RU74
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Челябинске

Погода+3°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -3

7 м/c,

зап.

724мм 56%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Бизнес Кому звонится дешево и много на Руси?

Кому звонится дешево и много на Руси?

В каких регионах нашей страны самые низкие и, наоборот, самые высокие тарифы на сотовую связь, и в чем причина таких расхождений? Именно этим вопросам было посвящено недавнее полномасштабное исследование, которое проводили аналитики российской компании Co

" src=

В каких регионах нашей страны самые низкие и, наоборот, самые высокие тарифы на сотовую связь, и в чем причина таких расхождений? Именно этим вопросам было посвящено недавнее полномасштабное исследование, которое проводили аналитики российской компании ComNews Research.

При расчетах использовалась методология, принятая в странах Евросоюза и Организации экономического сотрудничества и развития, в основе которой лежит понятие так называемой мобильной потребительской корзины. С учетом российских особенностей, выглядит она следующим образом. По данным ComNews Research, наш среднестатистический соотечественник совершает в месяц 25 внутрисетевых звонков, длящихся в среднем по 1,9 минуты, в пределах своего региона, 7 звонков с такой же продолжительностью в пределах макрорегиона (федерального округа), 14 звонков на номера абонентов других сотовых компаний (примерно по 1,7 минуты каждый), 10 – на фиксированные местные телефоны (1,8 минуты) и по 5 – по межгороду (1,8 минуты) и на голосовую почту (0,8 минуты). Кроме того, ему ежемесячно полагается 50 SMS и 0,67 MMS-сообщений. Собственно, суммарная стоимость этого пакета услуг и подсчитывалась. При этом анализировались стандартные тарифы всех операторов, работающих в регионе. Льготные предложения, рекламные акции и тарифные модификаторы во внимание не принимались.

По итогам исследования, средняя цена «мобильной корзины» в России составляет 409 рублей 10 копеек. Дешевле всего телефонные разговоры обходятся жителям Волгоградской области (325 рублей 10 копеек), Удмуртии (327 рублей 30 копеек) и Нижнего Новгорода (333 рубля 30 копеек). Вообще, среди макрорегионов с самой низкой стоимостью связи лидируют Поволжье, Северный Кавказ, Западная Сибирь и, к счастью для нас, Урал. Лидер УрФО по этому показателю – Курганская область – с 346 рублями 20 копейками за «корзину» замыкает десятку самых дешевых субъектов Российской Федерации. Немногим отстает от нее Челябинская область – 368 рублей 49 копеек, что на 10% ниже, чем в среднем по России. У свердловчан – чуть хуже, 395 рублей за «корзину» и всего лишь пятипроцентный дисконт по сравнению со среднестатистическим россиянином Иваном Ивановым. Впрочем, по словам одного из исследователей, старшего консультанта ComNews Research Алексея Данилина, это вполне приличный результат, особенно если принять во внимание, что среднедушевой доход населения в Екатеринбурге все-таки выше, чем в России.

На другом конце таблицы – Магаданская область вместе с Чукоткой (662 рубля 80 копеек), Москва и область (570 рублей 50 копеек), Саха (562 рубля 80 копеек) и Ямало-Ненецкий Автономный Округ (536 рублей 80 копеек).

Таким образом, средние тарифы в самой дешевой и самой дорогой областях России отличаются вдвое. С чем это связано?

Специалисты ComNews Research выделяют несколько групп причин. Самая очевидная, на первый взгляд, – общая социально-экономическая ситуация в регионах и прежде всего индекс потребительских цен в них – на поверку оказывается наименее существенной. Если дороговизну связи на Крайнем Севере, а также в Москве и прилегающих к ней областях еще можно объяснить тем, что «у них там вообще жизнь дорогая», а в Ингутшетии или Кабардино-Балакарии – что это «традиционно депрессивные регионы», то большинство других субъектов федерации абсолютно выпадают из этой модели. Скажем, в том же Волгограде потребительские цены в целом отличаются от общероссийских всего на 7% – согласитесь, это гораздо меньше, чем 22% разницы в стоимости на сотовую связь. С другой стороны, Ивановская область, где все остальные цены на 10% ниже, чем в среднем по стране, занимает восьмую строчку в рейтинге регионов с самыми дорогими мобильными услугами – «корзина» стоит там 499 рублей 70 копеек, что на 22% процента выше среднероссийского показателя.

Наконец, особенно бросается в глаза разница между некоторыми соседними областями, которые во всем остальном схожи, как две капли воды. Например, тарифы на сотовую связь в Забайкальском крае на 20% выше, чем в соседней, сопоставимой по уровню развития, Амурской области. Разница между Республикой Саха и Ханты-Мансийским Автономным Округом составляет 7%, хотя все остальные цены там вполне сопоставимы, а среднедушевой доход в ХМАО в полтора раза выше, чем в Якутии. Как говорят эксперты ComNews Research, объясняются такие «региональные перекосы» в большинстве случаев просто: конкуренция между операторами в дорогих регионах явно недостаточна.

Интенсивность конкуренции в регионах оценивалась с помощью классического индекса Хирфендаля-Хиршмана (он же индекс концентрации рынка), рассчитываемого как сумма квадратов долей всех участников рынка. То есть, если в регионе, условно говоря, действует всего один сотовый оператор, которому принадлежит весь рынок, индекс Хирфендаля-Хиршмана будет равен единице. А если в области работает пять сотовых компаний, каждая из которых владеет 20% рынка (доля 0,2), то этот индекс составит 0,2 в квадрате, умноженное на 5 – то есть, всего 0,2.

По состоянию на май 2008 года, региональные рынки сотовой связи РФ по уровню конкуренции распределялись следующим образом. Свыше половины всех региональных рынков (54%) вошли в группу рынков с низким уровнем конкуренции (индекс Хирфендаля-Хиршмана свыше 0,35). Около 24% регионов РФ составили группу рынков со средним уровнем конкуренции (индекс концентрации рынка от 0,28 до 0,35). И лишь пятая часть российских регионов (22%) могут быть классифицированы как рынки с высоким уровнем конкуренции (индекс концентрации рынка ниже 0,28).

Кстати, по этому параметру Челябинск и Екатеринбург впереди всей страны: в наших областях действует аж по пять сотовых операторов, а индекс Хирфендаля-Хиршмана составляет всего 0,22. Так что в скором будущем тарифы, возможно, снизятся еще, и мы догоним-таки развитые европейские страны, где, по оценкам Данилина, расходы на сотовую связь составляют примерно полтора-два процента от всех потребительских расходов среднего гражданина (заметьте – не от среднедушевого дохода, а именно от потребительских расходов). В России пока с этим хуже – на телефонные разговоры уходит в среднем около трех процентов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления