Экономика Почему ЧелябГЭТ теряет деньги и пассажиров

Почему ЧелябГЭТ теряет деньги и пассажиров

Челябинские аудиторы выяснили, за счет чего общественный транспорт наращивает убытки. Проверка, проведенная в МУП «Челябинский городской электротранспорт», показала, откуда берутся финансовые проблемы предприятия. На протяжении последних лет на линию выходит все меньше троллейбусов и трамваев. Это влечет падение выручки и, как следствие, снижение доходов. К этому можно добавить и ряд злоупотреблений внутри самого предприятия, такие как выплаты директорам или «неточности» в договорах аренды. Эксперты Chel.ru cчитают, что составленный отчет достаточно лоялен. В действительности же финансовые злоупотребления в транспортном предприятии тянут на уголовное дело.

Отчет о проверке МУП «ЧелябГЭТ» опубликован на сайте контрольно-счетной платы Челябинска. На суд общественности аудиторы представили его в конце декабря, тогда как депутаты городской думы ознакомились с этим документом гораздо раньше, в середине года.

Согласно отчету, в первом полугодии 2012 году транспортное предприятие заработало 416,5 миллиона рублей. Однако расходы превысили доходы, и убыток составил 127 миллионов рублей.

Аудиторы выявили такие нарушения в работе предприятия, как необоснованные выплаты бывшим руководителям МУПа, которые в 2011 году сменялись один за другим. Так Александр Терешкин получил 86 тысяч рублей, а Виктор Храмов – 25 тысяч рублей.

В 2011 году некоторым работникам предприятия предоставлены ссуды на общую сумму полтора миллиона рублей. Вернули деньги в кассу не все. К примеру, просроченная задолженность в размере 80 тысяч рублей числится за уволенным заместителем директора по организации перевозок.

Аудиторская проверка выявила ряд нарушений в отношениях с арендаторами. Например, девяти организациям передано оборудование балансовой стоимостью 27 миллионов рублей. Платежи рассчитывались без учета норм расчета арендной платы. В связи с этим недополученный доход составил 2,9 миллиона рублей.

При сдаче в аренду нежилых помещений в договорах указывается заниженный «метраж». «При проверке установлено, что по 13 организациям заключены договоры на предоставление в аренду 373,4 квадратного метра площадей предприятия, – говорится в отчете. – Разница в площадях, указанных в договорах и фактически занимаемых организациями, составила 25 тысяч 179 квадратных метров». Недополученный доход оценивается в 2,7 миллиона рублей. Нарушением является и в то, что имущество сдается в аренду без проведения торгов.

В последние полтора года «ЧелябГЭТ» активно наращивает как дебеторскую, так и кредиторскую задолженности. Дебеторка за первое полугодие текущего года выросла на 71,8 процента, увеличившись с 30,5 миллиона рублей до 52,5 миллиона рублей. Задолженность по арендной плате составила 9,5 миллиона рублей. По сравнению с задолженностью на начало года она возросла в 3,7 раза.

Кредиторская задолженность предприятия за год (с 1 января 2011-го по 1 января 2012-го) увеличилась в 2,8 раза, до 223,7 миллиона рублей. К середине 2012 года она достигла уже 379,6 миллиона рублей.

Аудиторы отметили и тот факт, что бухгалтерия предприятия была отдана на аутсорсинг. В начале текущего года МУП заключило договор на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета с фирмой «Марко» (ООО, директор – Марина Мелехина). Стоимость этих услуг обошлась предприятию в 2,9 миллиона рублей. Расходы на выплату заработной платы собственным бухгалтерам оказались скромнее. За первое полугодие 2012 года на зарплаты 12 сотрудникам бухгалтерии направлено 1,2 миллиона рублей.

Как сообщал ранее Chel.ru сами сотрудники ЧелябГЭТ утверждают, что проведенная оптимизация привела лишь к ухудшению положения предприятия.

Как объяснил Chel.ru проводивший проверку аудитор КСП Леонид Бурков, доходы предприятия уменьшаются, тогда как расходы остаются на прежнем уровне. «Расходы в основном постоянные, – рассказал Леонид Бурков. – Это расходы на зарплату и обслуживание транспорта. Доходы же за счет снижения выручки уменьшаются. Отсюда и получаются такие «бешеные» убытки». По его словам, выручка снижается из-за того, что на линии выпускается все меньше транспорта. По итогам первого полугодия 2012 года среднесуточный выпуск транспорта составил 84 процента от соответствующего прошлогоднего периода. В среднем каждый день на линию выходит 163 трамвая и 145 троллейбусов. В 2011 году на маршруты выпускалась лишь половина имеющегося у «ЧелябГЭТ» транспорта. «На линию выпускается мало транспорта. Плюсом к этому неплатежи арендаторов. Отсюда и снижение выручки», – акцентировал аудитор.

По мнению экспертов Chel.ru, ситуация в МУПе вызывает множество вопросов. В их числе и такой: соответствует ли деятельность руководства интересам предприятия?

«Исходя из отчета аудитора вызывают вопросы многие нюансы деятельности транспортного предприятия, – высказывается руководитель аналитической службы Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH Анастасия Тайшина. – Определенные подозрения вызывают не только факты нарушения порядка сдачи в аренду муниципального имущества. Невозможно не обратить внимание на заключение договора на оказание бухгалтерских услуг сторонней компанией на сумму почти в три миллиона рублей при одновременном начислении зарплаты 12 работникам бухгалтерии в сумме около 1,2 миллиона рублей». По словам госпожи Тайшиной, если в организации действительно трудится такое количество бухгалтеров, то компании будет проблематично доказать разумность в ежемесячных тратах в размере около 400 000 рублей на аутсорсинговые услуги. «Если же на самом деле работников нет, то непонятно, кому начислялась зарплата», – дополняет она.

МУП «Челябинский городской электрический транспорт» – один из крупнейших муниципальных перевозчиков Челябинска. Ежемесячно предприятие обслуживает около 1,7 млн пассажиров. В парке «Челябинского городского электрического транспорта» 300 трамваев и 194 троллейбуса. Большинство транспортных средств оборудованы системой ГЛОНАСС. В настоящее время 30 трамваев оснащены точками доступа Wi-Fi, 20 – телевизорами. Доходы предприятия 2011 году составили один миллиард 301 миллион 956,8 тысячи рублей. Расходы в 2011 году достигли одного миллиарда 490 миллионов 750,5 тысяч рублей.

По словам одного из представителей финансовой сферы Челябинска, деятельность руководства МУПа сводится не к решению проблем предприятия, а к «освоению» финансовых средств.

«Очевидно, что на электротранспорте, до 20 процентов затрат которого приходится на энергоресурсы, необходимо внедрять сберегающие технологии, – считает собеседник Chel.ru. – До сих пор не отлажен учет продажи билетов: потери достигают 600 тысяч рублей в день. В действительности проблем гораздо больше, чем это указано в отчете, и они вполне могут окончиться уголовными делами».

По мнению управляющего партнера юридической компании DE FENDO Наталии Кашевской, действия руководства МУПа не соответствуют интересам предприятия. Взять дело под контроль должен собственник. «Следует помнить, что руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества МУПа, – говорит юрист. – И именно собственник должен заинтересоваться выводами аудиторского заключения. В данном случае собственником является город, власти которого могут даже предъявить иски о возмещении убытков». По словам Наталии Кашевской, собственник имущества МУПа вправе предъявить руководителю унитарного предприятия иск о возмещении причиненных убытков. Можно также применить механизм привлечения руководства предприятия к субсидиарной ответственности в рамках процедуры банкротства. «В упомянутых судебных процессах суды будут внимательно изучать обоснованность заключения тех или иных договоров, несения расходов и так далее, – считает госпожа Кашевская. – Аудиторское заключение также будет принято во внимание».

Руководитель проекта Marshrutka74.ru Денис Джафаров считает, что более детальная информация позволила бы горожанам самостоятельно оценить, насколько обоснованы убытки городского транспорта. «Нам говорят, что муниципальный транспорт невыгоден и приносит одни убытки, – поясняет Денис Джафаров. – Но тогда пусть будет предоставлена информация о том, во сколько обходится обслуживание одного трамвая и троллейбуса. Интересно знать также, сколько средств расходуется на заработную плату и какой доход приносит сданное в аренду имущество. Тогда всем жителям мегаполиса, а не только аудиторам будет понятно, откуда берутся убытки и что нужно сделать, чтобы их минимизировать».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления