19 июля мобильные операторы сообщили челябинским абонентам об изменении тарифных планов. Поскольку новый закон «О связи» вызвал перераспределение финансовых потоков между операторами сотовой и стационарной связи, первые решили компенсировать свои потери за счет повышения стоимости исходящих звонков. Chel.ru попытался выяснить, как это отразилось на абонентах и на самих игроках. Операторы утверждают, что несмотря на повышение тарифов, среднемесячные расходы абонентов снизились. Однако в компаниях сотовой связи не исключают, что в дальнейшем операторам придется прибегнуть к мерам, позволяющим максимально компенсировать понесенные убытки. Кроме повышения стоимости исходящих «Билайн» уже взимает плату за соединение, «МТС» повысил абонентскую плату на «безлимитном» тарифе, а Utel снизил с пяти до трех секунд нетарифицируемый порог при местных соединениях.
Напомним, что с первого июля – с момента вступления в силу поправок, внесенных в федеральный закон «О связи», – входящие звонки на мобильные телефоны стали бесплатными. Совет Федерации РФ единогласно одобрил закон, предусматривающий отмену оплаты входящих звонков, в том числе и на мобильные телефоны. Входящий звонок подлежит оплате в том случае, если абонент находится за пределами территории субъекта федерации, где ему был выделен его абонентский номер. Кроме того, подлежит оплате соединение, выполненное при помощи телефониста за счет вызываемого абонента, и соединение с использованием связи кодов доступа к услугам электросвязи, назначенных федеральным органом исполнительной власти в области. Последнее, по мнению чиновников, позволит развиваться отрасли связи в новых условиях.
Сотовые операторы же в новых условиях вынуждены максимально мобилизоваться. По прогнозам ОАО «ВымпелКом», переход с первого июля на режим CPP (Calling Party Pays) – режим оплаты телефонных разговоров вызывающей стороной, при том, что звонок для стороны, принимающей вызов, бесплатен – повлияет самым серьезным образом на всех участников отрасли. До этого в России действовал режим МРР (Mobile Party Pays), когда пользователь мобильного телефона платил как за исходящие, так и за входящие звонки с городского телефона. При этом практически во всех тарифных планах, предлагаемых мобильными операторами, входящие звонки с мобильных телефонов были бесплатны и до введения СРР.
Выигрывает ли потребитель в этой ситуации – вопрос, требующий, как выяснилось при общении с недоумевающими абонентами, немедленного ответа. С одной стороны, входящие на мобильные с городских телефонов стали бесплатными, с другой – повысилась стоимость исходящих звонков. Компании сотовой связи пострадавшими в этой ситуации считают прежде всего себя.
Chel.ru решил выяснить, как в целом новый закон, вызвавший причинно-следственную цепочку «бесплатные входящие – повышение тарифов», отразится на потребителе, и как скажется введение режима CPP на отрасли сотовой связи.
По расчетам компании «Билайн», после первого июля среднестатистический абонент сотовой связи в целом будет платить меньше, даже если некоторые компании откорректируют цены на исходящие звонки. В любом случае за счет отмены платы за входящие общий счет за сотовую связь в целом по России уменьшился, утверждают в компании.
«В начале июня «Билайн» вывел рублевую линейку из шести тарифов, каждый из которых создавался под определенную целевую аудиторию и уже с учетом введения бесплатных входящих, – говорит директор челябинского филиала «Билайн» (ОАО «ВымпелКом») Светлана Галилеева. – Например, в тарифе «Друзья» исходящий звонок на любой сотовый стоит всего полтора рубля, а при подключении услуги «Летний звонок» наши абоненты могут ночью и в выходные разговаривать сколько угодно – плата (1,5 рубля) берется только за соединение».
Как сообщают в «Билайне», рублевых тарифов никакие изменения, в том числе повышение цены, не коснутся. Изменения планируются только на старых, архивных тарифах: с 31 июля на них меняются условия тарификации – увеличивается стоимость первой минуты на 50 копеек. При этом соединение длительностью менее трех секунд не оплачивается.
«По итогам первого квартала средний абонент «Билайн» по России тратил на связь в месяц 6,6 у.е. – рассказывает Светлана Галилеева. – Пока прогнозировать, как изменится эта цифра, сложно – нужно время для более корректного анализа».
Как бы то ни было, по результатам первых дней введения и функционирования в Челябинске режима СРР абоненты стали больше звонить на мобильные с мобильных и чуть меньше с телефонов общего пользования, сообщают в «Билайне».
Начальник отдела по маркетингу Utel Олег Перминов утверждает, что, несмотря на повышение тарифов, среднемесячные расходы абонентов снизились. «В связи с тем, что входящие с городских на мобильные стали бесплатными, на 15 % сократились расходы абонентов и на 4 % повысилась стоимость исходящих в старых тарифах («Свобода слова», первый и второй «Законы Ньютона», «Грин»). В итоге общее снижение расходов абонентов составило 11 %», – сообщает Олег Перминов.
Как и в «Билайне», в Utel новых тарифов повышение не коснулось, поскольку там входящие были бесплатные. Более того, с первого августа в новых тарифах Utel снижается стоимость внутрисетевых звонков. Что касается повышения, то в среднем, при стоимости звонков в пределах трех-четырех рублей, тарифы оператора повысились на 20-50 копеек, сообщают в Utel.
По словам г-на Перминова, убытки оператора, вызванные новым законом о связи, Utel повышением тарифов компенсировал лишь частично. В компании не исключают, что в дальнейшем не только Utel, но и другие мобильные операторы будут вынуждены провести мероприятия, которые позволят компаниям понесенные ими убытки компенсировать максимально.
«Пока мы не прибегаем к таким мерам, как введение платы за соединение (от одного до трех рублей) и переход с посекундной тарификации на поминутную, – говорит Олег Перминов. – Но если будет общепринятая практика, если все операторы начнут вводить эти изменения, то мы тоже пересмотрим свои тарифы. Резко отличаться в цене при высоком качестве связи и большой зоне покрытия Utel не может».
Так, вчера абоненты Utel получили от своего оператора такое сообщение: «Внимание! В соответствии с законом «О связи» с 1.07.06 нетарифицируемый порог при местных соединениях снижен до трех секунд». Так что к некоторым мерам Уральская компания сотовой связи уже начала прибегать.
Директор по маркетингу филиала ОАО «МТС» в Челябинске Артем Ратошнюк говорит, что компания не ожидает серьезного негативного влияния от введения принципа CPP на финансовые показатели. В связи с тем, что на многих тарифных планах компании входящие были бесплатными и до вступления в силу закона, отмена платы за них не повлияла на плановые показатели доходности. Кроме того, в структуре доходов компании наблюдается рост доли неголосовых услуг (GPRS и других), сообщают в «МТС».
«Мы подготовили ряд интересных предложений для абонентов в связи с введением нового закона, – говорит Артем Ратошнюк.– Несмотря на прогнозы, активность наших абонентов в целом увеличилась: например, по результатам трех недель июля выросло на 40% количество подключений на тариф «Безлимитный» (неограниченный трафик исходящих звонков в домашнем регионе). Также мы внедрили услугу «Свои плюсы», предлагающую безлимитное общение внутри сети. Есть масса других новых предложений, позволяющих абонентам экономить средства и поддерживать свои расходы на связь на прежнем уровне».
По прогнозам аналитиков, введенный в России с 1 июля 2006 года режим CPP должен привести к очень значительным изменениям в российской отрасли связи. Компании сотовой связи потеряют около 10 % текущей выручки. Повышение цен, которое позволит операторам компенсировать выпадающие доходы, может быть очень существенным. Так, для компенсации одного процента потерянной выручки мобильным операторам необходимо поднять цены на 3-4 %.
Абонентам в этом случае ничего не остается, как ждать от мобильных игроков новых правил игры.
Результаты введения режима СРР (Calling Party Pays) в российской отрасли связи
Источник: исследование, проведенное ОАО «ВымпелКом» с использованием независимых источников