RU74
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Челябинске

Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +7

2 м/c,

вос.

743мм 32%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Бизнес С ипотекой на «ты»

С ипотекой на «ты»

Жители регионов гораздо в большей степени осведомлены о возможности приобретения недвижимости в кредит, чем жители Москвы и Санкт-Петербурга. Возможно, причина кроется в том, что запредельные цены на столичную недвижимость лишают москвичей надежды на прио

" src=

Жители регионов гораздо в большей степени осведомлены о возможности приобретения недвижимости в кредит, чем жители Москвы и Санкт-Петербурга. Возможно, причина кроется в том, что запредельные цены на столичную недвижимость лишают москвичей надежды на приобретение собственного жилья даже в кредит. В сравнении с прошлыми годами челябинцы заключают все больше сделок на приобретение недвижимости в ипотеку, однако из-за высоких цен также вынуждены были умерить запросы: сегодня ипотека используется не для улучшения жилищных условий, а для приобретения первой однокомнатной квартиры молодой семьи.

Рост реальных доходов населения, увеличение количества и разнообразия кредитных программ банков и возможностей приобретения жилья с использованием разных механизмов (рассрочка от застройщиков, ипотека, жилищная кооперация и т.д.) способствуют увеличению популярности ипотечного кредитования, хотя стоимость жилья находится на рекордно высоком уровне.

По результатам недавнего опроса Национального агентства финансовых исследований, определяющим фактором в выборе банка при оформлении ипотеки является размер процентной ставки по кредиту. Затем в порядке уменьшения значимости в сознании потенциальных заемщиков следуют наличие первоначального взноса, срок ипотечного кредитования, размер ежемесячного платежа, известность банка, длительный опыт работы банка на рынке, участие организации в системе страхования вкладов и рекомендации знакомых или коллег. По замечанию директора челябинского центра ипотечного кредитования «Юниаструм банка» Ивана Долгополова, клиентов действительно в первую очередь интересует уровень процентной ставки, а срок кредитования и взимаемые комиссии – в гораздо меньшей степени.

Росту доступности ипотеки препятствует низкая финансовая грамотность населения. В целом уровень знаний граждан об ипотеке не слишком изменился, но можно отметить, что имеющиеся знания подкрепились личным опытом. В сравнении с 2007 годом доля россиян, которые, по их собственному мнению, четко знают, что представляет собой ипотечное кредитование, увеличилась с35% до 46%; а число россиян, которые знают об ипотеке только понаслышке, напротив, сократилось с 44% до36%. Доля респондентов, которые ничего не знают об ипотеке, с 2006 года сократилась с 18% до 15%, что находится в пределах допустимой статистической погрешности.

Примечательно, что наибольшее число осведомленных о сути и особенностях ипотечного кредитования (57%) наблюдается в группе респондентов в возрасте 24-31 года. С увеличением дохода семьи и уровня образования респондентов наблюдается тенденция к увеличению доли опрошенных, которые знают, что такое ипотека.

По наблюдениям Ивана Долгополова, наиболее часто жилье в кредит приобретают челябинцы, состоящие в браке и имеющие одного ребенка, с доходом на семью 45-50 тыс. рублей. Предпочтение отдается не строящемуся, а готовому жилью – как правило, однокомнатной квартире.

«Если еще в 2005-2006 годах люди приобретали в кредит многокомнатные квартиры, то в 2007 году возросшая стоимость жилья ограничила и без того малые возможности населения приобрести большую жилплощадь», – отмечает тенденцию Иван Долгополов. В челябинском филиале «Юниаструм банка» средний размер ипотечного кредита составляет 1,3-1,4 млн рублей, притом что в 2006 году сумма была меньше – около 1 млн рублей. В основном заинтересованность в получении ипотечного кредита выражают люди, не имеющие собственного жилья, для многих потенциальных заемщиков внесение первоначального взноса в размере 10% от стоимости приобретаемого жилья является большой проблемой, но есть и такие, кто вносит 50-60% в качестве первого взноса. Досрочно погашают кредит около 20-30% заемщиков. «Одна из ключевых проблем России в целом и ипотечного кредитования в частности – теневая экономика, серые зарплаты. Банкам приходится в первую очередь анализировать достоверность представленной информации в части доходов заемщика, а во вторую – уже все остальные факторы», – отмечает советник по связям с общественностью «Городского ипотечного банка» Екатерина Правдина.

Удивительно, что жители Москвы и Санкт-Петербурга оказались гораздо менее подкованными в вопросах ипотечного кредитования, чем жители небольших городов. «Более половины (61%) опрошенных жителей городов с населением более 500 тысяч человек и 53% жителей городов с населением 100-500 тысяч человек сообщили, что знают, что такое ипотека. При этом в Москве и Санкт-Петербурге так ответили только 48% опрошенных», – свидетельствуют результаты исследования НАФИ. Возможно, на данный показатель оказал влияние высокий уровень цен на недвижимость в Москве и Санкт-Петербурге, который практически исключает возможность приобретения собственного жилья представителями среднего класса.

В ходе проведения исследования россиянам был задан открытый вопрос о сути ипотечного кредитования. Опрошенные давали определение понятию своими словами. И в 2007 году, и в исследовании 2008 года 71% респондентов, давших определение ипотеке, сообщили, что ипотека – это кредит на жилье. Примерно каждый десятый (11%) опрошенный считает, что ипотека – это нецелевой кредит. Важно отметить, что за год сократилась доля россиян, определивших ипотеку как обман. В 2007 году такой ответ был получен от 18% респондентов, давших определение ипотеке. В 2008 году так определили ипотеку только 10%, чаще всего такой ответ давали респонденты с низким уровнем дохода. Таким образом, нельзя говорить об улучшении уровня знания об ипотеке, однако снижается негативное отношение населения к финансовому инструменту. Примечательно, что около 1% респондентов, давших определение ипотеке, считают ее вложением денег.

По предварительным данным «Городского ипотечного банка», объем сделок на рынке недвижимости вырос по сравнению с 2006 годом более чем вдвое – примерно на 130%. Суммарная доля кредитов в рублях выросла до 70% (по сравнению с 61% в прошлом году), что связано с увеличением объемов кредитования в регионах, где 95% кредитов выдается в рублях. В прошедшем году в среднем цены на типовое жилье росли с учетом темпов инфляции, в ряде регионов – и вдвое быстрее, а на качественное и элитное жилье – еще более ощутимо. По мнению риелторов, для тенденции снижения стоимости жилья нет оснований. В «Городском ипотечном банке» отмечают наблюдавшееся в 2007 году активное развитие сегмента загородной недвижимости, операций с земельными участками, выход на рынок новых игроков с интересными предложениями ипотечных программ. Появившиеся в начале года программы с минимальным и нулевым первоначальным взносом кредитования не получили развития.

«Пока ситуация на финансовых рынках не изменилась, и вопрос эффективного привлечения ресурса, в том числе за счет механизма ипотечных ценных бумаг, не реализуем, процентные ставки по кредитам могут в течение года вырасти в среднем на 1-1,5%, – полагает Екатерина Правдина. – Тем не менее, снижения активности основных участников рынка ожидать не стоит, равно как и спроса на ипотечный продукт в целом».

По ее мнению, в 2008 году рынок не будет расти столь стремительно, как в прошлых годах, но вполне возможен рост в 40-50%. Доля сделок с ипотекой будет расти за счет роста доходов населения, предложений ипотечных программ, все большую долю рынка будут занимать крупные банки, которые более эффективно решают проблему нехватки ресурсов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления