Авто На Урале началась охота на усталых водителей

На Урале началась охота на усталых водителей

обы избавить водителей от усталости, их будут бить током – такой эксперимент начат в Свердловской области. Дело в том, медики рекомендовали ввести наказание для водителей, которые садятся за руль переутомленными. Определять состояние предлагается с помощь

Чтобы избавить водителей от усталости, их будут бить током – такой эксперимент начат в Свердловской области.

Дело в том, медики рекомендовали ввести наказание для водителей, которые садятся за руль переутомленными. Определять состояние предлагается с помощью экспресс-диагностики на состояние усталости, для чего существует специальный прибор, разработанный для нужд летчиков и спецназовцев. Более того, врачи и инспекторы уже проверяют его работу на водителях соседней Свердловской области.

По данным Минздрава, усталостью водителей вызвана каждая третья авария. Новое тестирование начинается с измерений давления и пульса, после чего водителя бьют легким электрическим разрядом, и по сопротивлению нескольких точек на кистях рук электроника за пять минут определяет, насколько устал человек. Диагностика также позволяет выяснить, в каком состоянии находятся легкие, кишечник и мозг человека. С июня таким образом только на одном трассовом пункте медики проверили 511 водителей, 211 из которых были переутомлены и могли спровоцировать ДТП. При этом в «отличном состоянии» оказались всего 17 человек.

В КоАП предусмотрено наказание за несоблюдение режима труда и отдыха водителями грузовиков и международных пассажирских автобусов – штраф от 500 до 1000 рублей. Для остальных автовладельцев управление машиной на грани сна и бодрствования регулируется только собственным инстинктом самосохранения. Поскольку они представляют не меньшую опасность, чем водители пассажирского и грузового транспорта, то и для них предложили ввести ответственность. Но, как и в случае с пьяными за рулем, состояние должен подтверждать прибор – субъективные диагнозы исключаются.

Давно известно, что последствия усталости водителя бывают катастрофическими. Вспомните трагедию под Ростовом-на-Дону, где масловоз MAN лоб в лоб столкнулся с пассажирским ПАЗом – тогда погиб 21 человек и восемь были ранены. Водитель масловоза уснул за рулем. Впрочем, за примерами далеко ходить не надо – в Челябинской области заснувшие водители тоже не редкость. 2010 год начался как раз с такого случая: отключившийся водитель Porsche въехал в ледяной городок на площади Революции. Благо, тогда никто не пострадал, да и сам водитель отделался легкими ушибами. Но это скорее исключение – «сонные» аварии в большинстве своем заканчиваются трагически. Как ДТП в Аргаяшском районе, в котором «семерка» выехала на встречку под колеса грузового MAN. Причина аварии – уснувшие водитель ВАЗа и его пассажир, которые приехали в Россию на заработки.

Серьезные последствия усталости учтены в ПДД. Они запрещают водителю «управлять транспортным средством... в утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения». В пункте 2.7 свода правил усталость стоит в одном ряду с алкогольным и наркотическим опьянением, и не зря – симптомы у этих состояний схожие.

«Основные признаки усталости хорошо известны самим водителям: песок в глазах, замедленная реакция, затрудненное ориентирование (прежде всего в сумерках), нарушение контроля габаритов автомобиля, ощущения скорости движения, неровное движение по полосе, – говорит директор Центра медицины катастроф ГМЛПУЗ ЧОКБ Игорь Ребиков. – Оптимальное время нахождения за рулем – шесть-восемь часов, но при этом каждые час-полтора нужно делать кратковременные остановки, каждые четыре часа – прерывать движение минимум на 20 минут для отдыха, после восьми часов необходим полноценный отдых. Если человек переутомлен, он может отключиться на десятые доли секунды – это называется мгновенным сном. Но и этого времени достаточно, чтобы попасть в ДТП. Наиболее вероятно уснуть за рулем на трассе, поскольку здесь движение более монотонное, чем, например, по грунтовой дороге. На трассах ровный асфальт, у обочин мелькают деревья, однообразно сменяются зоны света и тени. Кстати, привычка водителей крепить на лобовое стекло всяческие брелоки и амулеты весьма небезопасна. Равномерное их раскачивание может вызвать у водителя состояние, близкое к гипнотическому трансу, и в любом случае совершенно незаметно снижает скорость реакции. То же самое касается и музыки. Ритмичные, громкие композиции вызывают утомление или агрессивное поведение. Они резко ухудшают реакцию водителя – он просто перестает контролировать положение».

Мы упоминали, что за нарушение режима труда и отдыха для водителей некоторых категорий транспортных средств предусмотрен штраф. Сейчас для отслеживания графика на них ставят тахографы. С 1 января 2011 года планировалось оснащать этими приборами весь пассажирский транспорт, однако сейчас внимание правительства плавно переключается на систему ГЛОНАСС, которая тоже подразумевает контроль за режимом водителей.

«На мой взгляд, устанавливать на пассажирский транспорт контролирующие устройства – это правильное начинание. Во всяком случае это усилит ответственность и самих водителей, и транспортных компаний, в итоге ездить будут осторожнее и без нарушений, – говорит представитель Ассоциации автовокзалов, автостанций и междугородних перевозчиков Станислав Новичихин. – Существуют четкие предписания, сколько водитель может находиться за рулем, сколько отдыхать. Все это фиксируется в путевом листе. Его рабочий день не превышает 12 часов со всеми остановками и перерывами. Внутри области водители обычно курсируют на небольшие расстояния, которые позволяют добраться до места без перерывов. Отдыхают они во время простоя на автовокзалах. Там же есть врачи, к которым водитель может обратиться в случае недомогания. Утром перед рейсом их обязательно проверяют: измеряют пульс, давление, проводят тест на алкоголь».

В принципе, для водителей всех транспортных средств существует свой регламент. Например, в «Аэрофлоте» максимальная продолжительность рабочего дня – 12 часов. «Если он продлевается, то на борт берется третий человек с квалификацией командира воздушного судна, – рассказывает пилот компании «Аэрофлот» Юрий Кореневский изданию Skoda-magazine. – На дальних рейсах пилоты меняются. В это время один из них отдыхает. Но глубоко засыпать не нужно – потом долго включаешься в обстановку. Достаточно просто вздремнуть, дать глазам отдых. Работоспособность пилоты поднимают кофе, чаем, лимоном, холодным обтиранием лица, воздействием на активные точки».

Итак, если за режимом водителей общественного и грузового транспорта следят, то контролировать каждого рядового автовладельца нереально. Кроме того, после восьмичасового рабочего дня, а иногда и более, почти всех водителей можно пересаживать в маршрутки и автобусы. Если в ПДД усталость формально приравнивается к опьянению, то поставить знак равенства между этими состояниями в реальной обстановке невозможно. Пить или не пить за рулем – это решение, которое принимает каждый для себя: от алкоголя легко отказаться. Влиять на возникновение усталости человек не может, и как оценивать степень его вины – непонятно. Поэтому как одно из средств профилактики нарушений штраф на автовладельцев не подействует. Чтобы обезопасить водителя от внезапного сна, автопроизводители (Saab, Volvo, Mercedes-Benz, BMW и т. д.)стали применять в машинах системы контроля – устанавливают датчики, используют световые и звуковые пробуждающие сигналы, разрабатывают специальные приборы. Однако все это преимущества дорогостоящих марок, которые позволить себе может не каждый. Водителю важно адекватно оценивать свое состояние, ощущать свою границу усталости, и если садиться за руль, то выбирать манеру езды, позволяющую контролировать происходящее вне салона автомобиля.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления