Экономика

На Челябинск наступает федеральный ритейл

Федеральные ритейлеры тянут сети к Челябинску, приступая к завоеванию города с его окраин. В столице Южного Урала строятся новые гипермаркеты известных брендов, а уже действующие сети продолжают увеличивать количество магазинов. Эксперты считают, что город способен принять еще с десяток новых гипермаркетов, но их появление заставит «подвинуться» малый бизнес. В преддверии Дня работника торговли, отмечаемого в четвертую субботу июля, Chel.ru публикует обзор рынка продуктового ритейла в Челябинске.

В ожидании «Ленты» и «О’КЕЙ»

«Лента» – одна из крупнейших в России сетей розничной торговли. Первый магазин открыт в 1993 году, сейчас в различных регионах страны работает 49 гипермаркетов сети, треть из них находится в Санкт-Петербурге.

В ближайшие полгода Челябинск ожидает пришествие новых федеральных сетей. Сетевой фуд-ритейл заходит в город, строя собственные торговые площади. Так, уже известно, что два гипермаркета планирует запустить компания «О’КЕЙ» – одна из крупнейших в России сетей розничной торговли. В марте 2015 года откроется гипермаркет «О’КЕЙ» в составе ТРК «Алмаз», который строится в Ленинском районе Челябинска. Площадь этого магазина составит 15 700 кв. м. «Также мы планируем запустить собственный отдельно стоящий гипермаркет, его площадь составит 13 450 квадратных метров», – сообщили Chel.ru в отделе внешних коммуникаций ГК «О’КЕЙ». Этот магазин будет располагаться на Свердловском тракте, уточнили в компании.

«О’КЕЙ» – динамично развивающаяся розничная сеть в России, располагает 96 торговыми комплексами общей торговой площадью более 501 тыс. кв. м в Северо-Западном, Южном, Центральном, Уральском и Сибирском регионах страны. Сегодня магазины сети «О’КЕЙ» работают в 23 крупнейших городах России.

Еще один известный федеральный ритейлер «Лента» также недавно заявил о своих планах по развитию на Южном Урале. По словам pr-менеджера компании «Лента» Яны Могилевой, Челябинск считается городом с хорошей покупательской способностью и это приводит к закономерному интересу со стороны федеральных сетей. «В Челябинске присутствуют практически все федеральные розничные сети. Это город с хорошей покупательской способностью. Согласно нашим исследованиям, магазины сосредоточены в центральных районах города, тогда как Советский и Металлургический районы не имеют широкой представленности магазинов. Следовательно, есть возможности для развития», – рассказала Яна Могилева. Планируется, что гипермаркет «Лента» площадью 12 тысяч кв. метров откроется в Советском районе Челябинска в конце 2014-го – начале 2015 года.

Дефицит крупного формата

Расширяются и такие сети, как «Карусель» (Х5 Retail Group), «Магнит» и Spar. «Готовимся открыть магазины под брендом Spar в Ленинском районе и в Чурилово, еще один будет располагаться в новом торговом центре на Комсомольском проспекте», – рассказал директор по маркетингу ТС «Молния» (развивает бренд Spar) Юрий Блохин. «Это магазины в формате «у дома», – уточнил он. Местные торговые сети, такие, как «Проспект», также планируют открытие новых магазинов. «В ближайшие два месяца мы откроем магазин в микрорайоне «Парковый», а следом – на Университетской набережной», – сказал коммерческий директор РС «Проспект» Андрей Грибанов.

Торговые сети, присутствующие в Челябинске:
Metro Cash & carry, «Дикси», «Пятерочка», «Карусель», «Ашан», «Монетка», «Магнит», «Спар», «Проспект», «Молния», «Мираторг», «Седьмой континент».
Открытие ТС в 2014–2015 годах:
«Лента», «О’КЕЙ»


По мнению экспертов, в Челябинске ощущается нехватка крупноформатных магазинов, а выход на рынок новых федеральных сетей пока приводит к оттоку покупателей не из действующих гипермаркетов, а из магазинов, принадлежащих малому бизнесу.

По словам директора сети мини-маркетов «Домашний» Ильи Коноплева, в городе существует нехватка крупноформатных магазинов, притом, что небольшие торговые точки активно конкурируют между собой. «На мой взгляд, Челябинск еще далек от насыщения сетевыми форматам, хотя уже сейчас есть места, где рядом расположены два и три сетевых магазина. Это может быть сочетание «Пятерочка» и «Монетка», «Мираторг» и «Молния», «Магнит» и «Дикси», но такие примеры есть, и они будут появляться и далее, – говорит Илья Коноплев. – Однозначно можно говорить о нехватке точек крупного формата. Нехватка не в том смысле, что сходить некуда, а в том понимании, что для формирования конкурентного состояния надо бы еще пару «Ашанов», три-четыре «Ленты» в разных концах города, один хороший «О’КЕЙ» и еще одно «Метро». Вот тогда заживет торговля!»

По наблюдениям Ильи Коноплева, в дополнение к вышеназванным компаниям готовится к запуску сеть магазинов «Верный». «Это тоже «массовый» ритейлер, он встанет в одну линейку с «Магнитом» и «Пятерочкой». Если найдут помещения, к нам зайдут локальные сети из соседнего Екатеринбурга – «Елисей» и «Пикник», но развернуться им не дадут те же самые федералы, так как за места они готовы платить больше», – указал он.

По словам директора по маркетингу ТС «Молния» Юрия Блохина, несколько районов города все еще не имеют своих гипермаркетов. «На мой взгляд, в Челябинске достаточно места для новых крупноформатных магазинов. Своих гипермаркетов нет в Металлургическом и Тракторозаводском районах. В Ленинском районе готовится к открытию новый торговый центр, где разместится гипермаркет «О’КЕЙ», но, на мой взгляд, потребности района позволяют говорить о нескольких больших продуктовых магазинах. Наиболее сбалансированная ситуация на северо-западе», – считает Юрий Блохин.

Он отмечает, что доля крупного ритейла на продуктовом рынке Челябинска составляет около 20%. «В настоящее время основная доля рынка – 40% – принадлежит индивидуальным предпринимателям. Поэтому с приходом новых игроков мы, конечно, ощущаем конкуренцию, но в основном перераспределение рынка идет от ИП к крупным магазинам в силу того, что у нас есть ряд преимуществ по сравнению с малыми формами торговли», – объясняет Юрий Блохин.

Городу не хватает международных брендов

По мнению ведущего консультанта компании «Магазин Магазинов» Дианы Зазнобиной, если ориентироваться на наличие в городе международных брендов, то по уровню развития ритейла Челябинск находится во второй десятке российских городов. «Показателем развития ритейла в городе является наличие международных брендов. Сейчас в Челябинске работают 74 международных бренда, это примерно 17% от общего количества международных брендов, представленных в России. Всего их около 420. По этому показателю Челябинск занимает 14-е место среди российских городов. За последние три года город немного ухудшил свои показатели – в 2011-м году он был на 13-м месте. Связано это, прежде всего, с тем, что за последние два года в Челябинске не вводились качественные объекты торговой недвижимости, а, по статистике, новые международные бренды идут вслед за новыми открытиями качественных ТЦ», – рассказала Диана Зазнобина.

«Сам по себе город представляет интерес для сетевых операторов как международных, так и федеральных. Что же касается насыщенности торговыми площадями, то Челябинск имеет относительно низкий уровень по сравнению с другими миллионниками – 234 кв. м на 1000 жителей, это 11-е место среди городов», – указала эксперт.

Торговые сети, которых нет в Челябинске:
«Азбука Вкуса», «Копейка», BILLA, «Атак», «Зеленый перекресток», «Рамстор», «Холидей Классик», «Кировский», «Купец», «Семья», «Кора», «Стокманн».

По количественным показателям городу есть куда развиваться, согласен Юрий Блохин. «По показателям соотношения торговых площадей на число жителей мы отстаем от общеевропейского уровня. И это положительный сигнал для новых игроков. Но, с другой стороны, есть еще потребительский спрос, который ограничен общей экономической ситуацией. Например, по данным статистики, в мае-июне в Челябинской области было потрачено на продукты на два миллиарда рублей меньше по сравнению с прошлым годом. Реальные доходы у людей не увеличиваются, тогда как расходы растут. Эту ситуацию надо также учитывать», – отметил Юрий Блохин. «Для того, чтобы понимать, насыщен рынок или нет, надо знать не только количество торговых площадей, но и уровень спроса», – добавляет Андрей Грибанов.

Продуктовый ритейл мог бы сделать выбор в пользу качественного роста, а не количественного, так как ниша сервисной розницы не закрыта, указывает Илья Коноплев.

«В Челябинске не хватает сервисной розницы. Хотелось бы видеть у нас такие магазины, как «Азбука вкуса», но, как говорится, спрос рождает предложение. Этому городу такие форматы не нужны. При всем «лоске», который наводят сети на свои точки, в ассортименте и сервисах лучше не становится. Видно, что компании откровенно экономят на расходах, а качественный рост – это расходы», – сказал эксперт.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления