Бизнес Консолидация: альтернативы нет?

Консолидация: альтернативы нет?

То время, когда для завоевания компанией своего места под солнцем были хороши буквально все средства, давно прошло. Сегодня больше в ходу цивилизованные методы защиты своих бизнес-интересов. Так, многие собственники компаний и управленцы все чаще...

То время, когда для завоевания компанией своего места под солнцем были хороши буквально все средства, давно прошло. Сегодня больше в ходу цивилизованные методы защиты своих бизнес-интересов. Так, многие собственники компаний и управленцы все чаще приходят к выводу, что действовать на рынке лучше сообща. Создание всевозможных профессиональных ассоциаций, союзов и объединений становится весьма популярным явлением и в Челябинске.

Как это ни странно, прямыми предшественниками современных «сообщников» являлись средневековые строители, создавшие еще в XI веке одну из первых в истории ассоциаций «вольных каменщиков». Позже она превратилась в секретный братский орден масонов, проповедующий идеи просвещения. Сегодняшние цеховые объединения тайнам предпочитают открытость и преследуют гораздо более меркантильные интересы.

Союз строителей, ассоциация риелторов, объединение банкиров, общество оценщиков, союз дизайнеров, сообщество аудиторов, ассоциация производителей пластиковых окон, союз промышленников, торговая ассоциация… Назвать точное число подобных организаций в Челябинске достаточно сложно. Многие из них до сих пор имеют статус неформальных и действуют в качестве клубов по интересам. Пожалуй, одними из первых, кто решил официально оформить отношения, были челябинские риелторы.

По словам президента Челябинской региональной гильдии риелторов Кирилла Левады, эта организация создавалась для того, чтобы отделить добросовестных участников рынка от непрофессионалов. Отмена лицензирования риелторской деятельности в 2002 году привела к тому, что в этот бизнес пришло большое количество сомнительных игроков, не владеющих всеми тонкостями работы с недвижимостью. Гильдия риелторов разработала систему добровольной сертификации услуг, тем самым предложив всем участникам определенные стандарты работы на этом рынке. «Создание некоммерческого партнерства позволяет постоянно повышать уровень профессионализма участников бизнеса, защищать интересы клиентов и самого бренда «риелтор», который был изрядно дискредитирован за последние годы, – полагает Кирилл Левада. – Когда ты работаешь в составе ассоциации, то связан определенными обязательствами – кодексом этики, другими стандартами риелторской практики. Приходя в такую компанию, клиент знает, что ее профессиональная ответственность застрахована». Присутствие в составе гильдии дисциплинирует участников бизнеса, так как получив свидетельство добросовестности, достаточно просто его потерять. В случае, если игрок нарушает принятые стандарты, ему могут предъявить штрафные санкции и даже исключить из гильдии решением третейского суда.

Однако в своем желании диктовать правила игры на рынке недвижимости члены гильдии оказались не одиноки. В результате, возникли еще две аналогичные ассоциации риелторов. Теперь они конкурируют между собой. Г-н Левада убежден, что рано или поздно это противостояние закончится объединением. «Все мы преследуем одни и те же цели – это обобщение опыта, координация усилий, контроль качества. Мы стремимся работать на рынке честно и открыто, платить все налоги. Это заставит нас объединиться: через год–два на рынке останется одна крупная ассоциация», – сказал он.

Высокая конкуренция. Это то, что заставило задуматься об объединении и представителей компьютерного бизнеса в Челябинске. По словам одного из участников этого рынка Андрея Суханова, в последнее время из-за резкого увеличения количества игроков происходит снижение рентабельности в компьютерном бизнесе. Сначала компании вынуждены минимизировать свои расходы, сокращать штат, снижать качество производства. А затем и вовсе уходить с рынка, не выдержав конкуренции. Г-н Суханов полагает, что выходом из такой ситуации может стать создание неких синдикатов – коммерческих объединений нескольких компаний, которые разрабатывают единый бренд, имеют централизованное управление, согласованную маркетинговую политику и завоевывают большее доверие покупателей. Это позволит небольшим фирмам минимизировать расходы и выжить в конкурентной борьбе с иногородними компаниями, начавшими экспансию на челябинский рынок.

При этом г-н Суханов все же сомневается, что возможно объединение компьютерных фирм не на коммерческой основе, а на общественных началах. «В идеале, такая ассоциация могла бы служить средством регулирования отношений на этом рынке, выработки эффективной ценовой политики, защиты от потребительского экстремизма. Однако эти идеи не всегда находят воплощение на практике. Зачастую подобные ассоциации существуют лишь номинально, а договоренности между компаниями условны и не имеют юридической силы. Кроме того, они не способны решить проблему выживания небольших фирм в условиях неуправляемой конкуренции», – отметил он.

Несмотря на то, что союзы и ассоциации растут, как грибы после дождя, единого понимания того, нужно ли создавать подобные структуры, среди предпринимателей нет до сих пор. Наряду с теми, кто ратует за единство, равенство и братство, существуют и их противники, которые предпочитают действовать в одиночку. Очень часто желание создать ассоциацию воспринимается ими как намерение крупных компаний монополизировать рынок, «подмять» под себя небольших игроков. По словам директора рекламно-имиджевого агентства «Иероглиф» Дмитрия Довбни, зачастую ассоциация создается компанией с целью лоббирования своих корпоративных интересов. В ряде случае инициатором объединения может негласно выступить местная администрация: в результате такой союз автоматические превращается в очередную бюрократическую надстройку, а не помогает реальному развитию бизнеса.

Г-н Довбня рассказал, что идея учреждения независимой ассоциации среди рекламистов зреет почти десять лет, но пока так и осталась нереализованной. «Проблема в том, что в Челябинске недостаточно развита культура урбанизации. Нет того понимания гражданского общества, когда бизнес имеет возможность реализовать свои инициативы, свободно дискутировать, влиять на политический процесс, – говорит Дмитрий Довбня. – В этом заинтересована как администрация, так и цеховые сообщества. Ассоциация должна стать новым общественным институтом, который эффективно выстраивает отношения между бизнесом и властью, когда лоббирование происходит не с помощью дипломатов с деньгами, а благодаря договоренностям и обоюдным согласованиям: администрация выставляет свои требования, сообщество отстаивает свои интересы. Если же ассоциация перестает работать на интересы цеха, то ее статус среди участников падает».

Как правило, такое независимое объединение решает самый широкий круг вопросов, от различных творческих советов, до серьезных экономических споров, выполняя функции третейского суда.

В отличие от рекламного бизнеса в челябинском журналистском сообществе существуют целых два профессиональных объединения – представительство московского «Медиасоюза» и отделение российского Союза журналистов. Но как признают сами члены цеха, обе эти организации являются формальными и в реальности не работают. По словам главного редактора «Информационной группы 74» Романа Грибанова, отсутствие реально действующих цеховых объединений журналистов объясняется тем, что большинство СМИ в Челябинске не являются независимыми. В результате, возможность дружбы между ними определяется интересами собственников этих СМИ.

«Сейчас мы переживаем довольно интересный период: происходит смена политической и экономической элит. Создается уникальный шанс цивилизованно договориться с административными органами, сформировать новую культуру челябинского бизнеса, – резюмировал Дмитрий Довбня. – Для того чтобы воплотить эту идею, потребуется определенное время. Оно и покажет, готова ли новая элита к тому, чтобы признать цеховые ассоциации действительно значимой силой».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления