RU74
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Челябинске

Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +1

11 м/c,

южн.

735мм 29%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Экономика Медицинская реклама захворала

Медицинская реклама захворала

Медиарынок Челябинска болезненно отреагировал на «медицинские» новеллы закона о рекламе, которые предполагают тотальный запрет рекламы медуслуг. Изменения вступили в силу с 1 января 2014 года. И если до недавнего времени еще оставалась надежда, что не все так плохо (поправки, как выяснилось, сформулированы некорректно), то на этой неделе опасения оправдались. Какие компании особенно остро прочувствуют новые ограничения и как можно обойти запрет – в материале Chel.ru.

Поправки в закон «О рекламе», инициированные Минздравом РФ, СМИ и рекламные компании восприняли как серьезный повод для беспокойства. «Мы теперь не имеем права называть конкретные медицинские услуги, запрещается использовать слово «лечение» и так далее – изменений множество, и все это требует от нас серьезных затрат на замену существующих носителей», – отметила директор компании «Мак Групп» Юлия Кульчицкая (фирма работает с медицинскими клиниками).

Кроме того, как выяснилось, новые правила в законе сформулированы безграмотно. В частности, противоречивая коллизия сложилась между частями 7 и 8 статьи 24. Получалось, что пункт 7 де-факто и де-юре разрешает рекламу медицинских услуг, четко оговаривая требования к размещению в части наличия предупреждающих надписей, а пункт 8 (на который в некоторых регионах уже ссылаются сотрудники ФАС, предупреждающие о недопустимости рекламы) фактически запрещает рекламу.

Перечень медицинских услуг определен номенклатурой, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.12.2011 года №1664н. В список входят, в частности, трансплантация волос, пластика лица и носа, маммопластика, а также услуги, которые оказывают не только клиники, но и салоны красоты: массаж, эпиляция, депиляция, очищение кожи лица и шеи, пирсинг и прокалывание мочек ушей.

«Мы часто пишем о разного рода операциях, новых методиках и медицинских технологиях, наша задача – по максимуму проинформировать пациента, – рассказывает редактор сайта ChelDoctor.ru Лия Захарова. – Ведь у врачей в муниципальных клиниках нет на это времени – они просто отправляют пациента, скажем, на МРТ, и откуда человек может узнать, что это за процедура? Где грань между получением этой информации и рекламой услуги?» Эксперт упоминает также некий «сертификат соответствия», о котором говорится в новой редакции закона: «Что это за документ, непонятно. Соответствия чему? А как же лицензии на осуществление медицинской деятельности, они уже не имеют законной силы?»

Чтобы не подвергнуться репрессиям со стороны надзорных органов, одни компании пошли за советом к антимонопольщикам, другие, действуя по принципу «от греха подальше», просто отказались от медицинской рекламы. Впрочем, в региональном УФАС до недавнего времени, в том числе на встрече с предпринимателями в рамках проекта «Форсайт», прошедшей 21 января, успокаивали: мол, ничего страшного не произошло, и новые правила не попортят крови бизнесу. «Мы обращались в УФАС с просьбой прояснить ситуацию, и нам посоветовали пока не обращать внимания на восьмой пункт, – сказала директор по рекламе еженедельника «Ва-Банкъ» Оксана Чернышова. – То есть разрешили пока размещать рекламу в прежнем виде – до тех пор, пока не появится какая-то новая информация». Таким же образом, как отметил в беседе с корреспондентом Chel.ru один из источников, поступили и в газете «Итоги».

Провели внеплановую «зачистку» и рекламные агентства. Еще в декабре прошлого года крупное агентство «Алькасар», которое размещает большой объем рекламы на телевизионных каналах, разослало региональным партнерам письмо с предупреждением о том, что после 31 января 2013 года рекламу медицинских услуг на телеканалы «НТВ» и «ТВ Центр-Москва» они не пропустят. «В первую очередь пострадали клиники, которые оказывают специализированные медицинские услуги – теперь их рекламировать нельзя», – отметил в беседе с «РГ» юрист агентства «Алькасар» Дмитрий Чёлушкин.

Летом прошлого года парламент ввел ответственность за нарушения законодательства не только для рекламодателей, но и для рекламораспространителей – нижнюю планку штрафа повысили со 100 до 200 тысяч рублей, максимальный штраф составит полмиллиона рублей.

Разъяснения ФАС новых требований были опубликованы на этой неделе. «В рекламе нельзя указывать медицинские услуги, только наименование медицинской организации и профиль, – обозначила ключевые моменты заместитель руководителя Челябинского УФАС России Людмила Галичина. – Новые правила действуют с 1 января этого года, и вся реклама должна быть приведена в соответствие с законом». Другими словами, со страниц газет и журналов, с рекламных афиш и из видеороликов должны исчезнуть слова УЗИ, МРТ, флюорография, компьютерная томография, лечение позвоночника, отбеливание и протезирование зубов, мануальная терапия и так далее. О том, какие конкретно услуги оказывает клиника, можно узнать лишь по телефонному звонку или обратившись туда непосредственно. То есть простым гражданам придется запастись терпением и телефонными справочниками.

Этот запрет особенно прочувствуют региональные медиа, считают эксперты. Например, в региональной прессе такого рода рекламой занято от 10 до 30 процентов рекламных площадей. В Челябинске реклама медицинских центров и услуг всегда была достаточно сильно представлена в общественно-политических изданиях типа «Комсомольской правды» или «АиФ», присутствие «медицины» в других печатных СМИ, как правило, немного скромнее. Как отметил генеральный директор компании «ТелеСемь-Челябинск» Юрий Лифанов, в общей корзине доходов телегида «ТелеСемь-Челябинск» медицинская реклама – и местная, и национальная – составляет примерно 10 процентов.

По закону теперь возможна лишь имиджевая реклама медучреждений, но отдача от имиджевой и продуктовой рекламы (эффективность обычно просчитывается по количеству впервые обратившихся в медучреждение пациентов) не поддается никаким сравнениям. «Я работал в другом медицинском учреждении, где у нас был огромный рекламный бюджет, и мы размещались на всех доступных телеканалах, – рассказывает главврач многопрофильной клиники «СитиМед» Данила Гранков. – Поскольку не было четкого понимания, что именно цепляет конечного потребителя, ориентировались на имиджевую рекламу. Выходили в прайм-тайм, с прицелом на целевую аудиторию, но куда более серьезного эффекта добились только после того, как начали озвучивать конкретные медицинские услуги. Если же еще упоминали в рекламе о какой-то акции, эффективность возрастала в разы».

Московский медиааналитик Василий Гатов считает, что обойти запрет можно, пересмотрев формат рекламы. «Например, опубликовать интервью с врачом такого-то медицинского центра, поговорить с ним о лечении болезни или расспросить его об определенной медицинской технологии – даже если на нем будет стоять «на правах рекламы», это не запрещено», – говорит Гатов. Юрий Лифанов подсказывает другой вариант. «В поправках ничего не говорится о названиях болезней, поэтому можно указать в рекламе заболевания, лечением которых занимается медицинский центр. Например, «Стоматологический центр «Улыбка»: «Кариес», – смеется Лифанов.

В прессе на рекламу медицинских услуг в 2013 г. потрачено 515,3 млн руб. (без НДС, только федеральные СМИ) против 513,8 млн годом ранее, подсчитал аналитический центр Vi. В 2013 году расходы медицинских учреждений на рекламу на ТВ составили 2,4 млрд руб. – это на 5% меньше, чем годом ранее, подсчитала компания «Квенди русмедиааудит» на основе данных «TNS Россия».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления