RU74
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Челябинске

Погода+4°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -1

6 м/c,

сев.

738мм 75%
Подробнее
0 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Бизнес Алексей Овакимян, старший партнер аудиторско-консалтинговой группы «Авуар»: «Хобби и работа у меня совпадают»

Алексей Овакимян, старший партнер аудиторско-консалтинговой группы «Авуар»: «Хобби и работа у меня совпадают»

Хороший аудитор – всегда помощник, причем часто незаменимый. Это случается, когда его профессионализм проверен на практике, когда аудитор не просто подтвердил правильность бухгалтерской отчетности, а подсказал неожиданный, а главное – легальный способ решения, казалось бы, нерешаемой задачи. Таких ценят, за таких держатся и хорошими отношениями с такими дорожат. Их деловая репутация помогла в кризис сохранить свои позиции на рынке и добавить новых клиентов, выйти на рынок других территорий России и заработать себе имя в оборонном секторе и госструктурах. Их немного, но их знают и их авторитет признают. Все это в полной мере относится к аудиторско-консалтинговой группе «Авуар». С чего начинала известная сегодня не только в уральском регионе, но и в России компания, как она развивается и какие задачи решает – об этом Chel.ru рассказывает старший партнер аудиторско-консалтинговой группы «Авуар» Алексей Овакимян.

Нам пришлось зарабатывать себе имя

Когда вы начали свой бизнес?

– До 2002 года я был на службе в налоговой полиции на руководящей должности. Когда я понял, что хочу уйти, долго думал, чем буду заниматься, что можно сделать при отсутствии денег. И пришел к выводу, что нужно заниматься тем, чему учился. Я закончил Южно-Уральский государственный университет, факультет экономики и права, там преподавал, защитил кандидатскую диссертацию по экономике, поэтому решил заняться аудитом.

Можно сказать, что начинали с нуля?

– Да, у нас даже не было собственного офиса, можно сказать, что «гастролировали» по предприятиям, делали аудиторские проверки. Нас было пять человек, включая мою жену. Это были не штатные сотрудники, а люди, которые вместе работали и зарабатывали. Позже, конечно, выкристаллизовалась структура компании.

Как долго длился начальный период?

– Он длился два года. К 1 января 2004 года мы уже профессионально и вполне серьезно стали заниматься аудиторским бизнесом.

Когда начинали работать, у вас были конкуренты?

– Рынок к этому времени уже сформировался, и уже была конкуренция. Те, кто начинал в 1990-е, сняли сливки. Наши клиенты говорят, что работа, за которую аудиторам они платят сегодня четыре тысячи долларов, в 1995 году стоила 10 тысяч.

То есть в вашем случае все было по-честному, и вам пришлось «пахать»?

– Да, нам пришлось работать и зарабатывать себе имя. Причем сразу мы поняли, что просто хорошим классическим аудитом – подтверждением достоверности отчётности – рынок не занять, да и денег тоже не заработаешь. Сегодня мы больше консультанты, предоставляющие полный комплекс экономико-правовых услуг. А это сложнее.

Почему?

– Аудит в чистом виде – это подтверждение бухгалтерской отчетности. Аудит делается для внешних контрагентов компании – акционеров, банков, инвесторов. Понятно, что автор бухгалтерского отчета может составить его, как ему это выгодно. Аудитор должен подтвердить правдивость этого документа. А если в отчете ошибки или искажения – что с ним делать? Мы не просто подтверждаем наличие недостатков, если они есть. Мы консультируем, как с этими недостатками надо работать. Есть критерии инвестиционной привлекательности бизнеса, есть налоговая оптимизация, есть экономическая безопасность, есть стратегия управления персоналом – этот ресурс, к сожалению, наши компании мало используют. Проведенный нами аудит дает картину, мы диагностируем состояние компании и предлагаем рецепт повышения её эффективности и безопасности, и как правило, на внедрение наших предложений нас же и привлекают. И за счет этого мы углубляем отношения с клиентом. Приходилось разбираться в вопросах юридического характера – в компании появилось правовое управление. Потом оказалось, что нужно сопровождать вопросы автоматизации управления персоналом – у нас появился консалтинг. Когда ты сам поставил диагноз, почему самому не вылечить, тем более что знаешь как!

Трудно было зарабатывать репутацию? Помните первого клиента, чей заказ вы выполнили, и после этого он сказал , что отныне «навеки ваш»?

– Конечно, помню! Предприниматель был опытный, прошедший все кризисы. Сегодня мы с ним не просто поддерживаем отношения, мы дружим.

«Ты был единственный, кто не просил у меня денег»

Ваш административный ресурс – я имею в виду руководящую должность в налоговой полиции – вам помог?

– Не мешал – это точно! Более того, через несколько лет, пробуя себя в политике, встретился с человеком, которого я реально посадил в тюрьму. Он был под следствием, ему дали условный срок. И я мог себе представить, как он относится ко мне. Когда я решил баллотироваться на выборную должность, он сам пришел ко мне и предложил свою помощь. Честно говоря, я был несколько обескуражен. На что он мне сказал: «Ты знаешь, на тот момент ты был единственный, кто у меня не просил денег». Так что доверие разными способами зарабатывается! При этом работа в налоговой полиции не обеспечила меня большой клиентской базой. Есть у меня несколько клиентов, которых я знаю с тех времен. И хорошие отношения с ними у меня складывались весьма своеобразно: в ответ на мои вопросы по соблюдению налогового законодательства они, честно глядя мне в глаза, объясняли, почему они так сделали и почему я их по закону не могу привлечь. (Смеется.) Налоговая полиция не дала мне большую клиентскую базу, зато дала такой багаж знаний, который мне позволил быстро ее наработать.

Во сколько раз увеличилась клиентская база по сравнению с 2002 годом?

– Экономический результат по итогам 2002 года был 150 тыс. рублей, первое полугодие этого года мы завершили суммой более 30 млн рублей.

В свое время вы принимали участие в муниципальных выборах в Озерске и баллотировались на пост мэра, почему потом решили, что это не ваше?

– В моей жизни был период, когда я возглавлял структуру по поддержке малого бизнеса в комитете экономики администрации Челябинской области. Нашей задачей было способствовать созданию новых бизнесов. И тогда я понял, что это прерогатива муниципалитетов. Потому что они владеют землей, многие разрешительные функции – у них. И работая в комитете экономике, я просил муниципалитеты это делать. Потом решил, что можно попробовать сделать это самому, став мэром родного для меня Озерска. Тем более что тогда «запретки» имели хорошую федеральную финансовую подпитку. Полномочия главы города позволяли создать условия наибольшего благоприятствования для инвесторов, действительно заинтересованных в реализации хорошего проекта. Нашел таких людей и попробовал себя на выборах. Мне эта компания дала многое, возникло большее понимание социальных процессов и людей.

Наверное, не обошлось и без грязи?

– Без этого тоже не обошлось, но я рад, что это прошел и понял, что не хочу в этом участвовать. Потому что решением задач, ради которых я шел на выборы, я могу заниматься совершенно честно в бизнесе. Мне очень нравится бизнес, у меня хобби и работа совпадают, мне ни от кого не нужно прятать свой достаток, как известно, чиновники не имеют такой возможности. Я работаю открыто и честно, и мне это нравится. Будучи чиновником, мне приходилось заниматься не только тем, что мне нравится и что я считаю нужным. Поэтому я выбрал бизнес.

В кризис мы увеличили объемы

Алексей Овакимян родился в Озерске в 1972 году. Служил в управлении налоговой полиции по Челябинской области на руководящих постах. Возглавлял отдел по поддержке предпринимательства в комитете экономики Челябинской области.
Кандидат экономических наук, старший партнер аудиторско-консалтинговой группы «Авуар». Компания входит в список 100 крупнейших аудиторских компаний России, имеет офисы в Челябинске, Москве, Екатеринбурге, в штате 88 человек.

Как кризис повлиял на вашу компанию?

– Конечно, кризис отразился на наших доходах. Они упали. Мы пошли по абсурдному, на первый взгляд, пути. Мы не сократились, мы увеличили объемы. Мы стали меньше брать за нашу работу, но при этом увеличили штат. Теперь у нас есть кадровый состав для решения почти любых задач. В 2009 году мы стали активно искать заказы в других регионах. Хорошие заказы нашли в Москве. Мы вышли на госкорпорации – оборонные предприятия, расположенные на территориях от Алтая до Волгограда.

Как удалось войти на другие рынки?

– Конечно, это связи и знакомства. И здесь еще сыграло свою роль наше умение выполнить большой объем работ за деньги, существенно меньшие, чем за это взяли бы крупные брендовые аудиторские компании. К 2008 году мы уже входили в список 100 крупных аудиторских компаний страны. Это тоже играло свою роль, плюс наши реальные, не заоблачные цены. И в результате 2009 год мы завершили с ростом в 12%. В 2010 году оказалось, что аудиторских компаний с численностью персонала под 100 человек, способных сделать аудит крупного холдинга, на Урале после кризиса не так много и осталось. И конечно, уже есть репутация в оборонном комплексе, в государственном секторе. Это тоже помогло. Сегодня у нас в штате 88 человек. Для Челябинска это крупная аудиторская компания.

Что из себя сегодня представляет рынок аудиторских услуг, он выходит из кризиса?

– Рынок аудиторских услуг сам себя все больше загоняет в кризис и без посторонней помощи при нынешнем положении дел из кризиса сам не выйдет никогда. Сегодня на федеральном рынке аудиторских услуг есть четвёрка крупных игроков, которые выставляют заоблачные цены. Но серьезные партнеры и инвесторы без их заключения не будут с тобой работать. И есть остальные компании, которые в кризис стали настолько сильно демпинговать, что сейчас на некоторых тендерах аудиторы на свои услуги выставляют такие цены, за которые качественный аудит сделать просто нельзя. Человек, который делает аудиторское заключение, привык зарабатывать определенные деньги – не бог весть какие большие, но он этого стоит. И я сторонник того, чтобы люди за достойный труд получали достойные деньги. Но, к сожалению, сегодня многие аудиторы готовы заключать договоры ниже себестоимости услуг. Проблема – в том, что большинство крупных компаний сегодня обязаны выбирать себе аудитора на конкурсной основе с основным критерием – ценой. И получается, что заказчик по низкой цене получает некачественный продукт, что, в свою очередь, сильно бьет по репутации аудиторского сообщества в целом!

Выход есть из этой ситуации?

– Введены механизмы саморегуляции – созданы саморегулируемые объединения аудиторов. Они должно проверять качество услуг, которые оказывают аудиторские компании. Сегодня эта работа, к сожалению, пока в полной мере не развернута.

Сегодня компания «Авуар» продолжает поиск клиентов в других регионах?

– У нас работают три офиса: в Челябинске, Екатеринбурге и Москве. И во всех трех городах мы с равной степенью активности предлагаем свои услуги. Есть крупные холдинги, подразделения которых находятся в разных городах. И им удобно, чтобы аудит всего холдинга делала одна компания.

В аудите на 100 процентов кадры решают все

В кризис зарплату персоналу снизили?

– Нет, повысил. Дело в том, что когда люди ходят с мыслью, что все плохо и будет еще хуже, работа не ладится. В нашем бизнесе на все 100 процентов кадры решают все. Я это понимаю, и чтобы удержать рабочую атмосферу в коллективе, с 1 января 2009 года мы подняли зарплату. В результате от нас никто не ушел, наоборот, мы приобрели ценных специалистов. И сейчас в компании «Авуар» работают весьма квалифицированные люди, которым по силам решать задачи любой сложности. Коллектив, конечно, женский, у всех легальная зарплата, социальный пакет. Людей мы ценим, и надеюсь, они это чувствуют.

Какие у вас планы, каким видите свое будущее?

– Свое будущее вижу в качестве руководителя крупной и уважаемой компании «Авуар», каковой она сейчас и является. А компанию вижу больше как изобретательскую, креативную. Потому что подтверждение бухгалтерской отчетности – это конвейер. Эта услуга востребована, и мы умеем это делать лучше многих. Но мне бы хотелось, чтобы мы могли предлагать нашим клиентам способы выхода из непростых ситуаций, которых в нашей экономике и без кризиса в достатке. Мы работаем с правительством Свердловской и Челябинской областей, с оборонными предприятиями и сталкиваемся с проблемами, как правило, в большинстве своем схожими. И если что-то мы смогли придумать для одного клиента, это ноу-хау будет работать и на другом предприятии. Если говорить о ситуации в российской экономике в целом и выходе из кризиса, то, на мой взгляд, здесь многое зависит от государства. Сегодня нашей экономике очень нужны серьезные инновационные и инфраструктурные проекты, которые привлекут инвестиции и дадут толчок для развития новых бизнесов. Тогда и ситуация на рынке аудиторских услуг изменится в лучшую сторону.

115114, г. Москва, Дербеневская наб., д. 7, стр. 2, оф. 201;
тел./факс: (495) 620-09-32;
Af-avuar.ru

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА

На правах рекламы.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления