RU74
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Челябинске

Погода+11°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +10

0 м/c,

740мм 76%
Подробнее
4 Пробки
USD 90,41
EUR 98,30
Бизнес Дмитрий Линяев, гендиректор Уральского аналитического центра: «Репутация – единственный капитал социолога»

Дмитрий Линяев, гендиректор Уральского аналитического центра: «Репутация – единственный капитал социолога»

" src=

– Уральский аналитический центр – достаточно известная социологическая структура. А как он возник?

– Официально Уральский аналитический центр был зарегистрирован в декабре 2004 года. Незадолго до этого мы с моим коллегой Артемом Перехристом, закончив кафедру социологии ЮУрГУ и проработав достаточно долгое время в различных социологических структурах, решили организовать собственную фирму. Работа в «чужих» структурах не давала перспектив личностного и профессионального роста. К тому же была уверенность, что многое из того, чем занимаются наши коллеги, мы в состоянии сделать лучше. Громко сказано? Может быть. Но таковы были наши ощущения. И нельзя сказать, чтобы с тех пор они сильно изменились. Мы начинали с социологии, социально-политических исследований. Позже, когда в штате появились соответствующие специалисты, занялись маркетингом. Цель – в ближайшие несколько лет стать крупной универсальной исследовательской компанией с серьезной репутацией и возможностями. Думаю, что нам это по плечу.

Кроме того, мы видели рынок исследований абсолютно свободным. Например, в том же Екатеринбурге этот сегмент бизнеса уже практически поделен. Там есть крупные структуры, работающие с начала 90-х годов и застолбившие за собой большую часть заказчиков. А в Челябинске и сегодня есть максимум две-три компании, специализирующиеся на профессиональных исследованиях, как социологических, так и маркетинговых, и способные ими заниматься по-настоящему.

Потребность же в таких исследованиях огромна, рынок растет примерно на 20-25 процентов в год в стоимостном выражении. Это касается заказов на исследования как от местных структур, так и от столичных социологических и маркетинговых компаний, с которыми мы сотрудничаем на принципах субподряда. Среди наших партнеров такие известные компании, как Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Центр исследований общественного мнения «Глас народа», Исследовательская группа «Циркон», Общероссийский общественный фонд «Общественное мнение».

– И как сильно вы зависите от московских партнеров?

– Пока что московские заказы занимают большую часть нашей работы, однако в последнее время проявляется новая тенденция – все чаще исследования заказывают не только крупнейшие компании Южного Урала, имеющие выходы на общероссийский и зарубежные рынки, но и региональный средний и даже малый бизнес. В деловом сообществе появляется все больше понимания того, что грамотные исследования просто необходимы для эффективного планирования своей деятельности. Экономика становится все более конкурентной. И если лет семь назад еще можно было принимать управленческие решения «на глазок» – рынок переваривал практически все, что выставлялось на продажу, то сегодня, если предварительно не исследовать рынок, на котором собираешься работать, в итоге можно крупно пролететь, а то и вовсе разориться.

Довольно часто приходиться работать по заказам на маркетинговые исследования рынков Челябинска или области, которые местные компании заказывают московским маркетологам. Чем руководствуется при этом бизнес, мне мало понятно – ведь все равно основную работу, «поле» делают не москвичи, а местные компании, получившие заказ по субподряду.

– Что же мешает обратиться к вам напрямую?

– Думаю, есть несколько моментов. Во-первых, это пока еще недостаточная раскрученность местных социологов и маркетологов. Во-вторых, наша профессия переживает весьма серьезный кризис доверия, схожий с тем, что испытывают журналисты, политтехнологи и даже футбольные судьи, которых не ругает лишь ленивый.

Причина недоверия к профессии кроется, на мой взгляд, в непрофессионализме некоторых участников этого бизнеса. Рынок, повторюсь, пока что свободный, и на него в поисках, как им кажется, легких денег хлынуло довольно значительное число фирм из смежных отраслей – рекламы, пиара и т.п. Не имея при этом ни квалифицированных специалистов в области социологии и маркетинга, ни элементарных условий для работы. Программного обеспечения, и того порой нет. Естественно, заказчик, приняв на основании такого «исследования» неправильное управленческое решение и потеряв деньги, рейтинг или что-то еще, перестает в принципе доверять исследователям. Или, в крайнем случае, тратит бешеные деньги на заказы нашим московским коллегам. Встречаются, к сожалению, и откровенно ангажированные халтуры.

Преодолеть кризис доверия можно. Рецепт один – честная и качественная работа. Мы уделяем уровню исследования большую часть внимания. В нашем штате есть специалисты, имеющие профильное высшее образование и приличный опыт работы по специальности. Много сил и денег мы тратим на подготовку и повышение квалификации наших интервьюеров. Семинары, тренинги, приличная зарплата – все это позволяет говорить о том, что наша сеть интервьюеров – одна из самых мощных на Южном Урале. Более ста человек в Челябинске и почти во всех крупных городах области, подавляющее большинство из которых работают с нами постоянно.

Кроме того, мы не только сами осуществляем строгие проверки интервьюеров, но и предоставляем по желанию заказчика весь массив исследования на сторонний контроль.

Уральский аналитический центр известен громкими акциями, такими, как проект «50 самых влиятельных людей Челябинской области».

Мы ведем несколько исследований, осуществляемых за счет собственных ресурсов. Это в том числе и оценка населением областного центра деятельности челябинской мэрии (данные публикуются раз в полгода), и упомянутые «Топ 50» – ежеквартальный рейтинг влияния. С одной стороны, я не могу отрицать, что эти исследования в некоторой степени сознательно сделаны в расчете на публичную «раскрутку» Уральского аналитического центра в медиапространстве. Мы – молодая компания, и широкая известность нам не помешает.

С другой стороны, начиная эти проекты, мы видели, что неангажированная оценка деятельности новой городской власти и реальный рейтинг влияния региональной элиты очень актуальны, имеют спрос в самых разных слоях общества, и в то же время подобными проектами никто из наших коллег не занимался. К тому же эти исследования очень разные по своей технологии. Оценку мэрии дает население, это классический опрос-«тысячник», а рейтинги в «Топ 50» определяют специально отобранные эксперты. В обоих случаях методика проведения исследований аудирована, признана профессиональным исследовательским сообществом и не раз применялась на практике в других регионах России.

Мне особо хотелось бы отметить еще один проект – «Страхи, или чего боятся россияне», осуществленный вместе с нашими партнерами по Всероссийской ассоциации региональных социологических центров «Группа 789». Уральский аналитический центр вступил в ассоциацию в прошлом году. Она объединяет социологов из 20 регионов страны, среди ее участников – крупнейшие исследовательские компании Санкт-Петербурга, Калининграда, Нижнего Новгорода, Самары, Саратова. Есть и москвичи. «Страхи» – пожалуй, одно из самых интересных и масштабных исследований, проводившихся в стране за последнее время.

Мы планируем и в дальнейшем развивать направление собственных исследований. Правда они уже будут ориентированы на достижение коммерческого результата. В частности, мы уже запустили в работу собственный рейтинг СМИ. Это очень масштабное и сложное исследование.

– Собираетесь конкурировать с Gallup?

– Нет, у нас нет таких возможностей. Скорее, предложить разумную альтернативу. Существующие рейтинги, которыми приходится пользоваться как самим средствам массовой информации, так и рекламным компаниям, во многом их не устраивают, поскольку по тем или иным причинам не могут дать максимально объективную оценку реальной ситуации. Основные сложности существующих рейтингов – то, что они делаются иногородними компаниями, и их методики не в полной мере учитывают специфические особенности местного рынка массмедиа. Об этом мы не раз слышали и от руководства самых разных СМИ, и от рекламщиков, и от крупных рекламодателей. Значит, потенциальный спрос на местный медиарейтинг, максимально отражающий реальную ситуацию на рынке, есть, и он огромен.

– Но ведь и к вашей методике могут возникнуть вопросы…

– Конечно, и это даже хорошо. Мы не раз встречались с потенциальными потребителями рейтинга, и будем в своей работе максимально учитывать их запросы и пожелания. Более того, создадим своего рода экспертный совет из руководителей СМИ, представителей рекламодателей и рекламных компаний. Этих людей, знающих, опытных, жестких, трудно обмануть, обхитрить, продать им фальсификат. Значит, наша продукция в конечном итоге станет еще качественнее. И ее будут покупать.

– «Учитывать запросы и пожелания»… Не боитесь обвинений в ангажированности? И вообще, вам взяток ни разу не предлагали?

– Ну, не взятки в прямом смысле слова. Была на выборах пара «просьб» схалтурить – не работать по заказу, а просто сразу поставить нужные цифры кое-кому из кандидатов. Само собой, отказались. В исследовательском бизнесе репутация – пожалуй, единственный капитал профессионала. Один раз продашься, солжешь или схалтуришь – все, тебе больше никто никогда не поверит. А халтуру или проплаченный «левачок» профессионал всегда видит.

А еще самые разные кланы, структуры и политперсонажи неоднократно пытались нас проверить на предмет «а кто за ними стоит?».

– И что?

– И ничего. Нет за нами никого. Мы самостоятельны и независимы, эдакая кошка, гуляющая сама по себе. И в этом наша сила и козырь. Хотя, может, это кому-то и неудобно…

Евгений РАЗУМОВ

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления