?

Цена неурожая: что подорожает?

Неурожай зерновых в Челябинской области привел почти к 50-процентному увеличению оптовой цены на фасованную муку. Однако, в борьбе за покупателя большинство торговых сетей на Южном Урале уменьшили свою маржу, и в итоге цена за килограммовый пакет муки на прилавках возросла не более чем на 17,5 процента. Об этом сообщила заместитель руководителя УФАС по Челябинской области Елена Семенова вчера, 17 октября, на пресс-конференции о состоянии продовольственного рынка в регионе. Там же прозвучала информация и о том, что, несмотря на плохой урожай, дефицита овощей зимой и весной 2013 года в Челябинске не ожидается. Однако эксперты отмечают, что потребитель будет вынужден покупать их по весьма завышенным ценам.

В течение последних месяцев на Южном Урале отмечено повышение розничных цен на муку. Напомним, что в начале августа о грядущем вынужденном повышении цен на свою продукцию заявили местные производители хлебобулочных изделий. Специалисты управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области пообещали проверить, нет ли сговора между поставщиками муки либо установления монопольно высокой цены на муку. Вчера, 17 октября, на пресс-конференции о состоянии продовольственного рынка в регионе заместитель руководителя УФАС по Челябинской области Елена Семенова озвучила итоги проверки – повышение розничных цен на муку является обоснованным. К такому решению антимонопольная служба пришла после проверки деятельности всех крупных предприятий области: «Макфа», «Злак», «Ситно» и КХП им. Григоровича.

В 2012 году в Челябинской области собрано 675 тысяч тонн зерновых. Это почти в три раза меньше, чем в 2011 году – рекордном по урожайности за последние 20 лет.
Источник: минсельхоз Челябинской области

Как пояснила Елена Семенова, из-за неурожая и низкого качества зерновых на Южном Урале минувшим летом южноуральские производители муки вынуждены были закупить зерно впрок в других регионах России по завышенной стоимости. Из-за транспортных расходов цена за одну тонну зерна повысилась, в среднем, с 1000 до 1700 рублей. Добавились сложности и с транспортировкой продукции из-за дефицита зерновозов. «К тому же производители зерна неоднократно допускали срывы поставок, – дополнила она. – Все это вынудило мукомолов запастись зерном впрок до апреля-июня 2013 года по высокой цене. Поэтому дефицита муки фасованной в Челябинской области нет и не будет, равно как и трудностей с ее хранением».

До весны 2013 года, по мнению сельхозпроизводителей, не столкнется Челябинск и с дефицитом овощей, несмотря на то, что урожайность овощей снизилась практически вдвое. «В прошлом году картофеля мы собрали по 240-250 центнеров с гектара, в этом – по 130-140 центнеров, – рассказал директор ОАО ПСХ «Митрофановское» Юрий Рыцлов. – Аналогичная ситуация по моркови, и чуть лучше – по свекле. Однако большинство областных сельхозпредприятий, в том числе и наше, заготовили достаточное количество овощей, чтобы обеспечивать ими Челябинск как минимум до весны».

Антимонопольный орган отметил в текущем году особенную политику продуктовых торговых сетей, касающуюся ценообразования на социально значимые продукты питания. В частности, бизнесмены снижают на них торговую надбавку. По словам Елены Семеновой, УФАС длительное время проводит мониторинг цен на группу товаров, в которую входят гречка, рис, хлеб двух сортов, молоко, подсолнечное масло и сахар. В достаточно сложный период 2010 года торговые сети, формально имея право не снижать свою маржу, держали ее на одном и том же уровне, и в итоге стоимость социально значимых товаров на прилавках была достаточно высокой. «Сейчас же, несмотря на значительное повышение оптовой цены продукции, в рознице прирост цены значительно меньший, – пояснила она. – К примеру, оптовая стоимость фасованной муки возросла примерно на 48 процентов, а прирост в рознице составил в среднем лишь 17,5 процента. То же самое касается подсолнечного масла и некоторых других продуктов». По мнению специалиста управления ФАС, это связано с политикой лояльности к покупателям и конкуренцией. «Отмечены даже такие случаи, когда отдельные заводы увеличили отпускную цену на хлеб, а в рознице она осталась прежней, либо торговые сети просто отказались от данного товара, – добавила Елена Семенова. – В целом за последние несколько месяцев мониторинг не выявил необоснованного и завышенного роста цен на указанную группу товаров».

Схожего мнения придерживается и коммерческий директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов. «Есть только один фактор, способный сдержать цены, – уверен он. – И это не всевозможные контролирующие организации, а конкуренция. Причем как в оптовых продажах, так и в рознице. Именно поэтому повышение оптовой стоимости на тот или иной товар не всегда напрямую влияет на рост цены в рознице. Искусственно можно что-либо ограничить, но это будет неэффективно».

Однако такая политика торговых сетей распространяется далеко не на всю продукцию. Стоимость овощей, напротив, значительно возросла, притом что отпускная цена у местных производителей достаточно низкая. «Один килограмм картофеля в хозяйствах стоит сейчас 9-10 рублей, моркови – 10-11 рублей, лука – 10-11 рублей, капусты – 9-10 рублей, – заметил начальник управления минсельхоза Челябинской области Анатолий Малишевский. – При этом на рынках и в торговых сетях, к примеру, картофель стоит уже 15-20 рублей». С тем, что отпускная цена на овощи гораздо ниже, чем в рознице, согласилась и Елена Семенова. «Если сравнить существующие цены с теми, что были на начало января, то стоимость одного килограмма капусты возросла на 93 процента, картофеля – на 30 процентов, моркови – на 56 процентов, а свеклы – на 33 процента», - дополнила она.

Местные производители стараются своими силами доставлять собственную продукцию на продажу в Челябинск и окрестные поселения. Однако с одной стороны, они не способны охватить все торговые точки, с другой, в большинство крупных торговых сетей вывести местную продукцию очень сложно. По словам Анатолия Малишевского, это связано с жесткими требованиями, предъявляемыми магазинами к поставщикам, выполнить которые большинство хозяйств области не в состоянии. «В торговых сетях существуют определенные правила сортировки и упаковки овощей, график доставки продукции, – пояснил он. – Однако у большинства хозяйств нет фасовочного оборудования». В то же время при выполнении всех условий торговые сети готовы сотрудничать. В пример представитель минсельхоза привел хозяйство «Ильинка», продукция которого широко представлена в магазинах области и России.

Участники рынка отметили, что на отсутствие в магазинах города овощей, выращенных местными производителями, влияет и юридический нюанс. «Большинство торговых сетей в Челябинске являются федеральными, и местные руководители не вправе заключать договоры о поставке, – пояснила госпожа Семенова. – А потому все вопросы сельхозпроизводителям приходится решать либо дистанционно, либо через посредников, что связано с определенными сложностями».

«Мы несколько раз пытались начать сотрудничество с представителями торговых сетей – и каждый раз неудачно, – согласился Юрий Рыцлов. – Повторять эти попытки пока не хочется».

Однако представители торговых сетей уверены, что чаще всего фреш от местных производителей не попадает на прилавки лишь потому, что они не способны предложить оптимальное соотношение цены, качества и логистики. «Местным производителям проще сбыть свой товар оптом, чем создать грамотную логистическую сеть, – уверен Андрей Грибанов. – К примеру, нам не нужен сразу грузовик картошки, ее хранить негде, к тому же это скоропортящийся товар. А фермеру неинтересно делать поставки мелких партий товара, в том числе и из-за больших накладных расходов на это. Именно поэтому торговые сети очень часто просто не находят партнеров в Челябинской области и вынуждены искать их далеко за пределами края».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления