С появлением маршрутных такси передвигаться по Челябинску стало намного проще. Однако у общественности существует устойчивое мнение о том, что за управлением желтыми машинами с шашечками сидят либо «лихачи», либо «чайники». Напрашивается вопрос, а кто контролирует этих водителей, их маршруты? И как, например, платятся налоги в городской бюджет с перевозки граждан. Обо всем этом и не только корреспондент сайта 74.RU решил поговорить с заместителем начальника управления транспорта Челябинска Натальей Черных. Но наверняка было бы неправильно в этом сложном вопросе ограничиться мнением только одного чиновника, не выслушав точку зрения предпринимателей. И подобные вопросы корреспондент задал представителю бизнеса, человеку, который занимается организацией пассажирских перевозок с 2000 года – Эдуарду Рукосуеву. Итак, к барьеру!
Наталья Черных, заместитель начальника управления транспортом Челябинска: «Главный признак конкуренции – это качество перевозок!»
– Наталья Анатольевна, во многих маршрутных такси отсутствуют кассовые аппараты, как в таких машинах ведется учет, и как их владельцы платят налоги?
– По этому вопросу я могу давать только комментарии, ведь у органов местного самоуправления просто нет полномочий на осуществление контроля за финансово-экономической деятельностью предприятия. Но могу объяснить, что все-таки должно быть. Во-первых, в соответствии с гражданским кодексом, договором перевозки является билет. По действующему законодательству, городской общественный транспорт, к которому относится маршрутное такси, может осуществлять свою деятельность без применения контрольно-кассового аппарата. Но это не значит, что в маршрутках не должно быть билетов. Билетная продукция должна быть обязательно! А то, что сейчас происходит, просто не допустимо, потому что именно билет является по гражданскому кодексу договором перевозки.
Что касается налогов, то маршрутные транспортные средства в определенном порядке попадают под льготное налогообложение. Налог насчитывается с количества машин, это так называемый единый налог на вменённый доход, он взимается с каждой машины и от выручки не зависит. В целом у контрольных органов нет заинтересованности контролировать данный процесс. Но, повторюсь, это не значит, что у водителей маршрутных такси не должно быть билетной продукции. И в этом году мы будем уделять этому вопросу особое внимание.
– В 2004 году зафиксировано много случаев нарушения правил дорожного движения со стороны водителей маршруток. Кто осуществляет контроль над ними?
– Водителей маршруток безусловно контролирует ГИБДД. Все нарушения очень внимательно отслеживаются. Факты аварий возмутительны сами по себе, и всегда в таких случаях документы подаются в российскую транспортную инспекцию, где рассматривается вопрос о приостановлении или лишении лицензии.
– Каково соотношение муниципальных и частных маршрутных такси?
– На сегодняшний день в Челябинске работает около 800 маршрутных такси, 100 из которых являются муниципальными.
– Наталья Анатольевна, скажите, пожалуйста, насколько насыщен город маршрутами такси? И где они утверждаются?
– Решение об организации маршрутов принимает городская администрация. Без предварительного анализа не было утверждено ни одного маршрута. Отвечая на вопрос, насколько насыщена маршрутная сеть, я считаю, что целесообразность организации новых маршрутов сейчас в Челябинске отсутствует. Именно поэтому принято постановление главы города 21 июня 2004 года, где управлению транспортом поручено прекратить организацию новых и изменение действующих маршрутов. На сегодняшний день в городе работает 99 маршрутов маршрутных такси.
– Могут ли на одном маршруте работать несколько фирм, осуществляющих перевозку пассажиров?
– У нас позиция очень жесткая. За работу определенного маршрута несет ответственность один единственный предприниматель. Суть этого только в персональной ответственности, чтобы потом не возникло желание переложить ответственность на кого-то другого. Для каждого маршрута существует определённый график, и здесь мы стараемся не создавать конфликты непосредственно внутри маршрута. Иначе, налицо будут признаки нездоровой конкуренции. Для этого мы согласовываем количество работающих машин на каждом маршруте.
– Но все-таки конкуренция между фирмами существует?
– Конечно, существует. Челябинск большой, а улиц, на которых хотели бы работать частные перевозчики, оказалось не так много. И признаком конкуренции, скорее всего, будет повышение качества перевозки. Что касается качества, то в прошлом году, совместно с перевозчиками, нам удалось провести очень мощную разъяснительную работу о прекращении курения водителей маршрутных такси. И на этом мы не остановимся.
– Думаю, многих интересует вопрос о введении льгот на проезд в маршрутных такси для пассажиров-пенсионеров.
– Чтобы ответить на этот вопрос, нельзя обойтись без главного. Сейчас в России проводиться так называемая монетизация льгот, и говорить о том, что в маршрутных такси будут введены какие-либо льготы, нет никаких оснований. Основная задача монетизации в том, чтобы выдать людям деньги, а люди уже по своему усмотрению сами решают, как и каким видом транспорта передвигаться.
– А что насчет обновления автопарка маршрутных такси? Будут ли введены новые машины?
– Я считаю, что обновление подвижного состава просто неизбежно. Преимущество остается за машинами большой вместимости, так как «Газели» – это не совсем правильная организация перевозок в городе. Но будет это возможно только при условии, если хотя бы каждый второй входящий в общественный транспорт оплачивал проезд наличными деньгами, а не удостоверением.
Эдуард Рукосуев, начальник транспортного цеха ФГУП Завод «Прибор»: «Я считаю что на рынке должны остаться профессионалы!»
– Эдуард Валерьевич расскажите, когда и как было организовано ваше предприятие? И что вам не нравится в работе маршрутных такси Челябинска сегодня?
– Это было два года назад, на рынке маршрутных такси мы появились пятыми. Два года назад требования к нашему профессионализму были намного выше, то есть, чтобы получить лицензию на перевозку пассажиров, нужно было иметь как минимум высшее автомобильное образование, обязательно закончить курсы по безопасности дорожного движения и иметь опыт работы. Что сегодня мне не нравится, так это то, что на рынке перевозок появляются люди, которые закончили лишь двухнедельные курсы по безопасности дорожного движения, а за такой срок изучить всю «махину» приказов работы системы просто невозможно. Но с точки зрения государства, эти люди как бы пытаются развить какой-то бизнес. Потому им и не ставят палки в колеса. Но с точки зрения безопасности дорожного движения – это очень опасный подход, так как немногие понимают, что такое пассажиры и, что такое жизнь.
– Есть ли в ваших маршрутных такси кассовые аппараты?
– Есть федеральный закон, в котором говорится о том, что для данного вида деятельности по перевозке людей могут применяться как кассовые аппараты, так и бланки строгой отчетности. По требованию районной налоговой инспекции, где мы сегодня состоим на учете, однозначно закон трактуется в сторону кассовых аппаратов. В данный момент на каждой нашей машине установлен кассовый аппарат. Стоимость билета колеблется от 10 до 15 рублей. Билеты пробиваются все, но у пассажиров менталитет такой, что ли, они эти билетики пытаются куда-нибудь засунуть: между сиденьями, за шторки, бросить на пол. Поэтому водители стали делать проще – зашло десять человек, выбили сразу десять билетов, так сказать «портянку». Её и убрать проще, чем выковыривать ото всюду по одному билетику. Но билеты выбиваются все! Выезжая на линию, мы контролировали наличие и количество билетов у пассажиров. Ведь можно не выбить билет и пассажир будет не обилечен, а деньги сданы. Путем контроля с утра до вечера выводили средний статистический анализ валовой выручки в день, и в принципе увидели, что за несколько дней она не сильно отличается.
– На каком маршруте работают ваши такси?
– Маршрутов было много, мы открывали разные направления, это было еще в 2001 году. Люди не были приучены к маршруткам, и на них просто-напросто не ездили, такси, как вид транспорта, игнорировали. Конечно, с годами люди поняли, что такое маршрутное такси и оценили все его преимущества по сравнению с остальными видами транспорта. У нас было пять направлений, то есть пять хозяев – пять направлений. Со временем все это стало развиваться, мы остались на маршруте № 1 «Чичерина – АМЗ» и в принципе не пытаемся «дергаться» ещё куда то.
– А есть ли конкуренция на рынке маршрутных такси?
– На сегодняшний день мы попытались создать «Ассоциацию независимых перевозчиков», она в принципе создана, но как она работает, мне не нравится. Мы создавали её для того, что бы урегулировать нормальный фактор конкуренции. Конкуренция должна зависеть от качества, а не от того, что сейчас происходит. Машин на маршруте много, для нас это неплохо. Но вот водители начинают «бороться» за пассажиров, то есть обгонять друг друга, кто быстрей подъедет к остановке. Что в принципе ведет к нарушениям правил безопасности дорожного движения. Я считаю, что на рынке должны остаться профессионалы. Очень много мероприятий проводится со стороны ГИБДД, транспортной инспекции, МУП «ЧелябГорТранс»: совещания, всевозможные рейды. Но, по большому счету, все заканчивается одним – пальчиком погрозят «А-я-я-й»... Что вы грозите, лишайте лицензии, если они не понимают! И прекращайте с ними работать. Пусть останутся профессионалы, которые знают своё дело, и к ним нет никаких претензий.
Что касается конкуренции, то на данный момент работает очень много машин. Рыба ищет там, где глубоко, а человек, там, где рыба, там, где более «жирный кусок», туда и лезут и думают, что этот маршрут резиновый. Такое чувство, что хотят сцепить маршрутки на жесткую сцепку, чтобы они ездили как вагончики. В принципе, что у нас сейчас и происходит. А там, где пассажирский поток поменьше, там и нет никого, а люди уехать не могут.
– Так вы считаете, что пассажирский поток не рассчитан?
– По большому счету никто этим не занимается, то есть, квот на определенный маршрут нет. А рассчитывать, сколько можно запускать машин по одному маршруту, необходимо! Можно поставить 40 такси в одном направлении, это выгодно МУП «ЧелябГорТранс», потому что, чем больше машин, тем больше мы платим за диспетчерское обслуживание. Даже если машины встанут «паровозиком», они только в ладоши захлопают. Потому что это финансы. Радоваться не будет только транспортная инспекция и ГИБДД, так как будут сплошные нарушения.
– А что вы можете сказать по поводу целесообразности новых маршрутов?
– Я считаю, что открывать новые маршруты в Челябинске не стоит. Заставить предпринимателя открыть невыгодные маршруты с финансовой точки зрения, но выгодные для пассажиров сегодня, наверное, никто не может. Я же не буду работать там, где мне не выгодно.
– Расскажите о своем автопарке. Собираетесь ли вы его обновлять?
– Все наши машины находятся в теплом боксе. Перед выходом на линию они проходят обязательный технический осмотр высоко квалифицированными механиками. В воскресенье мы не работаем, у нас день технического обслуживания. Все машины загоняются на «яму», проверяются полностью, смазываются, то есть люди готовят транспорт на неделю. Я сам лично выхожу и все проверяю. Самая старая машина у нас 2003 года. Сомневаюсь, что за два года при таком обслуживании она сильно износилась. Так что менять подвижной состав в ближайшее время мы не собираемся.