RU74
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Челябинске

Погода+3°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +1

1 м/c,

вос.

749мм 93%
Подробнее
6 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Экономика Торговлю попросили не спекулировать

Торговлю попросили не спекулировать

На Южном Урале стартовала активная работа по продвижению местных товаров в торговые сети. Что мешает местным продуктам занять место на полках магазинов и как ускорить их путь к потребителю? Какова политика ценообразования, требования торговых сетей к поставщикам и почему новым брендам так сложно занять свое место на полке? Ответы на эти вопросы и подробности расширенного совещания губернатора Челябинской области Бориса Дубровского с представителями крупнейших торговых сетей – в статье на Chel.ru.

Как сдержать цены – мнение власти

Борис Дубровский: «Не спекулируйте –
вам же будет лучше!»

Власти региона собрали руководителей крупнейших торговых сетей на совещание, посвященное механизмам сдерживания цен на основные виды продуктов питания и ситуации на продовольственном рынке региона. В ходе встречи Борис Дубровский заявил, что прекрасно понимает, в каком непростом положении находятся торговые сети в связи с кризисом, возросшими процентными ставками за кредиты и прочими негативными тенденциями. Однако губернатор предостерег представителей торговли от того, чтобы использовать ситуацию в свою пользу.

«Я допускаю элементы, носящие объективный характер: кредиты, заложенные в наценку при продаже продукции, и так далее, но объективно есть элементы спекуляции, – указал Борис Дубровский. – Там, где это можно не делать, не делайте, пожалуйста – вам же будет лучше!»

Эту просьбу главы региона услышали руководители крупнейших торговых сетей, работающих в Челябинской области, – Х5 Retail Group «Пятерочка», «Карусель», «Перекресток»), ООО «Молл» («Молния», Spar), «Седьмой континент» (гипермаркет «Наш»), «Проспект», «Ашан», ТС «Союз», «Метро Кэш энд Керри», «Магнит», «Дикси», «Красное и Белое», ТД «Губернский».

Губернатор указал на данные мониторинга: цены повысились практически по всем категориям товаров в среднем на 30 процентов – это в полтора раза больше размера зафиксированной инфляции. А здесь важно учитывать, что в структуре потребления значительной части населения основные расходы ложатся именно на продукты питания.

Ослабление рубля привело к тому, что ряд товаров производителю выгоднее экспортировать за валюту, чем продавать за рубли в России. «Мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы наши производители получали хорошую прибыль, но еще больше заинтересованы в бесперебойном обеспечении жителей продуктами», – указал Дубровский. Продовольственной безопасности региона поможет создание таких условий, чтобы продукты оставались в регионе и находили своего покупателя по разумным ценам, то есть максимально гибкая и прозрачная, понятная всем – и производителю, и потребителю, и торговым предприятиям – политика ценообразования. «И безусловно – не оставлять места для спекуляции», – акцентировал он.

Поскольку крупные торговые сети – как федеральные, так и местные – играют в этом процессе первую скрипку, региональная власть желает вести диалог в рамках соглашений. Как ранее сообщал Chel.ru, первое и пока единственное из них заключено в прошлом году – с компанией Х5 Retail Group.

«Почистить» входные бонусы

Как правило, при ценообразовании говорится о двух составляющих – это закупочная цена и торговая наценка. Но в случае с ритейлом обычно есть еще бонусы, которые выплачивает поставщик. «Цена вхождения в торговую сеть зачастую не по карману местным производителям, особенно средним и мелким, – уверен Борис Дубровский. – В сложившихся экономических условиях есть смысл пересмотреть размер выплат. Это позволило бы большему числу местных производителей дойти до покупателей торговых сетей, сдержало рост цен».

Между тем представители торговых сетей утверждают, что изменившаяся экономическая ситуация поспособствовала отказу от таких бонусов и без просьб сверху.

«Раньше у нас существовала практика «входных бонусов» для поставщиков, но на фоне того, что творится, мы наоборот отменили все бонусы – хотим, чтобы производители к нам приходили», – заявил директор уральского дивизиона ТС «Пятерочка» Бауыржан Торланов.

Не идет речи о входных бонусах для производителей и в торговой сети «Магнит». «Наша система ценообразования полностью зависит от входных цен – наценка меняется только в сторону уменьшения, сейчас она составляет от четырех до пяти процентов, – рассказал директор челябинского филиала ЗАО «Тандер» («Магнит») Дмитрий Лобов. – В планах на 2015 год – продолжить развитие сети как количественно, открывая новые магазины, так и качественно, еще больше углубляясь в работу с местными производителями и снижая торговую наценку».

Ставка на местных

Дмитрий Лобов («Магнит»):
«Непомерных требований у нас нет»

Еще одна причина трудного вхождения южноуральских товаропроизводителей в торговые сети – несоответствие стандартам качества. Причем речь не столько о качестве самих продуктов, сколько о требованиях, предъявляемых к упаковке, оформлению и маркировке товаров, его транспортировке. Здесь явно нужны более четкие требования по стандартам вхождения в сеть, без придуманных барьеров. То же касается и линейки товаров.

«Вы ближе к потребителю, лучше знаете, что ему нужно. Сформулируйте свои пожелания, – обратился к сетевикам Дубровский. – Уверен, южноуральские производители способны обеспечить импортозамещение, занять свободные ниши, изменить и расширить товарную линейку».

Рассказывая о работе по поддержке производителей Челябинской области, Бауыржан Торланов указал, что доля товаров южноуральских производителей в ассортименте магазинов сети «Пятерочка» в категории «фреш» превышает 30 процентов, а по некоторым товарам, таким как молоко, хлеб, яйцо, курица, доходит до 90 процентов.

«В рамках работы в условиях эмбарго мы переориентировались в сторону сотрудничества с местными производителями, и сделано это было прежде всего чтобы удержать цены на социально значимые продукты, – рассказал он. – Ведь помимо того, что продукция локальных производителей изначально дешевле, нам таким образом удалось сократить и логистическое плечо наших расходов. Кстати, на группу социально значимых товаров из 40 наименований мы зафиксировали торговую наценку на минимуме, что четко видно различным контролирующим органам при проверках».

Сеть «Магнит» на сегодняшний день работает со всеми крупными местными поставщиками молочки, колбасы, хлеба, кондитерки, и ее оборот с местными производителями составляет порядка 250 млн рублей в месяц, сообщил Дмитрий Лобов. Особенных непомерных требований по входу в сеть нет – достаточно соблюдать законодательство Российской Федерации, ведь продукции без сертификатов качества не полках не место.

«Решение о работе с южноуральскими компаниями – в любом случае это результат реагирования покупателей на местную продукцию, – пояснил он. – То есть главная экономическая целесообразность – адаптивность ассортимента к каждому городу, представленность продукции местного производителя. Это эффективно и для нас – покупатель выбирает местное, эффективно и для производителя – он получает канал сбыта. Кстати, наши поставщики, в том числе и южноуральские производители, через наши распределительные центры получают возможность выходить со своей продукцией в соседние регионы. Например, мы отправляем продукцию «Макфы» по всей России».

Фермеры не готовы к продажам в сетях

Андрей Грибанов («Проспект»): «Нам не
нужны живые бычки, привезенные к магазину»

Еще одна задача, над которой предстоит работать региональным властям и товаропроизводителям вместе, – это продвижение на рынке не только широко известных южноуральских продуктовых брендов, но и раскручивание новых. Область готова оказать поддержку производителям через ярмарочно-выставочную деятельность, презентации на отраслевых форумах. «Именно региональные сети могут стать проводником южноуральской продукции, доказать ее конкурентоспособность, раскрутить новые бренды, дать путевку в федеральные сети», – считает Дубровский.

Представители сетей говорят о готовности заводить еще больше овощей, молочных продуктов, курицы, яйца, которое сейчас в дефиците, и высоком потенциале южноуральских продуктов. Но при этом делают акцент на проблемных моментах.

«Проблема в том, что сами производители нередко не могут или не хотят привести в порядок документы, упаковку, этикеточные надписи, – отмечает Бауыржан Торланов. – Изначально каждому производителю, с которым намерены сотрудничать, мы рассказываем о существующих требованиях законодательства страны и нашей сети, которые нисколько не жестче. Но, как показывает практика, пойти на их исполнение готовы далеко не все».

«По фрешу мы работаем только с местными производителями, – рассказал коммерческий директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов. – Знаю все компании, присутствующие на нашем рынке. Но когда речь встает о выводе на полки какой-то новой местной продукции, то зачастую это чревато некоторыми проблемами». По его словам, неоднократно через минсельхоз области он встречался с местными фермерами с предложением выставить на прилавках их продукцию. Обычно возражений нет. «И проблема даже не в том, что фермерские хозяйства не могут обеспечить упаковку – мы готовы сами расфасовать, – продолжает Грибанов. – Сложность в том, что нам нужен продукт, максимально готовый к продаже, а не несколько живых бычков, привезенных к магазину. Не могут фермеры гарантировать и постоянство поставок, говоря напрямую, что если появится оптовый покупатель, они отдадут всю продукцию разом».

Как бы то ни было, все приглашенные сетевики заявили о готовности дальнейшего расширения сотрудничества с сельхозтоваропроизводителями Челябинской области, в этом, по общему мнению, действительно могут помочь соглашения о сотрудничестве с региональными властями.

А губернатор заверил, что такие совещания будут проходить ежемесячно, и попросил представителей торговых сетей к следующей встрече подготовить свои предложения о развитии сотрудничества с южноуральскими производителями продукции, в том числе и с фермерами, увеличении их представленности на полках, а также о том, как можно не допустить или минимизировать рост цен.

Фото: Фото с сайта Gubernator74.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления