Экономика «Мечел» готов продать ЧМК

«Мечел» готов продать ЧМК

Горнодобывающая компания «Мечел» готовит к продаже все свои активы, в том числе и основное предприятие, выпускающее листовой прокат, – Челябинский металлургический комбинат. Собственники надеются выручить от распродажи $3 млрд. О том, почему компания Игоря Зюзина (владеет 67,42%) пошла на этот шаг и что прогнозируют аналитики – в статье на Chel.ru.

Обвал, несмотря на каникулы

Финансовое положение группы «Мечел» обострилось 13 ноября 2013 года, когда акции компании обвалились более чем на 43 процента, в результате чего капитализация компании снизилась до исторического минимума – до 28,3 млрд рублей ($861,8 млн). Меньше компания не стоила никогда. Максимальной капитализации «Мечел» достигал летом 2008 года – $24 млрд.

Падение акций «Мечела» произошло на фоне сообщений о ковенантных каникулах, то есть фиксации ставок по взятым кредитам и отсрочке долга перед банками. В октябре 2013 года «Мечел» просил банки продлить ковенантные каникулы до конца 2014 года. Компания тогда признала, что не сможет выплатить $500 млн по синдицированному кредиту на общую сумму один млрд долларов на 2015–2016 годы и попросила банки дать отсрочку, а также изменить ковенанты и не тестировать их не только в этом, но и в следующем году. В залогах у кредиторов находится около 50 процентов акций «Мечела».

В 2013 году чистый убыток ОАО «Мечел» по РСБУ (Российские стандарты бухгалтерского отчета) составил 27,8 млрд рублей по сравнению с 19,2 млрд чистой прибыли в 2012 году, говорится в сообщении компании. Прибыль от продаж сократилась в девять раз (с 24,48 до 2,64 млрд рублей), выручка – в семь раз (с 25, 7 до 3,75 млрд рублей).

С тех пор сообщения о том, что группа «Мечел» балансирует на грани банкротства, перестали быть новостью. Вскоре увязнувшая в долгах компания Игоря Зюзина, чтобы рассчитаться с контрагентами, занялась распродажей непрофильных активов. К примеру, в конце 2013 года группа продала Тихвинский ферросплавный завод и горно-обогатительный комбинат «Восход», а летом 2014-го ликвидировала ферросплавный дивизион.

Параллельно компания планомерно занималась оптимизацией управленческого штата. При реализации программы повышения производительности труда путем оптимизации управленческих структур, принятой еще в 2008 году, за шесть лет «Мечел» сократил численность административно-управленческого персонала более чем на три тысячи человек.

Игорь Зюзин

В июле текущего года сообщалось, что реструктуризация компании «Мечел» может пойти по пути создания консорциума на базе части его активов, а также активов Evraz и «Амурметалла». Рассматривался и такой вариант поддержки «Мечела», по которому госбанки могли выделить дополнительно 215 млрд рублей, из которых 35 млрд рублей будут выданы «Мечелу» в качестве бридж-кредита, еще 180 млрд рублей переданы ВЭБу на выкуп облигаций или допэмиссии холдинга. По словам главы ВТБ Андрея Костина, в ходе этой допэмиссии контрольный пакет может перейти, в частности, государству.

От предбанкротного состояния – к распродаже

Вариантов спасения компании было немало, и еще в начале лета Зюзин не собирался продавать ЧМК, «Южный Кузбасс» и «Якутуголь». Выручка этих трех предприятий по РСБУ, по данным «СПАРК-Интерфакса», в 2013 году составила 81,8 млрд, 29,1 млрд и 26,3 млрд рублей соответственно. А вся выручка «Мечела» за 2013 год – $8,6 млрд, или примерно 275 млрд рублей.

Теперь же горнодобывающая компания «Мечел» готова рассматривать различные варианты и продать любой из активов. Это будет зависеть от того, какую цену предложат покупатели, сообщил газете «Ведомости» генеральный директор «Мечела» Олег Коржов, – в том числе как долю, так и весь пакет в Челябинском металлургическом комбинате. С кем «Мечел» ведет переговоры, ни Коржов, ни пресс-служба не уточнили. По словам Коржова, «Мечел» может выручить от второй распродажи два–три млрд долларов.

В список наиболее перспективных для продажи активов предприятий входят доля в железной дороге до Эльгинского угольного месторождения, само месторождение, а также Братский завод ферросплавов и американское угольное предприятие «Мечела» Bluestone. О продаже ветки до Эльги и доли в «Эльгаугле», а также Bluestone «Мечел» заявлял еще в начале 2014 года. За железнодорожную ветку «Мечел» хочет получить от РЖД 71 млрд рублей, во сколько оценен «Эльгауголь», не сообщалось.

Аналитики уверены: причина распродажи прежняя – кредиторы «Мечела» требуют снизить долговую нагрузку. «Мечел» будет стремиться получить от распродажи как можно больше, но, вероятнее всего, реализовать активы по рыночной стоимости, в том числе и Челябинский металлургический комбинат, не удастся из-за высокой долговой нагрузки.

«В связи с высокой долговой нагрузкой в восемь млрд долларов и недавним проведением рефинансирования долгов «Мечела», компания вынуждена снижать свою долговую нагрузку по требованию кредиторов, – комментирует финансовый аналитик «Инвесткафе» Зоя Корепанова. – В связи с этим придется продавать такие ключевые предприятия группы, как Челябинский металлургический комбинат. По моим предварительным оценкам, от продажи ЧМК «Мечел» может выручить порядка одного млрд долларов. В целом, «Мечел» планирует выручить два–три млрд долларов от продажи активов, что позволит компании снизить долговую нагрузку на 25–35 процентов».

«Ситуация в компании достаточно простая – предбанкротная, – комментирует директор компании «ПрофКапиталСервис» Сергей Колобов. – Фактически процедуру банкротства пока не начинают в попытках найти какой-то более приемлемый вариант, поскольку банкротство такого системообразущего предприятия будет иметь серьезные последствия, в первую очередь для нашей области. Нынешним собственникам никто помогать не хочет по понятным причинам, а сами они справиться с этой ситуацией уже, видимо, не в состоянии. На мой взгляд, продажа предприятия в том состоянии, в каком оно сейчас находится, вряд ли кого-то заинтересует, то есть достойного предложения, думаю, компания не дождется».

«Мечел» будет стремиться продать ЧМК как можно дороже, но за сколько именно – сказать нельзя, – считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Дело в том, что пока не известны ни условия продажи, ни долговая нагрузка самого комбината. К тому же не исключен вариант продажи комбината вместе с каким-либо другим активом группы «Мечел». А своего рода «пакетная» продажа еще больше затруднит оценку».

Кто польстится на ЧМК

Покупкой ЧМК могут заинтересоваться как российские, так и иностранные компании, считают респонденты Chel.ru.

В качестве покупателя ЧМК, по мнению Зои Корепановой, могут выступить такие крупнейшие металлургические компании, как «Северсталь», НЛМК и ММК.

«Теоретически ЧМК может представлять интерес для отечественных металлургических компаний, но все будет зависеть от условий, на которых будут продавать комбинат, – соглашается Дмитрий Баранов. – Не исключено, что интерес к нему могут проявить и иностранные компании, но, по известным причинам, вряд ли это будут западные компании. А вот для китайских или казахстанских металлургов этот актив может быть весьма привлекателен».

По мнению аналитика, продажа только лишь одного ЧМК не позволит группе «Мечел» полностью расплатиться с долгами, которые, по разным оценкам, составляют несколько миллиардов долларов. «Но вот сократить долговую нагрузку, сделать для группы обслуживание остального долга более комфортным, продажа ЧМК вполне в состоянии, – уверен Дмитрий Баранов. – Но, повторюсь, все будет зависеть от условий продажи челябинского предприятия».

Генеральный директор ООО «Кэмп» Яков Гуревич тоже делает ставку на покупку ЧМК российскими металлургическими компаниями. «Кто польстится на этот актив – сложно сказать, – рассуждает Яков Гуревич. – Цена, думаю, будет достаточно низкой, потому что компания сейчас вся в долгах. Продажа ЧМК вряд ли спасет «Мечел» – у группы около восьми млрд долларов долга. При этом рыночная цена «Мечела» сегодня измеряется сотнями миллионов долларов, а ЧМК будет стоит сотню с небольшим миллионов – цена зависит от того, будут комбинат продавать «чистым» или с долгами. Но в целом в нынешней экономической и политической ситуации компания мало кому нужна. Не исключено, что будет приниматься политическое решение на уровне президента – кого обязать ее спасать».

«В том состоянии, в котором группа «Мечел» и, в частности, ЧМК находятся сейчас, для покупки они, мягко говоря, не очень привлекательны, – комментирует Сергей Колобов. – Ведь конкретно на ЧМК висит тоже достаточно большая долговая нагрузка. И нужно понимать, что когда завод находится в одних руках, а рудные базы – в других, нет ничего хорошего для компании. В общем, считаю, что достойного предложения «Мечел» не получит. Ему будут предлагать купить активы за долги, за проблемы».

Вообще кредиторы, а надо понимать, что это в значительной степени госбанки, всерьез настроены сменить собственника, их полностью не устраивает, как сегодня управляется «Мечел» и люди, которые управляют компанией, напоминает Колобов. «Кредиторы уже заявили, что ищут кого-то, кто будет более эффективно управлять этим активом и, в принципе, у них есть рычаги по смене руководства, – рассуждает он. – Если они сделают это сами, то собственник ничего не получит. Поэтому сейчас заявления о продаже части активов стоит рассматривать как попытку собственника получить хоть что-то при неизбежном банкротстве».

Смена собственника будет в любом случае, уверен аналитик. «Если это произойдет через механизм банкротства, то собственники ничего не получат, их отстранят от управления, в компании будет введен конкурсный управляющий, который попытается на первом этапе восстановить платежеспособность, договорившись с кредиторами, а если не получится, то будет запущена процедура банкротства, – продолжает Сергей Колобов. – Либо кредиторы найдут того, кто возьмется за спасение этих активов и тем или иным способом передадут ему контроль над предприятием. В общем, распродажа – это последняя возможность собственников получить хоть что-то».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления