Бизнес «Главпивтрест» треснул

«Главпивтрест» треснул

На южноуральском рынке общепита создан прецедент: в суде отстоял свои права челябинский ресторатор-франчайзер. Группа компаний «Рестостар», владеющая брендом «Главпивтрест», добилась выполнения обязательств...

" src=

На южноуральском рынке общепита создан прецедент: в суде отстоял свои права челябинский ресторатор-франчайзер. Группа компаний «Рестостар», владеющая брендом «Главпивтрест», добилась выполнения обязательств, которые взял на себя магнитогорский франчайзи челябинской ГК при открытии пивного ресторана. Согласно решению суда, бизнесмен, расторгнувший договор франшизы, обязан выплатить «Рестостару» в полном размере паушальный взнос и роялти, предусмотренные соглашением. Эксперты Chel.ru отмечают, что отказ франчайзи от сотрудничества с собственниками брендов – явление достаточно частое. Не останавливают амбициозных предпринимателей и примеры с закрывшимися «Блинчиками-чичиками» или сократившимися «Трали-вали». Но, несмотря на столь активное стремление бывших франчайзи к самостоятельности, владельцы франшизы обращаться в суд не торопятся, так как не надеются на успех.

Работу по договорам франшизы ГК «Рестостар» начала около трех с половиной лет назад. По информации финансового директора группы Владимира Мешалкина, сегодня сеть представлена заведениями в Орске, Владимире, Сыктывкаре и Тюмени, где работают аналоги челябинского ресторана La Cucaracha, сервис-кухни «Оливье», кофейни Syшка, пивного ресторана «Главпивтрест» и английского паба Adam&Eve. Осенью 2007 года по системе франчайзинга открылся также пивной ресторан «Главпивтрест» в соседнем Магнитогорске. Проект в городе металлургов ведет местный предприниматель Олег Одинцов.

«Магнитогорский «Главпивтрест» – точная копия нашего, челябинского ресторана, только почти в два раза большей вместимости, – рассказывает Владимир Мешалкин. – Его открытию предшествовала длительная подготовительная работа, в которой было задействовано порядка 50 человек. Запуск этого магнитогорского заведения, равно как и остальных наших франчайзинговых проектов, проводила пусковая группа, состоявшая из лучших сотрудников компании «Рестостар». Как показали первые две недели работы, свободных мест в близнеце челябинского «Главпивтреста» не было, а книга отзывов за тот период исписана хвалебными отзывами и благодарностями».

Между тем г-н Мешалкин признается, что практически сразу обнаружилось немало дополнительных проблем. «Оказалось, что весь набранный г-ном Одинцовым персонал был абсолютно не подготовлен к самостоятельной работе, – говорит он. – Кроме стандартного обучения его персонала на нашей и магнитогорской площадках нас попросили прислать еще нескольких человек просто для работы в магнитогорском заведении. Вообще, наши обязательства как франчайзера состояли в контроле строительства, предоставлении технологий, дизайна, меню, запуска заведения и в первоначальном обучении персонала, что и было сделано. Мы проводили также инспекторские проверки, указывая на недочеты, которые должны были исправлять магнитогорские управленцы».

Однако, по словам Владимира Мешалкина, со временем партнер стал требовать от ГК «Рестостар» выполнения работ, не предусмотренных договором. Когда франчайзи отказался их выполнять, Алексей Одинцов отказался от услуг «Рестостара», не выплатив в полном объеме паушальный взнос и роялти. В результате этого владельцы франшизы подали иск в Арбитражный суд Челябинской области. Это произошло в декабре.

«Естественно, мы подали против собственника магнитогорского пивного ресторана иск в суд, – продолжает представитель ГК «Рестостар». – И доказали нашу правоту по обоим делам – по невыплате паушального взноса и по отказу от перечисления роялти. Еще бы! Они использовали наши технологии, название, консультационные услуги в течение трех месяцев!»

В начале сентября «Рестостар» выиграл и апелляцию в Восемнадцатом апелляционном суде Челябинской области. Согласно решению суда, которое уже вступило в законную силу, Алексей Одинцов обязан выплатить ГК «Рестостар» всю недостающую сумму и за покупку франшизы, и ежемесячные платежи по ней. Это, по мнению истца, справедливо, поскольку паушальный взнос едва закрывает затраты на открытие заведения. Франчайзер начинает зарабатывать только на роялти.

Это первый случай, когда компания выиграла судебное разбирательство по франшизе. Обычно, по словам г-на Мешалкина, зная несовершенство законодательной базы нашей страны, собственники бизнеса даже не пытаются наказывать уходящих от обязательств франчайзи.

По мнению Владимира Мешалкина, ресторанный бизнес сам по себе очень сложен. И если компания не является профессионалом в этом деле, то система франчайзинга очень упростит для нее вхождение в данный сегмент рынка. «При этом все равно нужно работать, не лениться, перенимать опыт у «учителя», прислушиваться к его советам, – говорит представитель «Рестостара». – В этом случае бизнес будет приносить стабильный доход».

Если же франчайзи в скором времени расторгает договор, то заведения зачастую очень быстро прекращают свое существование, отмечает г-н Мешалкин. Он уверен, что в случае с бывшим магнитогорским партнером будет именно так. «Сегодня «Главпивтрест» «выплывает» на интерьере, меню, стиле, одежде персонала, которые мы предоставили. Но этого хватит ненадолго», – заключил он.

Алексей Одинцов в телефонной беседе с корреспондентом Chel.ru комментировать ситуацию отказался.

Челябинские рестораторы находят решение суда по данному вопросу положительным не только для франчайзера, но и для развития системы франчайзинга в целом. Согласно статистке, отказ от франшизы и смена названия ведут чаще всего к быстрому закрытию заведения. Между тем, если франчайзи соблюдает все необходимые условия, то он может вести бизнес успешно на протяжении нескольких лет.

«На мой взгляд, для франчайзеров это очень интересная новость, поскольку наблюдается очень большой процент расторжения таких договоров вопреки желанию собственников брендов, – комментирует директор по развитию ООО «Центр гостеприимства «Европа» Александр Доможиров. – Практически все франчайзи изначально планируют, поработав год-полтора и переняв за это время опыт франчайзера, отказаться от его услуг. К сожалению, законы, в которых оговариваются франчайзинговые схемы, несовершенны. Поэтому бизнес, осуществляемый по этим схемам, является более рискованным. Заплатив первоначальный взнос, франчайзи может расторгнуть договор и, соответственно, прекратить выплачивать собственнику ежемесячное роялти. Таких прецедентов в Челябинске немало».

В качестве примера г-н Доможиров приводит «Бабушкины блинчики», которые после расторжения договора франшизы и проведения ребрендинга превратились в «Блинчики-чичики». Самостоятельно это заведение просуществовало совсем недолго. Схожая ситуация – с трактирами «Елки-палки»: после смены названия интерьер заведения и кухня остались прежними, а количество трактиров в скором времени сократилось. Теперь в Челябинске работает только одно заведение под вывеской «Трали-вали».

«Компании, не сведущие в ресторанном бизнесе и открывающие заведения по системе франшизы, должны понимать, что контроля требует все: и технология производства, и уровень обслуживания, и цены, – соглашается управляющий челябинским филиалом сети пиццерий «Пиццемия» Алексей Сартаков. – В пример хочу привести франчайзинговую сеть «Дока-пицца», в которой из всех проектов этой сети в Тюмени, Екатеринбурге и Челябинске только в нашем городе остались работающие под данным брендом заведения». Проблемы, по словам г-на Сартакова, возникают порой не столько из-за недостатка профессиональных управленцев на местах, сколько от нежелания этих управленцев учиться.

«Вопросов по системе франшизы очень много, – продолжает представитель ЦГ «Европа». – В России нередки недобросовестные компании, отказывающиеся от сотрудничества в самый выгодный для себя, но не для партнера, момент. Поэтому, зная опыт многих франчайзеров, мы сами относимся к подобным предложениям очень настороженно, скрупулезно взвешивая все за и против».

Однако хорошие примеры работы по системе франшизы, по словам Александра Доможирова, есть на челябинском рынке общепита. По такой системе в Челябинске уже лет десять работают пиццерия «Веста-пицца» и кафе-мороженое «Баскин-Роббинс». «Они до сих пор пользуются спросом, – говорит представитель ЦГ «Европа». – На мой взгляд, это замечательный показатель того, что при умном подходе заведения, работающие по франшизе, могут быть прибыльными».

Фото: Коллаж Юлии Куклевой
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления