На Челябинском металлургическом комбинате началось строительство рельсобалочного стана, запуск которого позволит производить высокопрочные рельсы стометровой длины для строительства скоростных железнодорожных магистралей по всей стране. После подписания зимой соглашения между ОАО «РЖД» и ЧМК о долгосрочном взаимовыгодном партнерстве, около полугода шло проектирование и утверждение проекта. На сегодня все формальности соблюдены, определен также поставщик оборудования – итальянская компания Danieli. Контракт на поставку оборудования и технологий для рельсобалочного стана проектной мощностью более 1 миллиона тонн продукции в год уже подписан. Первые рельсы на стане планируется изготовить уже в 2010 году, для чего в проект будет инвестировано более 500 миллионов долларов.
Проект рельсобалочного стана на Челябинском металлургическом заводе возник в связи с тем, что в России сейчас наблюдается острый дефицит качественных рельсов, необходимых для строительства скоростных железнодорожных магистралей. ОАО «РЖД» разработала, а правительство Российской Федерации одобрило программу стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года. Однако ее реализация серьезно затруднена, поскольку некоторые составляющие для строительства скоростных железнодорожных магистралей, в частности высокопрочные рельсы, в нашей стране еще не выпускают. Аналогичное производство имеется только в Японии, Австрии и Канаде.
Компания «Мечел» выступила с инициативой внедрить на входящем в нее Челябинском меткомбинате уникальные технологии, не имеющие аналогов в стране, по производству рельсов длиной до 100 метров и соответствующих самым жестким требованиям, предъявляемым ОАО «РЖД». Разработав проект, руководство группы «Мечел» объявило, что готово вложить в развитие данного проекта более 500 миллионов долларов. ОАО «РЖД» в свою очередь выразило готовность бесперебойно обеспечивать предприятия «Мечела» подвижным составом для отгрузки готовой продукции, в том числе собственными рельсовозными платформами.
По словам управляющего директора ОАО «Челябинский металлургический комбинат» Сергея Малышева, в тендере на поставку оборудования для рельсобалочного стана было несколько участников, но победителем стал давний партнер ЧМК – итальянская компания Danieli. Специалисты Danieli разработали оборудование для производства различной продукции, в том числе и высококачественных железнодорожных рельсов длиной до 100 метров. Проведенные испытания показали, что использование передовых технологий Danieli по выплавке и разливке стали, прокатке, закалке, правке, отделке и контролю качества, позволит выпускать рельсы, отвечающие всем требованиям РЖД. В частности, их можно будет эксплуатировать в условиях низких температур и при скорости поездов до 200 километров в час. После соблюдения всех формальностей в московском офисе группы компаний «Мечел» был подписан контракт с Danieli. А спустя несколько дней во время пресс-конференции, проведенной 17 июля на Челябинском металлургическом комбинате, состоялась процедура обмена контрактами.
«Проект на поставку оборудования для рельсобалочного стана на сегодняшний день оценивается суммой несколько большей, чем 15 миллиардов рублей, – рассказывает Сергей Малышев. – Подобных проектов ЧМК не реализовывал и не строил в течение последних 30 лет. С пуском данного стана мы выйдем на новый для нас рынок – балочной строительной продукции и рельсов для железных дорог, поэтому придаем очень большое значение реализации этого проекта».
Вице-президент компании Danieli Джорджио Ксимериус во время обмена контрактами сделал акцент на том, что это крупнейший и самый важный совместный проект Danieli и ЧМК, но далеко не первый. «Мы очень давно сотрудничаем с этим предприятием, – говорит он. – Насколько я помню, это уже шестой проект, который мы воплощаем вместе. Некоторые из них сейчас находятся в стадии реализации. И на протяжении всего этого времени наши дела идут очень гладко, чем мы, безусловно, довольны. Относительно рельсобалочного стана у меня есть уверенность, что на нем будут выпускать самые лучшие рельсы в мире».
Сейчас рельсы в стране производятся по технологии сорокалетней давности. Соответственно, на тех станах, на которых сейчас работают Нижнетагильский металлургический и Кузнецкий металлургический комбинаты, невозможно выпускать рельсы, отвечающие современным требованиям. Производства, подобные будущему на ЧМК, имеется в Японии, Австрии и Канаде. Но, по заверениям Джорджио Ксимериуса, с точки зрения показателей, которых можно будет достигать при работе рельсобалочного стана на ЧМК, этот проект уникальный. Разработанные специально для «Мечела» новые технологии выдержали все серьезные испытания и выдали превосходный результат. Ежегодно на рельсобалочном стане будет производиться до 400 тысяч тонн рельсов. Именно такие объемы обозначены в соглашении между руководством ОАО «РЖД» и ОАО «Мечел».
Ежегодно качество российских железных дорог улучшается. Если 10–15 лет назад рельсы на железных дорогах были длиной в 25 метров, то на сегодняшний день сваренные плети составляют 800 метров, и поезд идет практически без стука. Но скорость движения составляет все же чуть более ста километров в час, тогда как в Европе и Японии скорость поездов достигает 200 километров в час. «Запуск нашего совместного с РЖД проекта рельсобалочного стана с помощью компании Danieli поможет сократить этот скоростной разрыв в движении поездов», – заключил Сергей Малышев.