Невообразимо богат русский язык! За примерами далеко ходить не надо – Государственный технический осмотр, в сокращенном виде звучит как ГТО – так же, как называлась в годы моей юности система физической подготовки школьников «Готов к труду и обороне».
Те, кто этим летом столкнулся с процедурой прохождения гостехосмотра, как минимум заслужили золотой значок ГТО. Потому что чудеса выносливости, изобретательности, скорости бега с препятствиями и ориентирования на местности, какие им пришлось проявить, заслуживают гораздо большего.
Лично я, пройдя техосмотр, так оттренировала свой IQ, что могу быть полезной обществу в борьбе с предрассудками, которые существуют вокруг этой животрепещущей проблемы.
Предрассудок первый. Чтобы без особых сложностей пройти ТО, нужно заблаговременно записаться на пункте осмотра и в назначенный день просто приехать и получить искомое.
Комментарий. Почему на такую технически несложную процедуру, занимающую всего 10-15 минут и не требующую привлечения огромных человеческих и материально-технических ресурсов, нужно записываться в очередь длиной в два месяца? В консульство США для собеседования с консулом по вопросу выдачи визы с заполнением кипы документов и анкет очередь – всего две недели. Даже вожделенный загранпаспорт можно получить за месяц! Почувствуй значимость ламинированного кусочка бумаги, ценность которого истекает через год-другой! Только на архисложную операцию по пересадке донорских органов люди стоят месяцами, но единицами, а не тысячами, правда?
И потом, вы эти самые списки очередности видели? Кто знает, что за автомобилисты пропадают в этих очередях? И уж наверняка, теплое местечко на завтра можно купить. А если я, отстояв положенные мне два месяца, не дай бог, в командировку уеду или в больницу попаду? Да и кто вообще может предугадать, что с ним через два месяца будет!
Предрассудок второй. Существующие пункты техосмотра не справляются с огромным потоком автомобилей.
Комментарий. А вы внимательно изучили режим работы этих пунктов? Они работают, как станции дезактивации на радиационно-опасных объектах. Три раза в неделю, с 10 до 13, потом, святое дело, перерыв на обед, и затем – с 14 до 18 часов. Причем, вне очереди пропуская так называемые машины юридических лиц, и тех, кто приехал на повторный техосмотр. Какая потрясающая организация и производительность труда.
Напрягшись, я произвела кое-какие прикидочные расчеты. Из Интернета взяла количество пунктов техосмотра, их оказалось 13. Правда, не все они вообще занимаются этим благородным делом, но будем считать, что все.
Итак, условия задачи. Дано: пунктов техосмотра –13,
Время проверки одной машины:15 минут
Продолжительность работы: 7 часов в день.
Вопрос1. Сколько машин в день получают талон техосмотра?
Ответ: За день работы при идеальных условиях на 13 пунктах техосмотр пройдут 364 машины.
Вопрос2. Сколько машин в год пройдут техосмотр, если в таком же режиме они будут работать три раза в неделю?
Ответ. За 12 месяцев, если не выбрасывать праздники и перенесенные выходные дни, всего техосмотр пройдут 52416 машин. Это – и личных автомобилей, и машин юридических лиц.
А что такое пятьдесят две тысячи машин для миллионного города? Автопарк Челябинска, как минимум в два раза больше.
Вопрос 3. Как и когда проходят техосмотр остальные машины?
Ответ. Вопрос, что называется, повис в воздухе…
Предрассудок третий. У исполнительных органов власти не хватает средств для организации новых пунктов техосмотра.
Комментарий. Добрые люди, пока я стояла в очереди за получением заслуженного талона техосмотра, шепнули мне, что решение проблемы стоит всего три тысячи рублей.
Страсть к математике заставила перемножить всего две цифры – количество автомобилей, по моим расчетам, которые не смогли или не стали проходить официальный техосмотр, на эти три тысячи рублей. Условно 52000 умножаем на 3000 и получаем 156 миллионов рублей. Да, черные тарифы могут быть и меньше, да, многие люди в сером помогают проходить техосмотр бесплатно, по знакомству, но тем не менее на эти 156 миллионов можно 17 двухэтажных домов построить, а сколько новых пунктов техосмотра!
И потом, с учетом сожженного бензина в поисках приличного пункта ТО, потерянного в очередях рабочего времени, бестолковостью информации как в Интернете, так и на воротах пунктов технического осмотра, реальный ТО обходится недешево.
Почему же нас дрессируют так, что, посвятив прохождению ТО две недели своей жизни, потратив нервы время и деньги, мы радуемся, пьем по этому поводу шампанское. Мы просто по-детски радуемся и все!
Если техосмотр пошел вам на пользу, то вы сами сможете ответить на простой вопрос – можно ли что-то изменить к лучшему?
Особенно в традициях нашей страны, где новые аэропорты строят только после того, как несколько самолетов потерпят крушение, где регулируемые перекрестки начинают действовать только после того, как какое-то количество пешеходов попадут в ДТП. Где строят громадные жилые микрорайоны, не обеспечивая их новыми современными транспортными развязками, где сооружают небоскребы и фешенебельные магазины, не продумав, как у этих небоскребов парковаться.
Диагноз мрачен, но правдив – IQ, или коэффициент интеллекта у большинства тех, кто принимает ответственные (безответственные) решения настолько низок, что любая системная ошибка может привести к катастрофе. Потому что просто тяму не хватает для того, чтобы построить простую логическую цепочку, чтобы поставить себя на место обыкновенного горожанина. Не можешь поставить – войди в роль и пройди сам все процедуры: не только техосмотра, но и получения «зеленки», паспорта, наконец. Может быть, тогда новые идеи появятся!
Но только не знаю я ни одного чиновника, который бы честно прошел этот путь, и если он есть, пусть отзовется.
Нас дрессируют так потому, что нет мозгов, желания и необходимости изменять положение к лучшему. У кого конкретно нет мозгов? У нас, потому что мы не умеем требовать. У них, потому что они не понимают, что являются детонатором взрыва. А взрывы происходят все чаще и чаще.
P.S. Надо сказать, что этот текст я писала в жутких условиях. Живу я в поселке Шершни и, работая с открытым окном, слышала, как сегодняшним ранним утром на пешеходном переходе машиной сбило женщину. Ее душераздирающие крики оглашали всю окрестность. И снова возник тот же вопрос: что еще должно произойти, чтобы кто-то там, наверху (может сам господь), принял решение и начал срочно строить новую дорогу, которая соединила бы самый северо-западный Северо-запад с центром. Потому что сейчас эта дорога напоминает паломничество муравьев, потому что она просто не выдерживает нагрузки такого потока машин, потому что через месяц в час пик здесь дети пойдут через дорогу в школу! Потому что кроме конкретного виновника аварии в том, что такое происходит виноваты и те, кому наплевать, как мы живем изо дня в день Что еще должно случиться, чтобы все начали думать и поступать разумно?