RU74
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Челябинске

Погода+5°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -3

0 м/c,

737мм 38%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Бизнес Алексей Шестаков, вице-президент холдинга «Русский дом»: «Мы строили «Фокус» не на день и не на год»

Алексей Шестаков, вице-президент холдинга «Русский дом»: «Мы строили «Фокус» не на день и не на год»

" src=

Областной суд разрешил ТРК «Фокус» работать. На днях такая информация появилась в лентах новостей и нашла широкий отклик у читающей публики. Вот уже долгое время «Фокус» на слуху и на виду у челябинцев. Единственный в огромном спальном районе торговый центр нового формата попал в полосу скандалов и судебной шумихи. Что тому виной? Переломило ли ситуацию решение областного суда? Когда мы в «Фокус» вновь пойдем смотреть кино? Чем угрожает торговому бизнесу начавшийся финансовый кризис? Эти вопросы наш журналист задал вице-президенту холдинга «Русский дом» Алексею Шестакову.

Алексей Анатольевич, решение областного суда в пользу «Русского дома» позволит ТРК «Фокус» отныне спокойно работать, или вы уже исподволь ждете новых исков?

– Надеемся, что сможем теперь спокойно работать. Практически все претензии, на которых строились судебные иски, не нашли подтверждения. Повода для продолжения судебных разбирательств нет, да, собственно, и не было.

Как объясните такое пристальное внимание надзорных органов именно к зданию ТРК «Фокус»?

– Не думаю, что только «Фокус» вызывает такое внимание. Любое здание возьмите, претензии выставить можно всегда. Так же было, если помните, с «КС». Тоже было много претензий, в том числе, что построено торговое здание в водоохранной зоне. Чем дело закончилось? Ничем, но еще ближе к реке Миасс разместили авторынок. Примеров таких много. Советую почитать книгу основателя «Фокуса» В.В. Ланде «Путешествия в реальность или будь в Фокусе». Там обо всем рассказано.

Судебная шумиха вокруг торгово-развлекательного центра не может не сказаться на активности клиентов. Можете сегодня успокоить своих постоянных и будущих покупателей, что «Фокус» абсолютно безопасен?

– Мы «Фокус» строили не на день и не на год. Мы строили торговый центр не для продажи, а чтобы сделать его лидером в своем формате. В этом же формате уже много лет работает «Теорема». Он предполагает новые технологии в торговле. Мы стремимся к тому, чтобы челябинцы почувствовали себя полноценными потребителями услуг, которые могут дать современные торговые центры. Изначально планировалось сделать «Фокус» не только местом для покупок, но и местом для отдыха всей семьи. Сегодня не секрет, что люди воспринимают «Теорему» уже как некий статусный объект. Мы хотели, чтобы и «Фокус» воспринимался как престижный и интересный объект с точки зрения препровождения свободного времени. А потому не собираемся нарушать требований, связанных с безопасностью клиентов, арендаторов и с безопасностью самого бизнеса.

Но отток покупателей все-таки случился?

– Нет, я бы так не сказал. Хотя эта шумиха с негативным оттенком пользы нам не принесла. И это отчасти наша недоработка. Мы не принимали в тот момент активных действий для создания положительного имиджа.

Так как знали, что правда на вашей стороне?

– С одной стороны, поэтому. С другой, не было опыта по созданию положительного поля для своих объектов. Их популярность росла за счет «сарафанного радио», как правило. То есть за счет качества работы. Упора на раскрутку мы не делали. Старались оправдать надежды покупателя в процессе работы. И поэтому политики создания информационного поля для успешного бизнеса просто не предусматривалось. Не могу назвать это ошибкой. Мы планировали рекламные акции после того, как откроется развлекательная часть «Фокуса», чтобы люди уже шли не только за покупками, но и отдыхать. Есть такое выражение: у вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление. Вот мы и ждали того момента, когда откроем торговый центр во всей его полноте и произведем впечатление.

Сегодня уже определены сроки, когда будет открыта зона развлечений и отдыха в ТРК «Фокус»?

– Построены уже несколько кинозалов и боулинг, детская зона. Сегодня ведутся активные переговоры.

Речь идет о том же московском операторе «Кино&Домино»?

– Да. Как только будет заключен договор, состоится открытие этажа развлечений. Практически все претензии по этой зоне услуг удовлетворены.

В числе арендаторов ваших площадей был «Арбат-Престиж». Кто пришел или намеревается прийти в освободившуюся нишу?

– В «Теореме» у нас уже давно работает проект «Теорема красоты». А в «Фокус» меньше месяца назад зашли Л'Этуаль. Так что, если говорить о концепции комплекса, который должен представлять все группы товаров – продукты, одежду, парфюм, аксессуары, товары для дома и ремонта, детские – все это в «Фокусе» есть.

После публикаций на нашем сайте материалов о «Фокусе» в форуме было особенно много вопросов по «Теореме-2». Она остается в ТРК?

– Понимаю, что слухи не рождаются из пустоты. У нас сегодня масса предложений арендовать площади «Фокуса», вот на столе лежит предложение от «Перекрестка», к примеру. Но «Теорема-2» работает и пользуется спросом. Она даже более современна, чем первая, там новейшее немецкое оборудование. В феврале оно было представлено на выставке в Германии, а в апреле мы его уже закупили для «Фокуса».

А само здание «Фокуса» будет прирастать в ближайшее время?

– Нет. Нужно отладить один формат до конца, довести его до совершенства. Потом будем думать о расширении и планировать.

Пока «Фокус» на северо-западе вне конкуренции. Но скоро у вас появится мощный соперник – «Родник»?

– Любой большой торговый комплекс становится конкурентом. В такой комплекс люди едут на машинах, в выходные, когда дороги не загружены, поэтому им не важны расстояния. Важнее – наполнение этого комплекса. Закон конкуренции – у нас есть свои секреты в конкурентной борьбе. Они касаются изменений концепта. Говорить о них не буду – сами в свое время увидите.

Вы говорите о цивилизованном бизнесе, когда конкурируют идеи, талант... Насколько в этом плане торговый бизнес нашего города сегодня открыт, честен?

– Если сравнивать с тем же Екатеринбургом, в Челябинске он был более честным в плане самой торговли. Например, «Пятерочку» в Екатеринбург долго не пускали, административные препоны всевозможные выстраивались. У нас такого было меньше. Успели зайти к нам федеральные сети, такие как «Патэрсон», «Мосмарт», «Седьмой континент». Они спокойно здесь развивались. А вот в плане строительства торговых центров все изменилось с тех пор, как мэр Михаил Юревич начал строить ТРК. Не всем сейчас строить торговые комплексы позволяют. У Рогозы, к примеру, вырыт котлован на Братьев Кашириных – не дают строить. У гостиницы «Малахит» – то же самое... «Метро» планировали открыть возле «КС», но открыли в Копейске. Если раньше можно было уповать только на свой профессионализм, то сейчас – на административный ресурс.

" src=

Не считаете, что Челябинск уже насыщен торговыми комплексами?

– Пока нет. Надо два момента здесь учитывать. Первый – количество метров торговых площадей на тысячу жителей. Мы от этого насыщения еще далеки. Второй – качество торговли. Только «Горки» и «Фокус» сегодня отвечают качественно новому уровню этого бизнеса. И даже с точки зрения насыщенности марками товаров Челябинск далек от необходимого уровня, поэтому нужны нам большие, современные торговые центры. Правда, в связи с начавшимся финансовым кризисом нельзя точно спрогнозировать ситуацию. Возможно, скоро и одного ТРК будет достаточно. Во всем должен быть определенный баланс, чтобы не получилось, опять же, как в Екатеринбурге. Там уже несколько десятков торговых центров. Конкуренция между ними за арендаторов настолько сильна, что падает арендная плата. Число арендаторов, особенно федерального уровня, достаточно ограничено. К тому же, у таких арендаторов свои расчеты, им незачем открывать в одном городе-миллионнике целую сеть магазинов, достаточно одного-двух. И они выбирают по зонам, где выгоднее. Поэтому в Екатеринбурге в торговых центрах уже пустуют площади. Челябинску пока такое не грозит. Екатеринбург всегда нас опережает на 3-4 года в сфере торговли.

Вы уже пытаетесь обезопасить себя в условиях начавшегося кризиса?

– Напрямую нас кризис не коснулся. А вот большинство федеральных арендаторов, у кого много магазинов, открытие новых заморозили. Потому что проводятся все новые проекты, прежде всего, за счет кредитных средств. А поскольку кризис коснулся сначала банков, то уже возникли проблемы с кредитованием. Начались также проблемы с арендными платежами. И, думаю, чем дальше, тем проблем станет больше. Возможно, некоторые арендаторы вообще будут закрываться. Это скажется на ценообразовании – начнется рост цен. На цены повлияет и подорожание кредитов. И все это будет отражаться на конечном потребителе. Думаю, в ближайшее время мы уже почувствуем плоды кризиса, хотя на самом деле он еще только разгорается. В Америке уже разоряются и перепродаются банки, теряют деньги пенсионные фонды... По прогнозам аналитиков, последствия этого будут ощущаться год-два. Скажется это, в конечном итоге, и на потребительском спросе. С одной стороны, наверное, хорошо, что мы находимся на периферии от центра кризиса, но готовыми к нему надо быть. В Москве уже наблюдается паника, потому что там живут на кредитных ресурсах. Вот москвичам это и аукнулось достаточно быстро.

Если с челябинского рынка начнут уходить сетевики-федералы, есть ли им замена?

– Вопрос не в заполнении торговых площадей, вопрос в качестве. Нам, к примеру, нужны операторы, соответствующие нашему формату. Желающих арендовать площади всегда много. К примеру, сегодня полно предложений от торгующих золотом. Хоть весь первый этаж «Фокуса» заполняй. И все готовы платить хорошую аренду. Но нужен баланс между спросом и предложением. Кризис, конечно, в первую очередь коснется строящихся центров. Скоро в районе мебельной фабрики должен открыться большой центр торговли. Туда еще арендаторы не зашли, все на стадии переговоров, а аналитики предрекают, что большинство новых проектов федеральных торговых сетей будет остановлено. Уже сейчас сетевики в отпуска отправляют свои отделы развития.

Вашему развлекательному проекту заморозка не грозит?

– Думаю, нет. Потому что он практически готов. Мы понимаем, что эта зона очень востребована в спальном районе. Как бы мобильны люди не были, им удобнее пользоваться тем, что находится ближе к их дому. Лень человеческая всегда достаточно сильна. Многие покупатели, когда мы проводим исследования покупательского спроса, говорят, что чаще пользуются магазинами, которые рядом. На них не оказывает влияния то, что в магазине через дорогу цены ниже. Им просто лень перейти через эту дорогу. Этот фактор тоже немаловажен. Кстати, эта лень позволяет существовать магазинам с невысоким качеством торговли, потому что не все обращают внимание на свежесть продуктов, уровень обслуживания...

И все-таки мы очень быстро привыкли к хорошему. Мы ушли от торговли под открытым небом, и немногие хотят к ней возвращаться.

– Да, это чувствуется. В свое время «Пятерочка» декларировала, что они сейчас зайдут в город и вся остальная торговля умрет. Понаоткрывали много магазинов. Но конкуренты более высокого качественного уровня, как мы видим, не погибли. В то время около 37 процентов населения отоваривалось на всевозможных «пятачках». И вот «Пятерочка» стала таким переходным этапом между рынком и магазинами цивилизованной торговли. Это сейчас «Пятерочка» меняется, а тогда они стремились дать низкие цены за минимальное качество обслуживания. И этот баланс строго соблюдали. Таким образом отвлекли покупателей с рынка. А потом покупатель, с учетом повышения благосостояния, стал находить недостатки в таких магазинах и устремился к более высокому качеству: в «Молнию», «Патэрсон», к нам. То есть качественный уровень потребления все время рос. Даже детали сервиса стали играть заметную роль. К примеру, в «Теореме» однажды не стало бумажных пакетов, в которые упаковываем продукты. И покупатели начали возмущаться, почему им пакуют все в полиэтиленовые пакеты.

Не подвинет нас кризис снова в сторону «пятачков»?

– Думаю, нет. Не допустят власти. Эта торговля уже административно зажата, нет возможности открывать такие рынки. Возможен другой поворот событий при кризисе: когда упадет покупательский спрос, магазины, несмотря на затраты, будут вынуждены снижать цены. Тем более, что нам есть куда стремиться, если мы копируем Запад. Там, как известно, распродаж очень много. Сейчас аналитики прогнозируют, что в связи с кризисом будет снижен спрос на товары в рождественский период. И магазины США уже отреагировали – в эти дни объявлены скидки на многие товары, чтобы людей привлечь к покупкам. Да, конечно, они потеряют в прибыли, но сохранят товарооборот.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления