RU74
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Челябинске

Погода+7°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +4

2 м/c,

зап.

739мм 45%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Бизнес Уперлись рогами... в сети

Уперлись рогами... в сети

Челябинская мясоперерабатывающая промышленность не поддержала продовольственный ретейл. Представители торговых сетей России обратились к правительству РФ и Госдуме с просьбой отозвать поправку в еще не принятый закон о торговле...

Челябинская мясоперерабатывающая промышленность не поддержала продовольственный ретейл. Представители торговых сетей России обратились к правительству РФ и Госдуме с просьбой отозвать поправку в еще не принятый закон о торговле, которая регулирует размер так называемых «входных бонусов» и отменяет их для поставщиков социально значимых товаров. Игроки на рынке розницы считают, что законодательная инициатива ограничит возможности отечественных производителей по стимулированию продаж их продукции. Однако 27 ноября челябинские пищевики, в частности, мясопереработчики, заявили, что согласны с предложенным вариантом закона. По их мнению, главное – чтобы закон, регулирующий отношения производителя и поставщика, все же появился. Пока же «мясникам» приходится искать новые пути развития бизнеса. Одни расширяют региональные сети продаж, другие открывают собственные розничные магазины.

Напомним, 15 июля 2009 года на рассмотрение Госдумы был внесен проект Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», регламентирующий взаимоотношения производителей, поставщиков и розницы. Он будет рассмотрен во втором чтении девятого декабря. Между тем поправки в него продолжают поступать. Так, комитет Госдумы по экономической политике выдвинул новые инициативы, а комитет по аграрной политике опубликовал свой вариант поправок к законопроекту. Последняя версия поправок, согласованная у первого вице-премьера Виктора Зубкова, ограничивает размер «бонуса за объем продаж» в сетях до 10% от суммы сделки. Кроме того, на социально-значимые товары было предложено эти бонусы отменить.

На днях стало известно, что несколько ассоциации розничной торговли – в частности, «Русбренд», АКОРТ, СНСР – обратились к председателю Госдумы и первому заместителю председателя правительства РФ Зубкову с просьбой отозвать поправку о «входных бонусах». В обращении, подписанном руководителями организаций, отмечается, что «данная норма серьезно ограничивает возможности отечественных производителей по стимулированию продаж своей продукции, негативно скажется на рыночной среде, лишит поставщиков и производителей возможности использовать свои конкурентные преимущества». Последствиями введения нормы, по мнению авторов обращения, могут стать падение продаж и сокращение ассортимента отечественной продукции, рост розничных цен и ценовых конфликтов между производителями и торговыми сетями.

Однако производители Челябинской области на прошедшей 27 ноября в Челябинске пресс-конференции, наоборот, поддержали последнюю редакцию законопроекта. По их мнению, отношения с торговым сетями необходимо урегулировать уже давно. «Договоры всех сетей направлены в одни ворота, – считает директор мясокомбината «Белый Яр» Александр Нетесов (продукция этого предприятия с недавних пор представлена и в Челябинской области). – Мы вынуждены во всем с ними соглашаться, а между тем должны выстраиваться партнерские отношения, которые нужно регулировать».

Другие производители считают, что присутствие их в той или иной сети зависит не от бонусов, а от соблюдения стандартов качества производства. «Надо понимать, что сама по себе отмена входных бонусов полку в магазине не освободит, – говорит директор МПК «Ромкор» Дмитрий Мясников. – У каждой сети есть свои принципы работы, розница выбирает лучший товар, чтобы была оборачиваемость. Если вообще отменить бонусы, значит, будут пересматриваться договорные отношения, вводиться другие формы оплаты». Как выяснилось, некоторых производителей в свое время больше беспокоила возможность выхода России в ВТО. «В этом случае к нам было бы гораздо больше требований по соответствию европейским сертификатам качества, – добавляет г-н Мясников. – Конечно, рано или поздно это случится, поэтому сейчас мы активно ведем работу в этом направлении».

Присутствовавший на конференции представитель от торговых сетей также согласился с производителями. «В законопроекте нет ничего критического для нас, – отметил коммерческий директор ТС «Союз» Сергей Кийко. – Входные бонусы – это некое расплывчатое понятие. У нас есть маркетинговые договоры с некоторыми поставщиками. Но есть распределение полочного пространства, которое фиксировано, и желающих встать на него достаточно. Поэтому производители сами выходят к нам с предложениями финансового характера, руки мы никому не выкручиваем. Но эти деньги не превышают порог, предложенный в законопроекте. От производителя, который не может позволить себе этого, мы не откажемся, если есть прибыль от продаж его продукции».

Однако челябинские мясопереработчики сошлись во мнении, что в настоящий момент на местном рынке все же существует проблема не совсем оправданных ретейлерами торговых наценок. «Закон должен регулировать это, но государство не может слишком сильно влиять на сети, залезать в вопросы их прибыльности, – говорит участник конференции. – Главная цель – защитить потребителя от слишком высокой наценки».

Проблемы же с торговыми сетями каждый производитель решает по-своему. Например, «Ромкор» активно расширяет географию продаж. «В настоящее время мы торгуем за 900 километров от Челябинской области», – говорит директор предприятия. Но и здесь приходится сталкиваться с проблемами: попасть в тот или другой регион не так-то просто. «Препоны стоят на всех уровнях, – заявляет г-н Мясников. – Так, вопрос по выходу на курганский рынок приходилось решать через Москву. Машины с продукцией в Кургане не пускали в буквальном смысле. В Свердловске мы проходим более жесткий контроль качества, чем здесь. Это своеобразный административный ресурс, который защищает региональных производителей».

В Челябинске такой проблемы, по мнению собравшихся, нет – город активно принимает новых поставщиков. «Рыночная экономика не подразумевает вакуум, – рассуждает заместитель начальника управления по торговле и услугами администрация Челябинска Валентин Барановский. – Задача органов власти – сделать так, чтобы город был обеспечен товаром. Мы не устанавливаем каких-то дискриминационных ограничений, поэтому у нас развита конкуренция».

Другие производители, столкнувшись с проблемой во взаимоотношениях с торговыми сетями, приняли решение развивать свои розничные сети. Так, по этому пути пошел «Равис». «Конечно, каждый должен заниматься своим делом, но для нас это один из вариантов решения проблемы торговых наценок в сетях, – рассказывает заместитель генерального директора по коммерции ООО «Равис – птицефабрика Сосновская» Евгений Шаповалов. – Сети винить в этом нельзя, они борются за свою выживаемость. Минус в том, что если я не могу дать торговой наценки в 25 процентов, значит, должен торговать в другом месте. Я не могу идти навстречу сети, так как рентабельность моя будет нулевой».

Начальник отдела по развитию пищевой, перерабатывающей промышленности и продуктовых рынков Минсельхоза Челябинской области Анатолий Малишевский вспомнил удачный пример развития собственной сети – компанию «Ариант». «В свое время они не стали кланяться перед сетями и сейчас имеют 80 магазинов только в Челябинске», – пояснил он. При этом чиновник уточнил, что такое развитие возможно только при наличии свободного финансового ресурса. В другом случае собственная сеть будет убыточной, так как это требует значительных затрат.

Иного мнения придерживается заместитель генерального директора ПКЗ «Дубровский» Александр Подкорытов. «Собственная сеть, конечно, не является альтернативой крупным торговым сетям, – говорит он. – Покупатели выбирают сетевые магазины, потому что там представлен весь необходимые ассортимент. С другой стороны, собственную сеть можно развивать не вопреки, а совместно, продолжая сотрудничество с ретейлом и поиск новых точек сбыта». Именно этим на предприятии и планируют заниматься в ближайшее время.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления