RU74
Погода

Сейчас+13°C

Сейчас в Челябинске

Погода+13°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +10

4 м/c,

южн.

750мм 47%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Бизнес Почему малый бизнес не берет субсидии

Почему малый бизнес не берет субсидии

Программа поддержки малого и среднего бизнеса нуждаются в кардинальных переменах. Об этом заявили депутаты на заседании комитета по экономической политике и предпринимательству Заксобрания Челябинской области. Почему сегодняшние меры не работают, а субсидии не востребованы, а также какие проблемы наиболее актуальны для малого бизнеса в Челябинской области, читайте в материале делового сайта Chel.ru.

Денег много не бывает

Программа по поддержке малого и среднего предпринимательства в Челябинской области, начатая в начале 2015 года и рассчитанная на три года, прежде всего, направлена на привлечение средств из федерального бюджета.

«Мы планируем привлечь максимальный лимит, выделенный Минэкономразвития РФ в 406 млн руб., – сообщил исполняющий обязанности заместителя министра экономического развития Челябинской области Артем Новиков. – Общая сумма финансирования программы должна составить более 440 млн руб., в том числе из местных бюджетов будет дополнительно направлено 25 млн руб.».

По словам Артема Новикова, поддержка будет осуществляться также за счет субсидирования местным бюджетом, в частности, с помощью возмещения процентов по кредитам, лизинговым платежам, а также затратам по модернизации производства и закупке оборудования. Кроме того, Минэкономразвития планирует капитализировать гарантийный фонд, который позволит увеличить объем кредитного портфеля на один миллиард рублей, и распространить услуги фонда на средний бизнес. «Также планируется создание двух центров – центра инжиниринга и регионального интегрированного центра, на которые будут привлечены федеральные средства», – отметил и. о. министра.

Представители законодательного органа власти обратили внимание на незначительность сумм, выделяемых из областного бюджета, а следовательно, они не могут положительно повлиять на предпринимательское сообщество. «Необходимо действовать не от наличия денег в бюджете, которые можно потратить на поддержку бизнеса, а от количества необходимых средств, которые нужно сначала подсчитать, – заявил депутат Законодательного собрания Челябинской области Константин Захаров. – Стратегическими планами занимается губернатор, а задача Минэкономразвития на сегодня – подсчитать, сколько ресурсов необходимо для того, чтобы эта стратегия исполнялась».

Малый бизнес Челябинской области обеспечивает почти 600 тысяч рабочих мест, формирует до 15–17% консолидированного бюджета. В реальных цифрах вклад малого и среднего бизнеса в общерегиональный товарооборот за 2014 год составил 886 млрд руб. – это 34,4% от общего оборота всех предприятий и организаций региона. В 2013 году этот вклад составлял чуть больше четверти общерегионального оборота, а сам оборот был около двух триллионов рублей.

Что нужно предпринимателям?

Несмотря на то, что южноуральскому бизнесу предоставляются различные льготы и программы поддержки, как показала практика, некоторые из них остаются невостребованными. Так, Константин Захаров отметил, что в 2014 году предприниматели не пользовались компенсациями по выставкам и кредитам, поскольку суммы компенсации были ничтожно малы и не представляли интереса. Депутат отметил, что из перечня федеральных программ нужно выбрать именно те, которые нужны Челябинской области, а не те, где федералы не исчерпали ресурсы.

«В обязательном порядке должен быть создан фонд микрофинансирования, – считает Константин Захаров. – Возмещение по кредитам сегодня не востребовано, потому что банки не дают предпринимателям кредиты, им попросту нечего субсидировать. А у Минэкономразвития это является одним из трех главнейших направлений, но предприниматели, к сожалению, не смогут им воспользоваться».

Депутат также отметил, что Южный Урал нуждается в создании и развитии инфраструктуры поддержки: «Нам нужны технопарки, индустриальные парки. Также предлагаю создать структуру поддержки экспортно ориентированных компаний – это импортозамещение и производственный бизнес, именно это я считаю сегодня особенно важным».

Председатель комитета по промышленной политике ЧРО «Опора России» Денис Константинов заметил, что проблема региона заключается также в низкой информированности предпринимателей и отсутствии обратной связи.

«На территории области находятся 200 000 субъектов, но только сотне компаний оказали реальную поддержку, потому что бизнес не принимает участие в анкетировании и не высказывает мнение, в какой именно поддержке он нуждается, – говорит представитель «Опоры России». – Бизнес не знает, будет ли он субсидирован в конце года, в результате чего не может планировать свои затраты и ведет себя осторожно. Именно поэтому сегодняшняя поддержка не носит сильного развивающего эффекта».

Эксперт также отметил, что критерии эффективности государственных программ вносят определенный деструктивный характер в развитие экономики региона. Например, критерий сохранения рабочих мест никак не вяжется с программой модернизации. «Если говорить о реальной модернизации, то нужно заменить 10 неквалифицированных рабочих мест на два высококвалифицированных и высокооплачиваемых за счет модернизации производственной базы», – говорит Денис Константинов.

Депутаты также обсудили проект закона об изменении срока рассрочки оплаты приобретаемого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства. Заместитель Законодательного собрания Челябинской области Дмитрий Мешков назвал его антикризисной мерой: рассрочка увеличена с пяти до семи лет, чтобы уменьшить размеры ежегодных платежей.

Обман на госзакупках

Субъектов малого бизнеса ущемляют даже при законодательно установленных преимуществах. Как заявила заместитель руководителя УФАС по Челябинской области Наталья Сапрыкина, на сегодняшний день существуют два основных нарушения, которые являются основанием для изменения законодательства.

«В июне 2014 года были внесены изменения в закон о контрактной системе, а также изменен порядок расчета процента, который предприниматель получает от объема закупок. С одной стороны, это упростило задачу для заказчиков, с другой – уменьшило объем закупок, по которым должны предоставляться преимущественные 15%, – отметила Наталья Сапрыкина. – Если раньше процент считался от полного объема закупок, то сегодня это лишь те средства, на которые заказчик должен провести конкурсную процедуру. При выделенной общей сумме в четыре миллиона рублей потери будут составлять до 500 тысяч рублей».

Кроме того, как отметила замруководителя Челябинского УФАС, система расчетов, предусмотренная законодательством, не в полной мере отражает поддержку малого бизнеса. «Бывают ситуации, когда объявляются обычные торги, но заказчик включает в контракт условия, что выигравшая компания обязана привлечь субъектов малого предпринимательства. При этом указывается процент, на который будут привлечены субъекты, и если компания не привлекает малый бизнес, на нее налагается штраф. Однако компания иногда предпочитает заплатить штраф, но заказчики покажут это в тех закупках, которые они якобы разместили у субъектов малого предпринимательства».

Таким образом сегодня требуется корректировка подсчета объема господдержки в рамках госзакупок. «Одна из проблем заказчика заключается в том, что когда в конце года ему выделяют дополнительные лимиты, то есть увеличивается объем закупок, которые он должен потратить на субъекты малого бизнеса, – добавляет Наталья Сапрыкина. – Это делает систему сложной для заказчика и не отражает реального положения дел в сфере поддержки малого предпринимательства».

За 2014 год ФАС рассмотрено более 600 жалоб в целом по госзакупкам. Однако обращений, связанных с закупками, где предоставляются преимущества для малого бизнеса, всего четыре, штраф вынесен только в одном случае.

Как отметила Наталья Сапрыкина, это происходит потому, что ФАС проводит плановые проверки только в отношении федеральных заказчиков. Что касается муниципальных заказчиков, то в плановом порядке их проверяют муниципальные органы контроля. ФАС может проводить внеплановые проверки только при поступлении информации о нарушениях, однако по малому бизнесу таких обращений не было.

Кстати, в ходе заседания поступило предложение поощрять добросовестных заказчиков, помогающих малому бизнесу. «Есть заказчики, которые осуществляют закупки преимущественно у субъектов малого предпринимательства. Предлагаю наградить эти компании в рамках Дней малого бизнеса, которые пройдут на Южном Урале на следующей неделе, – выступил с инициативой председатель комитета по промышленной политике ЧРО «Опора России» Денис Константинов. – Кроме того, необходимо информировать заказчиков о необходимости предоставления преимуществ субъектам малого предпринимательства при обеспечении закупок, и только тогда малый бизнес получит больше возможностей и станет заметен».

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления