Бизнес Миасс поставит миру фонари

Миасс поставит миру фонари

Миасский машиностроительный завод начал серийный выпуск светодиодных светильников. Технология производства экономичных уличных фонарей разработана южноуральскими оборонщиками. Проект дал возможность частично загрузить...

" width=

Миасский машиностроительный завод начал серийный выпуск светодиодных светильников. Технология производства экономичных уличных фонарей разработана южноуральскими оборонщиками. Проект дал возможность частично загрузить мощности предприятия, освободившиеся в связи с сокращением гособоронзаказа. Кроме того, он выступил одним из основных элементов областной программы энергосбережения. Инвестиции ММЗ в новый проект составили три миллиона рублей, причем вложения уже практически окупились. Объемы производства пока скромные, но интерес к светодиодной продукции завода есть. Заказы поступают со всех областей УрФО, предпринимаются попытки выйти даже на международный уровень – Казахстан и Германию. Эксперты называют светодиодный рынок «сумбурным», но очень перспективным. При этом все игроки возлагают большие надежды на государственную поддержку.

Напомним, что весной этого года президент РФ Дмитрий Медведев заявил на Госсовете о громадных потерях электроэнергии в стране и поставил задачу снизить энергоемкость ВВП к 2020 году на 40 процентов. С тех пор энергосбережение в России перестало быть частным делом и вышло на государственный уровень. Впрочем, специалисты Миасского машиностроительного завода занялись энергосберегающими технологиями гораздо раньше, чем они стали «модной темой». С конца 1990-х годов предприятие выпускает алюминиевые радиаторы. В этом году совместно с немецкой фирмой Funke в Миассе начато производство энергоэффективных тепловых узлов. И, наконец, последний инновационный проект ММЗ – выпуск экономичных светодиодных светильников по собственной технологии, на основе оборонных технических разработок.

Инвестиционное соглашение об организации производства энергосберегающих уличных светильников правительство Челябинской области, органы местного самоуправления Миасса и ММЗ подписали еще во время прошлогоднего Южно-Уральского инвестиционного форума. Базой для выпуска стало приборостроительное производство оборонного предприятия. Его мощности рассчитаны на изготовление 1000 светодиодных светильников в месяц. Они предназначены для освещения магистралей, улиц, дорог, площадей, дворовых территорий, проездов, автостоянок, мостов, туннелей, переходов, автозаправок, железнодорожных платформ – в общем, любых открытых пространств.

Миасский машиностроительный завод (ММЗ) до 1992 года был структурным подразделением ПО «Златоустовский машзавод». Затем он был преобразован в самостоятельное предприятие – ФГУП «ММЗ», а в 2008 году – в ОАО «ММЗ». Завод относится к оборонному комплексу, специализируется на производстве морских баллистических ракет. Также выпускает широкий спектр гражданской продукции: модульные установки по переработке нефти, оборудование для пищевой и пивоваренной промышленности, электронику для автомобильной промышленности, радиаторы, тепловые пункты, светодиодные светильники и т.д.

Сейчас в южноуральских светильниках используются светодиоды японской фирмы Nichia, частично применяются отечественные комплектующие (фирмы «Светлана-Оптоэлектроника»). Корпус работники ММЗ делают сами из алюминиевого сплава, с анодированной поверхностью. А защитное стекло производится из ударопрочного монолитного оптического поликарбоната. Всего на выпуске современных светильников задействовано 40 человек. Инвестиции в организацию производства, по данным руководства, составили три миллиона рублей. Деньги для такого гиганта, как ММЗ, небольшие. А самое приятное – они уже окупились.

«Одно из главных преимуществ светодиодных уличных светильников – низкое энергопотребление и высокий КПД, – поясняет коммерческий директор ОАО «ММЗ» Андрей Калинкин. – Так, новинка потребляет электроэнергии в три раза меньше традиционных фонарей. А срок эксплуатации светодиода в 10 раз больше. Судите сами: если люминесцентная лампа наружного освещения служит примерно 10 000 часов, то диодная без проблем проработает 100 000 (!) часов». Светодиодные лампы прочны, устойчивы к перепадам температур и перебоям напряжения в сети. Кроме того, они экологически безопасны, чего не скажешь о люминесцентных фонарях. Последние выбрасываются на свалку вместе с ртутью (она используется в этом устройстве) и загрязняют наши города и села.

" width=

Стоимость светодиодного светильника выше обычного – от 10 до 16 тысяч рублей в зависимости от мощности. Но, по словам Андрея Калинкина, срок окупаемости составляет всего два – два с половиной года. Причем, это время подсчитано без учета роста тарифов и затрат на эксплуатацию.

Представители предприятия уверены, что при официальной трехгодичной гарантии техника проработает все 10-20 лет. Экспериментировать начали, естественно, на себе: на территории завода установили часть светильников. «Эффект уже почувствовал, – улыбается генеральный директор ОАО «ММЗ» Олег Биушкин. – Главный инженер перестал каждый месяц бегать ко мне за деньгами на лампочки…»

Пока «светодиодное подразделение» ММЗ работает не в полную силу – только по заказам. «Если спрос будет расти, мы готовы увеличить объемы выпуска светильников в 10 раз, – сообщил Chel.ru топ-менеджер предприятия. – Производственные площади, оборудование, испытательный центр, люди – все для этого есть». Продукция миасских оборонщиков поставляется Усть-Катавскому вагоностроительному заводу, челябинскому рудоуправлению, предприятиям Свердловской области, другим регионам УрФО.

Также экономичными светильниками заинтересовались в Казахстане. Кстати, у стенда с продукцией ОАО «ММЗ» на одной из выставок в этой стране Дмитрий Медведев и Нурсултан Назарбаев задержались дольше обычного, все расспрашивали о нюансах. Есть и более честолюбивые планы – покорить Европу. «Когда мы вели переговоры с немецкими фирмами по производству тепловых пунктов, они попросили нас предоставить информацию и о светильниках, – уточнил Олег Биушкин. – Сейчас решаются вопросы по сертификации этой продукции. Попробуем поставлять ее в Германию. Для начала...».

До сих пор основной сферой применения светодиодных светильников были территории промпредприятий. Но в связи со скорым принятием закона «Об энергосбережении и энергоэффективности» машиностроители возлагают надежды на расширение круга потребителей за счет организаций сферы ЖКХ, а также на поддержку местных властей. «Почти 150 миллионов рублей город тратит на коммунальные услуги. До 15% суммы расходуется на уличное освещение, – рассказывает глава администрации Миасского городского округа Виктор Ардабьевский. – Если мы сэкономим на освещении хотя бы половину, то уже счет пойдет на десятки миллионов рублей. А если начнет действовать программа по установке тепловых пунктов в школах, больницах, детсадах, то экономия будет еще более внушительной».

" width=

Сейчас в Миассе началась постепенная замена уличных светильников светодиодными. По периметру центральной площади города установлены 32 новых фонаря. «Миасс и Копейск станут площадками, где будут реализованы пилотные проекты по энергосбережению, – сообщил журналистам первый заместитель губернатора Челябинской области Владимир Дятлов. – На их примере мы изучим экономическую модель таких проектов, рассмотрим возникающие проблемы и пути их решения, вопросы внедрения и экономического стимулирования». По мнению вице-губернатора, потенциал Миасского машиностроительного завода очень высок, его ноу-хау нужно обязательно использовать в областной программе энергосбережения. «Специалисты ММЗ начали заниматься энергосберегающей тематикой несколько лет назад и в некотором смысле опередили время», – резюмировал Владимир Дятлов.

В следующем году ММЗ планирует увеличить выпуск гражданской продукции на 15-20% (до1,2 млрд руб.). Это станет возможным прежде всего за счет производства энергосберегающего оборудования – светодиодных систем освещения, теплообменников и тепловых пунктов, а также понтонов и купольных крыш для нефтехимической промышленности. В то же время ни руководство Миасского машзавода, ни независимые эксперты не берутся прогнозировать, какую долю рынка может занять южноуральское предприятие по тем же светильникам. В России, по данным открытых источников, максимум десяток производителей LED-техники (LED от англ. «light emitting diodes» – светоизлучающие диоды). А в том же Китае – более 30 тысяч. Конечно, наша страна остается лакомым кусочком в плане сбыта продукции, особенно дешевой.

«Рынок светодиодного освещения достаточно сумбурный, – высказывает свое мнение на специализированном сайте руководитель ООО «Полупроводниковая светотехника» Александр Полищук. – Изо дня в день появляются новые продукты и вместе с ними и новые ниши». По мнению специалиста, в такой ситуации у российских компаний выход один – пытаться хоть что-то, но делать. Улучшать и развивать свою продукцию и не останавливаться.

Фото: Фото автора, коллаж Фариды НИЯЗОВОЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления