За последние несколько месяцев на челябинском рынке бытовой техники произошло сразу три интересных события. Самый крупный региональный оператор – сеть «Рембыттехника» – объединился с ростовской компанией «Эксперт». Два магазина бытовой техники в городе открыл крупный екатеринбургский ритейлер «Лого». В довершение, на местный рынок зашел еще один федеральный оператор – «Электрофлот». Как и его предшественник из Екатеринбурга, московская компания намерена предложить покупателям низкие цены на бытовую технику. По мнению экспертов, это может стать причиной нового конкурентного противостояния на рынке.
До сих пор в Челябинске были представлены только три общероссийские компании, торгующие бытовой техникой и электроникой. Лидирующие позиции среди них занимает сеть «Эльдорадо», владеющая 8 магазинами в городе. Далее следует компания «М.Видео», у которой два супермаркета, и московский оператор «Мир» с тремя магазинами электроники. И вот новый игрок – столичная сеть розничных магазинов бытовой техники «Электрофлот».
Сеть «Электрофлот» была основана в 1993 году. Первое время компания развивалась только на столичном рынке, открывая свои магазины в крупных торговых центрах Москвы. Несколько лет назад «Электрофлот» начал мощную экспансию в регионы и в короткие сроки закрепился на рынках Белгорода, Воронежа, Казани, Калуги, Липецка, Новомосковска, Орла, Старого Оскола, Тулы, открыв всего 17 магазинов. В ближайшие годы оператор намерен усилить свои позиции в регионах, в том числе и в Челябинске. Накануне здесь открылся первый под этим брендом супермаркет площадью 1000 квадратных метров.
По словам руководителя отдела маркетинга торговой сети «Электрофлот» Марии Великжаниной, компания давно готовилась к открытию своего магазина в Челябинске, тщательно изучала рынок и пришла к выводу, что здесь есть серьезные перспективы для развития бизнеса. Однако раскрывать долгосрочные планы в «Электрофлоте» не стали, сказав, что пока намерены ограничиться только одним супермакетом. «Безусловно, мы будем стремиться занять лидирующие позиции в регионе. Все будет зависеть от того, насколько тепло нас примет Челябинск», – пояснила г-жа Великжанина.
Между тем представители других компаний довольно сдержанно оценивают шансы нового оператора существенно повлиять на расклад сил на рынке. Скорее, они склоняются к тому, что сегодня можно говорить о его насыщении.
«В настоящее время уровень конкуренции на челябинском рынке бытовой техники и электроники очень высок – в городе работают практически все крупнейшие федеральные операторы, которые имеют магазины во всех районах Челябинска. При годовом объеме в $140 миллионов ежегодный рост рынка, по нашим прогнозам, не будет превышать и 10-12%», – комментирует маркетолог-аналитик торговой сети «Мир» Михаил Малаховский.
В компании «Мир» не опасаются конкуренции со стороны «Электрофлота». Как заявил г-н Малаховский, сеть «Электрофлот» ориентируется на покупателей, для которых основным, а зачастую и единственным критерием при выборе техники является низкая цена. Поэтому конкурировать в Челябинске «Электрофлот» будет в первую очередь с сетью «Эльдорадо». Учитывая, что в городе работает 8 супермаркетов «Эльдорадо», можно предположить, что «Электрофлоту» придется нелегко. По оценке аналитиков «Мира», даже при самом удачном раскладе вряд ли «Электрофлот» сможет претендовать на долю рынка больше, чем 4-6%.
В челябинском офисе «Рембыттехники» комментировать появление возможного конкурента по непонятным причинам отказались.
Однако не менее серьезным конкурентом «Электрофлот» может стать для вчерашнего новичка на челябинском рынке – торговой сети «Лого». Екатеринбургская компания, владеющая одноименной сетью магазинов в Уральском регионе, уже открыла два техномаркета «Лого» в Челябинске. Они работают в формате дискаунтеров, который предполагает широкий ассортимент товаров и минимальные цены. Таким образом компания рассчитывает в короткие сроки привлечь в свои магазины максимальное количество клиентов. В то же время некоторые участники рынка сходятся во мнении, что цена товара постепенно перестает быть главным условием конкуренции.
«Сегодня цены в магазинах бытовой техники уже достигли достаточно низкого уровня за счет уменьшения торговой наценки. Поэтому не следует ожидать ценовых войн – борьба за покупателя будет идти при помощи инструментов маркетинга, рекламы, а также внедрения новых услуг и повышения стандартов обслуживания», – полагает Михаил Малаховский.
С ним соглашается директор челябинского магазина «Электрофлот» Олег Абрамов. «Бесконечно снижать цены невозможно, – убежден он. – Сегодня благодаря прямым контактам с производителем и большим оборотам крупные ритейлеры закупают товар по достаточно низким ценам. Но если оператор постоянно демпингует, это вряд ли понравится производителю, который может резко повысить закупочные цены на товар. В этом случае компании придется работать в минус, либо повышать цены в рознице».
Привлечь покупателя в свой супермаркет «Электрофлот» намерен не демпингуя, а с помощью широкого ассортимента товаров, доступных цен и высокого качества обслуживания. Последнее, по мнению Олега Абрамова, серьезно страдает у большинства сетей, представленных в Челябинске. Бороться с низкой квалификацией персонала и плохим качеством выкладки товара здесь собираются с помощью внедрения московских стандартов обслуживания.
Сильнее всего от прихода на рынок новых игроков общероссийского масштаба страдают местные локальные компании, владеющих несколькими магазинами бытовой техники, такие, как «Найфл» и «Голованов и К», считают представители федеральных сетей. «Сегодня местным операторам все сложнее конкурировать с федеральными сетями, которые обладают намного большими ресурсами и возможностями. Рано или поздно местные операторы встанут перед выбором: либо идти по пути «Рембыттехники», которая вошла в сеть «Эксперт», либо менять профиль и осваивать более узкие сегменты (например, перепрофилироваться в салоны встроенной техники, автоакустики и т.д.), либо попросту закрыться», – говорит Михаил Малаховский.
В самих компаниях оценивать последствия экспансии москвичей для своего бизнеса пока не берутся. Очевидно только, что появление торговой сети «Электрофлот» в Челябинске – не последний визит москвичей в южноуральскую столицу. Не исключено, что уже в течение следующего года местных ритейлеров потеснит еще один крупный игрок на рынке розничной торговли бытовой техникой – компания «Техносила». Пока это единственный федеральный оператор, до сих пор не представленный в Челябинске.