Холдинг «Народный хлеб» планирует стать серьезным конкурентом Первого хлебокомбината на челябинском рынке. Компания уже поставляет свою продукцию в большинство розничных продуктовых сетей города и намерена продолжать экспансию. Как заявил первый заместитель губернатора Челябинской области Андрей Косилов, хлеб производства этого холдинга уже давно пользуется спросом у жителей малых городов и районов области, и его реализации в областном центре до сих пор мешали только городские власти, опасающиеся, что, предложив более дешевую продукцию, «Народный хлеб» потеснит на рынке нынешнего монополиста. Однако область все-таки нашла рычаги давления на торговые сети, в частности, намекнув ретейлерам, что в дальнейшем при выдаче лицензий на торговлю алкоголем Минсельхоз будет учитывать и этот момент. Сами торговые сети пока не спешат делать выводы о том, насколько перспективным станет для них сотрудничество с «Народным хлебом», и подсчитывают первые итоги продаж.
31 марта на брифинге Андрей Косилов рассказал журналистам, что холдингу «Народный хлеб», контрольный пакет акций которого находится в собственности областного правительства, все-таки удалось прорваться на челябинский рынок. Согласно планам региональных властей, продукция объединения должна нарушить монополию Первого хлебокомбината, который, по их мнению, в последнее время завышает цены на социально значимые сорта хлеба. «Мы давно говорим о «Народном хлебе» как об альтернативе существующей на рынке продукции, – отметил первый вице-губернатор, – и люди постоянно задают нам вопрос, где этот хлеб можно купить или попробовать». Однако, как сообщил г-н Косилов, выйти в Челябинск у производителя до последнего времени не получалось. «Все эти годы на рынке существовала блокада, – говорит он. – Если говорить откровенно, то в областной центр «Народный хлеб» просто не пускали. Были даже официальные отказы торговых сетей от сотрудничества с предприятием».
Однако областные власти все же нашли способ «прорвать блокаду», напомнив ретейлерам, что им еще предстоит в будущем обращаться в Минсельхоз за лицензиями на торговлю алкоголем. «Я впервые публично признаю, что выдача разрешения на торговлю спиртным напрямую связана с ситуацией с хлебом, – заявил Андрей Косилов. – Для нас это единственная возможность противостоять городским властям, поскольку торговля алкоголем приносит сетям до 30–40 процентов прибыли».
Сегодня предприятия холдинга «Народный хлеб» работают в четырех городах области – Коркино, Еманжелинске, Южноуральске и Аше. По словам Андрея Косилова, в общей сложности они ежедневно производят до ста тонн выпечки, в том числе 30 тонн хлеба социальных сортов. При этом дополнительные возможности холдинга составляют еще порядка 35–40 тонн в сутки. «В день население области потребляет около 170 тонн этого продукта, поэтому, выйдя на полную мощность, холдинг сможет занять половину рынка. Таким образом, резервы предприятий, входящих в объединение, в ближайшее время смогут обеспечить растущий спрос».
Как рассказал Андрей Косилов, в Челябинске продукция холдинга появилась в конце марта. Сегодня ее можно найти в ассортименте продуктовых сетей «Молния», «Дикси», «Гроссмарт», «Продмастер», «Мосмарт» и «Магнит». В ближайшее время она появится также в супермаркетах «Пятерочка». Согласно прогнозам первого вице-губернатора, к 15 апреля «народный хлеб» будет продаваться в 50 процентах сетевых продуктовых магазинов Челябинска, а к 1 мая – в 75%.
Стоимость буханки белого хлеба из пшеничной муки первого сорта производства областного холдинга в различных сетях колеблется от 13,6 до 15,5 рублей. «При этом аналогичная продукция Первого хлебокомбината стоит от 15 до 17,2 рубля, – отмечает Андрей Косилов. – Таким образом, уже сейчас разница в цене составляет от 60 копеек до рубля, однако в ближайшем будущем стоимость продукции «Народного хлеба» планируется снизить еще на 1,5–2 рубля».
Челябинские ретейлеры относятся к перспективе сотрудничества с новым поставщиком по-разному. Однако большинство из них сходятся во мнении, что делать выводы о том, насколько востребован «народный хлеб» в Челябинске, пока рано. «Мы работаем с этим холдингом совсем недавно, около трех недель, и сейчас проводим маркетинговые исследования, результаты которых позволят решить, будем ли мы дальше работать с этой компанией, – сообщил представитель торговой сети «Молния». – Мы сможем сделать выводы только через два-три месяца, сейчас же делать какие-либо заключения рано».
Схожее мнение высказывает и директор компании «Дикси-Челябинск» Михаил Петухов. «Несмотря на то что в челябинских магазинах нашей сети продукции этого производителя пока нет, в области мы начали сотрудничать с «Народным хлебом» еще в декабре, до того как вокруг него пошли споры, – сообщил он. – Тем не менее, на мой взгляд, давать какую либо оценку конкурентоспособности этого производителя пока рано».
Некоторые ретейлеры напротив высказывают заинтересованность в сотрудничестве с областным холдингом. «Нам этот поставщик интересен, и мы сами предложили «Народному хлебу» поставлять нам свою продукцию, – отмечает начальник отдела закупа торговой сети «Монетка» Лилия Райс. – Однако ответа от него мы еще не получили, и пока в нашем ассортименте этого хлеба нет».
Между тем, как стало известно Chel.ru сегодня, 1 апреля, из источников, близких к областному правительству, сейчас рассматривается возможность выкупа областным правительством контрольного пакета акций ОАО «Первый хлебокомбинат» и вхождение предприятия в состав компании «Народный хлеб». Главная деталь обсуждения – цена вопроса.
Фото: Коллаж Юлии КУКЛЕВОЙ