RU74
Погода

Сейчас+17°C

Сейчас в Челябинске

Погода+17°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +14

0 м/c,

737мм 34%
Подробнее
7 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Авто Автомобиль – не роскошь, а предмет судебных разбирательств

Автомобиль – не роскошь, а предмет судебных разбирательств

Покупка автомобиля – даже не на рынке из вторых рук, а в автосалоне – может обернуться неприятностями. Если этот автомобиль тщательно не проверить, а потом не застраховать...

История одного угона

Покупка автомобиля – даже не на рынке из вторых рук, а в автосалоне – может обернуться неприятностями. Если этот автомобиль тщательно не проверить, а потом не застраховать. Валерий Хрычкин покупал «BMW 728i» 1998 года выпуска в московском автосалоне «Яхонт-2000», представители которого пояснили, что автомобиль был поставлен на учет, после чего выданный таможней ПТС утерян. Сотрудники ГИБДД проверили все документы и выдали дубликат ПТС. На момент покупки автомобиля в 1999 году он благополучно прошел проверку по системе «Автопоиск» и в розыске не значился. Шестого апреля в родном городе Челябинске Валерий Хрычкин сел за руль нового автомобиля. Сидеть ему оставалось четыре года восемь месяцев и двадцать один день, пока автомобиль не угнали.

За это время он получил новую регистрацию в связи со сменой номеров в том же году, застраховал автомобиль в ОАО «Согаз», ежегодно платил дорожный налог и проходил техосмотр. Однако, наступил страховой случай, органами милиции было проведено расследование, преступники не были найдены, а дело закрыли. Автомобиль был застрахован, поэтому для его владельца наступил период получения страховых выплат – как оказалось, весьма непростое время. За полтора года судебных разбирательств Валерий Хрычкин узнал о сером «БМВ» седьмой серии больше, чем за все предыдущие годы.

Страховая компания не признала Валерия Михайловича добросовестным клиентом и выплачивать компенсацию не собиралась. На то у нее было как минимум две причины. Лицами, которые привезли этот автомобиль из-за границы, он не был растаможен, а его утерянный ПТС таможня объявила в розыск. Идентификационный номер автомобиля и номер двигателя были подделаны, VIN – номера ключей и автомобиля не совпадали. Кроме того, он доверял управление автомобилем своему начальнику.

Хрычкин составил исковое заявление в Ленинский районный суд, страховая компания также через суд потребовала расторгнуть свой договор с ним, а затем в дело вступила челябинская таможня – решила взыскать неуплаченный еще в прошлом веке таможенный сбор. Суд отказал Хрычкину в возмещении ущерба. Отказал он и таможне – за истечением срока давности, который составляет три года.

Кассационную жалобу Валерий Михайлович подал в коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда. Последовавшее разбирательство и определение суда были абсолютно в пользу пострадавшего автовладельца. Страховая компания ОАО «Согаз» возместила ущерб – 27,5 тысяч долларов, компенсировала проценты за пользование чужими денежными средствами и выплатила в качестве компенсации морального вреда одну тысячу рублей.

" hspace=

Для председателя совета директоров ЗАО «Картель «Промснаб» Владимира Владимировича Бодрова автомобиль никогда не был той вещью, с которой он бы стал сдувать пылинки. Так было с его первым автомобилем – ВАЗ-2109 – и со всеми последующими. «Судя по всему, страховая компания не приняла должных мер для того, чтобы проверить этот автомобиль. – говорит Владимир Бодров. – Поскольку Хрычкин не являлся тем лицом, которое ввозило автомобиль в Россию, все претензии по уплате таможенных сборов были необоснованными, что и подтвердил в конечном счете суд. Меры предосторожности, принятые для охраны автомобиля, видимо, были соблюдены. Что касается предлогов, которые привели к разбирательству, то, я считаю, это достаточно большая сумма выплаты, которая не устраивала страховую компанию. Иногда складывается впечатление, что в договоре со страховой компанией указывается одно, а в жизни все складывается совсем по-другому».

Автомобиль – не только средство передвижения, но и предмет судебного разбирательства, и это случается нередко.

" hspace=

Как застраховаться от неприятностей? Можно ли рассчитывать на страховую компанию, и в каких случаях? А когда лучше рассчитывать на свои силы? На эти и другие вопросы отвечает заместитель генерального директора страховой компании «ЮжУралЖАСО» Маргарита Валерьевна Дьяконова: «В идеале, конечно, лучше приобрести страховку «АвтоКАСКО» в придачу к «автогражданке» – это спасает во многих неприятных случаях с автомобилем, в том числе и при угоне. Особенно, если речь идет о дорогом автомобиле, приобретаемом в российском автосалоне или другим способом – на вторичном рынке. Приведу пример из последней практики: наш клиент приобрел новую «Toyota Corolla», проездил на ней буквально несколько месяцев и однажды в сложной ситуации не справился с управлением и въехал в бетонное ограждение. Вся передняя часть автомобиля была уничтожена. Полная сумма ущерба, выплаченного нами по «АвтоКАСКО» после того, как мы убедились в правомерности претензий, составила 350 тысяч рублей.

Но и страховые компании не могут предусмотреть всего. До того, как автовладелец придет к нам, ему следует пройти, во-первых, сверку всех номеров у инспектора и проверить автомобиль по системе «Автопоиск», во-вторых, поставить его сначала на временный, а затем на постоянный учет. Этим многие и ограничиваются, не подозревая о существовании экспертно-криминалистического центра при ГУВД Челябинской области. Более тщательная проверка номеров, сварных швов в области номера кузова и прочего сведет возможность возникновения неприятных сюрпризов к минимуму. Учитывая то, что взаимодействие Интерпола и российских правоохранительных органов пока далеко от совершенства – угнанный за границей и перевезенный в Россию автомобиль может появиться в системе «Автопоиск» только через годы. Еще один фактор – то, как налажена работа иностранных страховых компаний. В Германии настолько просто получить выплаты, что потерпевший нередко даже не сообщает об угоне в полицию. А когда его страховая принимается за поиск, связывается с Интерполом, проходит три-четыре года. Этот автомобиль отыскивается где-нибудь в России и в таком состоянии, что возвращать его на родину оказывается дороже.

Повторяю, что российским автовладельцам, особенно если речь идет о дорогостоящей машине, нужно проверять, проверять и еще раз проверять свой новый автомобиль.

После прохождения проверки и установления легитимности покупки для автовладельца наступает еще один момент – выбор страховой компании и той степени защищенности имущественных интересов, которую представляет та или иная компания.

Поскольку на рынке страховых услуг сегодня очень много компаний и страхование по «АвтоКАСКО» – это вид добровольного страхования имущества, нет единого образца правил, у каждого страховщика свой подход к страхованию и здесь нужно знать, что вы хотите получить в итоге.

В чем могут быть проблемы: во-первых, при выборе страховой компании многие автовладельцы обращают внимание только на тариф, который предлагает страховщик. В большинстве случаев страхуют автомобиль и по ОСАГО, и по «АвтоКАСКО» в одной и той же компании. Это удобно, но не всегда дает оптимальный результат. Во-вторых, страхователь считает, что компания должна выплатить ему возмещение в любом случае, какие только бывают в жизни, а это не так! При заключении договора страхователь должен тщательно изучить те случаи, при наступлении которых выплачивается возмещение, при каких обстоятельствах расторгается договор, каковы последствия этого.

Один из самых распространенных случаев отказа – когда за страховым возмещением обращаются, если происшествие случилось при так называемых неустановленных обстоятельствах. По таким случаям много отказов, поскольку страховщик не может его квалифицировать как страховой случай. Что нужно делать, когда такой случай все-таки произошел?

Во-первых, нужно помнить что функция доказывания лежит на страхователе, страховщик же по предоставленным документам принимает решение – страховой это случай или нет. Во-вторых, многие при обнаружении повреждений уезжают с места причинения ущерба или обращаются в ГИБДД за оформлением ДТП. Нужно помнить что ДТП – это событие, произошедшее на дороге в результате движения транспортных средств, при котором причинен вред имуществу или здоровью, а когда вы обнаруживаете оставленный возле дома или магазина автомобиль с повреждениями, это уже не ДТП. В таком случае лучше обратится в УВД района, где это произошло, и тогда вы предоставите страховщику правильно оформленный документ о том, что вам причинен вред в результате противоправных действий третьих лиц. В этом случае неустановленными будут только лица, причинившие ущерб, а никак не обстоятельства, при которых он наступил, и вы получите возмещение.

Что делать, если неприятность все-таки случилась и вам предстоит получить компенсацию? Помнить о своих правах потребителя, отстаивать их, ведь правила страхования по «АвтоКАСКО» у каждой компании, как правило, свои, значит, нужно внимательнее знакомиться с ними.

В 2005 году нами получено четыре заявления на возмещение ущерба в результате угона автомобиля. Три из них удовлетворены, выплаты по каждому - свыше 200 тысяч рублей. Одно находятся на стадии рассмотрения. В практике компании «ЮжУралЖАСО» судебных разбирательств по автострахованию не возникало - выплаты производились своевременно и без каких-либо трудностей».

" hspace=

Директор Челябинского филиала «ВСК» Сергей Михайлович Лопаткин: «Щепетильность страховых компаний, возможные трудности при получении страхового возмещения по «АвтоКАСКО» объясняются в том числе и тем, что проверки, которые периодически осуществляют надзорные органы, в первую очередь направлены на обоснованность и правомерность произведенной выплаты. Федеральная служба страхового надзора изначально устанавливает типовые правила страхования для всех страховых компаний (например, однозначно не является страховым случаем и не возмещается ущерб вследствие эксплуатации транспортного средства лицом в любой форме опьянения). Но поскольку страхование транспортных средств является добровольным видом страхования, у всех компаний в правилах страхования есть свои особенности. Наша компания, к примеру, заключает договоры и возмещает ущерб в случае повреждения транспортного средства от падения инородных предметов, в том числе снега и льда.

Если говорить об угонах, в Челябинский филиал «ВСК» ежемесячно поступает 7-8 заявлений о хищениях застрахованных транспортных средств. Обстоятельства бывают разные, ведь все происшествия не похожи друг на друга. Все автомобили, по которым заключаются договоры «АвтоКАСКО», осматриваются, и по каждому проверяются регистрационные документы, хотя от непредвиденных случаев не застрахован никто. Несколько лет назад мы столкнулись с особенно трудным случаем – угнанный «Линкольн Меркурий» был найден сожженным и частично разукомплектованным, идентифицировать транспортное средство не представлялось возможным даже по VIN-номеру, потребовалась судебная экспертиза, которая и установила принадлежность автомобиля нашему клиенту. В связи с увеличением количества угонов дорогих иномарок наша компания при заключении договора страхования выдвигает дополнительное требование к стоимости и функциям устанавливаемой сигнализации.

Мы рекомендуем автовладельцам, которые приобретают не в автосалонах и подержанные автомобили, тщательно проверять автомобиль еще на стадии регистрации, устанавливать механические противоугонные устройства, по возможности перепрограммировать установленные предыдущими владельцами сигнализации, менять замки.

Также призываем к бдительности страховые компании – до заключения договора страхования тщательно проверять документы на транспортное средство».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления