Отношения между региональными подразделениями ФНС и налогоплательщиками теперь регулирует служба налогового аудита. В задачи новой структуры входит рассмотрение жалоб на действия своих коллег из налоговой службы и в случае надобности защита их интересов в конфликтах с предпринимателями.
«Цель создания службы налогового аудита – сокращение обращений налогоплательщиков в суды, – сообщил корреспонденту сайта Chelfin.ru начальник отдела работы с налогоплательщиками управления федеральной налоговой службы Челябинской области Павел Логинов. – С другой стороны, подразделение призвано исключить необоснованные претензии налоговиков. Для этого отделу необходим детальный подход к рассмотрению жалоб».
Речь о создании службы налогового аудита – независимого подразделения в составе ФНС – шла в российском правительстве с начала прошлого года, когда премьер-министр Михаил Фрадков назвал важнейшей задачей Минфина восстановление хороших отношений между властью и бизнесом и предложил ввести практику эффективного налогового администрирования. Расширение штата сотрудников обошлось государству недешево. Подразделениям налогового аудита было выделено 7 тысяч рабочих мест в Федеральной налоговой службе и более двух миллиардов рублей в качестве дополнительного финансирования.
Но в короткие сроки удалось сформировать только центральное подразделение новой структуры, в регионах же чиновники столкнулись с кадровым дефицитом и нежеланием идти навстречу федеральному руководству.
В челябинской области формирование отдела началось в феврале и завершилось уже летом. Сейчас подразделение активно выполняет свои обязанности. «Основной функцией отделов налогового аудита является проверка обоснованности возражений налогоплательщиков по фактам проведенных проверок, – сообщили корреспонденту сайта Chelfin.ru в управлении федеральной налоговой службы Челябинской области. – Налоговые аудиторы рассмотрели уже более трехсот жалоб, 129 из которых удовлетворены. Ежемесячно в отдел поступает более 100 жалоб». При этом областное подразделение рассматривает жалобы населения на решения нижестоящих налоговых органов.
1 января 2009 года роль аудиторских подразделений в работе ФНС должна существенно вырасти. Налогоплательщик должен будет в любом случае сначала обратиться с жалобой на действие налоговиков в вышестоящем налоговом органе и только после этого в случае неудачи сможет отстаивать свои права в суде.
Правда специалисты сомневаются в том, будет ли сформированная служба налогового аудита объективно оценивать работу налоговиков, являясь не независимой организацией, а структурным подразделением ФНС. Но в том, что теперь вышестоящим налоговым органам будет легче контролировать нижестоящие, сомнений не возникает.