RU74
Погода

Сейчас+14°C

Сейчас в Челябинске

Погода+14°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +11

5 м/c,

зап.

733мм 63%
Подробнее
0 Пробки
USD 89,70
EUR 97,10
Авто Ян Данис, президент Любительской лиги автоспорта: «Участвовать в гонках страшно. Это нормальная реакция организма...»

Ян Данис, президент Любительской лиги автоспорта: «Участвовать в гонках страшно. Это нормальная реакция организма...»

Скорости гонщики переключают на 7 тысячах оборотах! На прошлом чемпионате России гонщик пролетел 402 метра за 14 секундБезопасность на гонках контролируют достаточно жесткие парни

Не так давно в город пришло модное увлечение – стритрейсинг. Уличные гонки по проспекту Ленина буквально взбудоражили Челябинск. Как и у любого яркого, неординарного явления, у этого вида спорта нашлись свои сторонники и противники. За два года, что прошли с момента его появления, стритрейсинг доказал, что имеет право на существование, независимо от того, нравится он кому-то или нет. О том, каков уличный экстрим сегодня, рассказывает президент Любительской лиги автоспорта Ян Данис.

- Как давно в Челябинске появилась Любительская лига автоспорта?

- Любительская лига автоспорта официально существует год. Неофициально работает уже порядка двух лет. Увлечение возникло после выхода на экраны фильма «Форсаж». Мы проводим официальные соревнования и так называемые уличные гонки.

- Это официальная организация?

- Это полностью официальная организация. Мы входим в состав Российской автофедерации. С частотой соревнований возникают проблемы. Потому что то место, которое администрация города сегодня выделила автоспортсменам, с большой натяжкой соответствует необходимым требованиям. Хозяева этой трассы по каким-то причинам затягивают ее открытие. Ориентировочная дата открытия – 26 июля. А сезон фактически заканчивается в сентябре. То есть от силы мы успеем провести 4-5 официальных гонок.

- Где находится эта трасса?

- Дорога, ведущая от ЧТЗ к ЧМЗ, объездная часть городской свалки. Параллельно дороге проходит эта трасса. В будущем мы построим там автомобильный стадион. А на сегодняшний день там только 800 метров асфальта.

- С чего началось ваше увлечение автоспортом?

- В юности все занимались в технических секциях. И я в свое время был увлечен гайками, цилиндрами, тормозными колодками. Эксперименты ставил на картингах и на багги. У каждого свои увлечения. Одни люди пьют, другие – «качаются». Каждый убивает свое свободное время по-своему. Я, видимо, так с ним расправляюсь.

- Расскажите о проводимых вами соревнованиях.

- Мало кто знает о проделанной нами большой работе в области автоспорта. Мы провели три выставки достижений местного тюнинга, конкурс красоты. Не говоря уж о том, что два Кубка провели. Последний Кубок Урала и Сибири проходил в Копейске. Вообще беспрецедентное событие. Ни в одном городе России такого еще не было. Этим Челябинская область может гордиться! Но почему-то об этом мало говорят. Чаще о том, что гоняют ночами. А то, что такое шоу в Копейске было! Когда бы копейчане еще такое увидели? Мы собрали туда весь цвет: Тюмень, Уфу, Томск, Москву, Тольятти, Самару, даже из Нижнего Тагила гонщики были. Было зарегистрировано около 80 участников.

На фоне того, что нас разгоняли, мы устроили конкурс красоты. Первоначально конкурс должен быть называться «Девушка и автомобиль», потом стал называться «Мисс стритрейсинг». Сначала хотели делать это на сайте, а потом перенесли в ночной клуб. В конкурсе участвовали непрофессионалы, но шоу было впечатляющим. Мы обязательно попытаемся еще один конкурс провести. На самом деле это было сделано для поддержания нашего сайта, но то, что это получилось лучше, чем мы ожидали – однозначно.

- Почему для соревнований был выбран Копейск?

- В тот момент был конфликт с руководством ЧВВАИШ из-за того, что нанятая нами охрана плохо сработала и на взлетную полосу прорвались частные автомобили. А тот день был очень дождливым, и вспомогательную зеленую линию всю машинами испортили. Поэтому второй этап пришлось проводить в Копейске. Мэр города Конарев пошел нам на встречу. Он и сейчас готов нас поддержать.

- Каким образом обеспечивается безопасность во время соревнований на общих дорогах?

- Выбирается наиболее безопасное место, отрабатывается ряд мероприятий, чтобы оттеснить толпу от непосредственного проведения заезда. Естественно, машины остаются за стартом. Автомобили участников едут в другую сторону от места парковки частных автомобилей.

- Как на соревнования реагируют другие участники движения?

- Есть ряд мероприятий, направленных на безопасность. В том числе отсечение обычного городского потока от зоны заездов. Перекрываем просто это место машинами, перенаправляем движение.

- И как на это реагируют водители?

- Большинство останавливаются, с любопытством смотрят. Я не помню ни одного такого случая, чтобы кто-то с матом выскочил, на кого-то кинулся, кого-то избил. Такого не было ни разу. Мы же не стопорим движение на час-полтора. Прошел заезд – людей пропустили. Больше двух-трех минут никто не стоит.

- Разве проспект Ленина – такое безопасное место?

- Нет, конечно. Но при грамотной организации безопасности, проводить гонки на нем можно. На улицах города за период существования любительской лиги автоспорта погибло, насколько я знаю, более трехсот человек. На соревнованиях лиги и вообще на всех автосоревнованиях не погиб ни один человек.

- Как складываются отношения с представителями правопорядка во время неофициальных гонок?

- Отвратительно, кончено, как они еще могут складываться? Было несколько случаев, когда сам Андреев дежурил по городу во время проведения гонок. Он к нам приезжал, в достаточно жесткой форме приказывал прекратить безобразие.

- Известно, что были случаи привлечения ОМОНа.

- Неоднократно. На протяжении двух-трех месяцев это происходило. Наш мальчик, Севастьянов Сергей, был жестоко избит омоновцами в прошлом году. Он чудом успел отбежать от машины, у него «Фольксваген» достаточно хороший. Как птица от гнезда, он отвел беду от своего автомобиля. Он был жестоко избит, мы его потом забирали из отделения и машину охраняли, потому что она оказалась без ключей и открыта. Ну, ОМОН – это солдаты. Им сказали – они разогнали. На них тоже зла нет. Но зачем дубины? Он не оказал сопротивления. Там не тот парень: худенький, маленький. Сразу видно, что он неагрессивный. Два человека его били дубинами. Они били и по крышам. Я знаю людей, которым машины изуродовали. Они теперь не ездят, боятся. Я их прекрасно понимаю. И меня зажимали «в коробочку». Смотрю: с трех сторон моей машины стоят машины ГАИ. Ждут, когда я подойду. Три часа такое противостояние длилось. Они меня не знают, я не подхожу. Потом пошел и сдался. Был наложен самый большой штраф, дано строгое предупреждение. В следующий раз все это строже будет.

- Вы доставляете неудобства жителям окрестных домов.

- Знаете, неудобство может доставить отсутствие электричества, горячей воды. А то, что кто-то по улице пролетел… Это же единственный день. Мы гоняем только по субботам. А в остальное время их не слышно. Даже ночами. Мои окна, например, выходят на угол Свердловского и проспекта Ленина. Ни в какой другой день их не слышно. Да, конечно, есть неудобство. Но это так же, как с тонировкой. Ввозят эту пленку в Россию, хотя автомобили нельзя тонировать. Ввозят тюнинговые запчасти и не запрещают тому же тольяттинскому заводу их выпускать. Так запретите тогда их выпускать. Запретите ввоз импортных глушителей, которые так хрюкают. Их завозят, потом людей на дороге останавливают и отбирают документы. А человек пошел в магазин и купил их. Раз в магазине продаются, значит, их можно использовать. Почему власти об этом не думают? Ведь глушители нужны постольку-поскольку. Большинству из тех, у кого они стоят, они нужны только для звука. Как знак, что ты принадлежишь к движению.

- С какой максимальной скоростью ваши гонщики ездят?

- На прошлогоднем чемпионате России гонщик пролетел 402 метра за 14 секунд. На сегодняшний момент в Екатеринбурге поставлен свой рекорд – 11 секунд. На проспекте Ленина таких скоростей нет. Там примерно 16–17 секунд.

- Как обеспечивается безопасность пешеходов?

- Конечно, и пешеходов мы контролируем. Малейшее движение началось – останавливается вся гонка. Даже если у кого-то рядом стоит приятель и выламывается, его одергивают, чтобы он встал на место. У нас достаточно жесткие парни. Они контролируют безопасность. У нас есть рации. Мы передаем информацию от старта до финиша.

- Существует мнение, что стритрейсинг и привлекает участников своей опасностью.

- Опасность в чем, простите? Что ОМОН приедет что ли? Да, ОМОН приезжает - люди кричат, суетятся, начинают бегать. Я вот, допустим, никуда не бегаю. Они мимо меня проходят, и я не испытываю ни страха, ни радости. Поймите, это же не плохо. Дело не в этом. Мы делаем это хорошо. А изуродовать можно все, что угодно. Тут своя красота. Не все люди выдерживают кроссовые, триаловские гонки. Подготовить машину для кросса, для триала гораздо дороже. А стритрейсинг не настолько дорогой вид спорта. На сегодня подготовить обычный кроссовый автомобиль стоит порядка 5-6 тысяч долларов. А на доводку обычного серийного автомобиля можно уложиться в три–четыре тысячи. Причем, ты можешь на этой машине передвигаться по городу. А на кроссовой машине какой резон ездить по городу? Стритрейсинг - это некий компромисс между спортом и неспортом. Ну и это же молодые ребята. Модно принадлежать к какому-то направлению.

- Каков средний возраст гонщиков?

- 25 лет. Основная масса людей не имеет возможности подготовить автомобиль. Есть еще и такой класс, как иномарки. Подготовить «Мерседес» года 98-го очень дорого. Я знаю только одного человека, который не купил готовый тюнинговый автомобиль, а подготовил его сам. Это очень сложно – подготовить иномарку к соревнованиям. Поэтому в большинстве своем, да, это обычные люди, обычные машины, российские, в основном «десятки», «восьмерки».

- Автомобиль и алкоголь для стритрейсера совместимы?

- Мы не регистрируем и не допускаем до гонок выпивших. Мы даже против того, что кто-то пьяный у гонщика в автомобиле будет сидеть. Пьяный человек может напугаться, схватиться за руль. Поэтому на старте это четко отслеживается.

- Кто судит соревнования?

- Обычные мальчики, девочки. Фанаты, которым папы не разрешают «убивать» свои машины на гонке. Папа потом будет сильно ругаться и машинку не даст. А кататься дает. Принадлежать хочется. Они приходят к нам, участвуют в соревнованиях, судят. Основная наша задача – судейство соревнований областного, районного, российского масштаба. Все участники коллегии имеют лицензии, которые выдает президент РАФ за определенное количество отсуженных соревнования.

- Существует мнение, что такие гонки – это соревнования не пилотов, а автомобилей. Так ли это, на ваш взгляд?

- Нет. Был такой автомобиль «Сидоров» – «двенашка». Машина была оборудована по последнему слову техники. Все, что год назад было на рынке – все было в этой машине. Но, прямо скажем, автомобиль был аутсайдером. Тут никогда не угадаешь. Может быть, у мальчика немножко не хватало духа. Из машины надо выжимать все. Не все предполагают, что это надо делать. Скорости люди переключают на 7 тысячах оборотов. На шкале обычной машины оттуда начинается красная зона, а они только скорость переключают на этом месте. Представляете, как ревет двигатель? Это же надо осознать, что надо выдавить 7 тысяч оборотов! Причем газ не сбрасывает никто, выжимают только сцепление. Психика для этого должна быть крепкой. Ты понимаешь, что просто уродуешь свой автомобиль.

- Участвовать в гонках страшно?

- Конечно, страшно. Это нормальная реакция организма. Но чтоб пострадала, загорелась машина, снесла какие-то ограждения, этого не было ни разу. Даже на самом опасном виде гонок - стритрейсинге.

- Каковы его правила?

- Стоит по городу восемь контрольных точек. Через них надо проехать. Кто первый приехал – тот и победил. Расстояние обычно 16–12 километров. Практически надо объехать весь город. У чемпионов это занимает 20 минут, самый худший результат – 40 минут. В определенных местах стоят наблюдатели.

(Рев машины с улицы)

- Это ваши?

- Нет, просто отсутствие глушителя. Это к нам не относится (смеется). Так вот. Стоят наблюдатели. И тот, кто проехал на красный свет, никогда больше не регистрируется. Черную метку человек поймал. Так проще всего: собрать все красные светофоры, создать аварийную ситуацию. Тут важно знание города, выбор маршрута. Основное требование – соблюдение правил. Конечно, кто-то где-то превышает. Это естественно. Но, в основном, если он проехал через двор – вот он и сэкономил.

- Кто самые яркие звезды челябинского стритрейсинга?

- Это легендарные люди. Тот же Сидоров, тот же Птица. Есть Аллигатор, у которого была «шестерка». Она «рвала» все автомобили: и отечественные, и иностранные. То, что парень так довел до ума «шестерку» – заслуживает уважения. Это самая яркая звезда на сегодняшний день. Есть Кирилл Симахин. У него в свое время была «Субару», сейчас он готовит «двенадцатую» модель жигулей. Еще есть Алекс. У него «девяносто девятая», наиболее мощная. Все это, во-первых, технически грамотные люди. Аллигатор готовил свою «шестерку» сам, по локоть в мазуте. Поэтому они и выигрывали всегда. Призер прошлого года – Стингер, у него знаменитая «двенашка». Климову Эдуарду памятник поставить нужно. Не было гонки, чтобы у него не случилось катаклизма. У него желтая «восьмерка», затюнингованная вся, с большими, раздутыми крыльями – очень красивая машина. Многие ее в городе знают. Это его, Климова.

- Вам самому не хочется участвовать в соревнованиях?

- Меня многие об этом спрашивают. Нет, за руль на гонках садится не хочется, если честно. Видимо, из-за того, что много времени уже потеряно, у меня с 14 лет был большой пробел, у меня барьер – нажать максимально на газ.

- Машину жалко?

- Да, у меня «Мерседес», и чинить его достаточно накладно (смеется).

- В обычной жизни стритрейсеры как ездят по городу?

- Большинство ездят медленно. То, что эта машина ревет – не значит, что она быстро ездит. Я вообще 40 километров в час езжу. Надо мной все смеются. Но я люблю медленно ездить. Но это ничего абсолютно не гарантирует при городском движении. Потому что меня окружают другие водители, которые устали, заболели и так далее. Не имеет значение, с какой скоростью ты едешь. Дело в быстроте реакции.

Я не думаю, что стритрейсеры гоняют, как ошалелые, по городу. Бывают такие водители, не стритрейсеры, их даже запоминаешь, им надо обязательно первыми со светофора уехать. А на следующем светофоре с ними опять встречаешься. Вот зачем они так делают? Видит же он, что не успевает, и все равно давит до последнего, а потом тормозит юзом. Наступит зима, что этот водитель будет делать? Тормозить юзом. А, простите, гололед. И вот из-за них аварии и происходят. Тот, кто с головой – он всегда с головой. Не важно, в городе ли, на соревновании ли, в лесу ли за грибами. А тот, кто безбашенный – тому и машина ненадолго, любая. Ни одного из тех, кто приезжает на светофор первыми, на соревнованиях я не видел.

- Забавные случаи во время гонок бывают?

- Девочки однажды приехали в «Студенческий» на каком-то хорошем «Мерседесе», с нечелябинскими номерами. «А что у вас здесь такое?» – «Гонки». – «А можно?» – «Вставайте». Все, что там ездило иностранное, они все разорвали, зашли в «Студенческий», затарились и ушли. Это было достаточно смешно.

Или выезжает какая-нибудь смелая «копейка»: «Давайте мне самого главного гонщика!» Старт делается с 4,5–5 тысяч оборотов. «Копейка» развивает такую мощность двигателя. Стартер дает отмашку, водитель включает передачу – у него рвет редуктор. Не знаю, смешно это или грустно. Он же должен был понимать, что происходит.

- Стритрейсинг иногда сравнивают с наркотиком, раз попробовал – потом без него уже не можешь. Вы согласны с этим мнением?

- Почему так все в России? Обругать готовы все. Армия плохая, владельцы частных «Газелей» плохие, дороги плохие. А почему бы не порадоваться, не сказать: «Молодцы, молодежь! Действительно, не наркотиками торгуют, а нашли себе дело». А на самом деле, как нет денег на развитие этого вида спорта, так нет денег и на его запрещение. Запретили бы тогда уж ввоз и производство тюнинговых запчастей. А ведь государству это выгодно. Оно от этого питается. Почему об этом все молчат?

Да, если у человека есть деньги, почему он должен пойти только в кабак. Кабаков у нас сколько? А тюнинговых мастерских в городе три. Значит в ресторан можно идти. Тихо, спокойно человек напился, его домой отнесли - это хорошо, а то, что он гайки крутит, а потом взял прокатился – это плохо. Все условно. Нельзя сказать, что это или совсем плохо, или совсем хорошо. Всегда найдутся те, кому это не нравится. Долгое время бытовало мнение, что нам не дадут кусок земли, потому что мэр баскетболист, а не гонщик. А землю взяли и дали. Вот и все.

- Возможно такое развитие событий, что гонщики совсем уйдут с улиц на официальные трассы?

- Конечно. Это интересный и перспективный вид спорта, он может приносить прибыль. Все зависит от условий развития. Чем быстрее мы начнем готовить машины, на которых не надо ездить по городу, они будут стоять в гараже и ездить только на соревнованиях, чем быстрее ГАИ пойдет навстречу РОСТО и разрешит сделать спортивные паспорта автомобилей и продавать такие автомобили – тем мы быстрее придем к цивилизованному спорту. На сегодняшний день такие паспорта есть, а вопрос с ГАИ остается открытым. Поэтому рынок сегодня полон черт знает чем. Техническую часть очень сложно контролировать. Когда появится что-то спортивное, серьезное – люди перестанут использовать городские автомобили, эти машины будут только в определенных местах гонять. Гонщики уйдут с улиц. Мы этим и занимаемся.

Сейчас у нас дети собираются, общаются. Кто из читателей может похвастаться, что в 19 лет его узнают на улице? У нас есть голос Лиги – Миша Крикун. Самый маленький – 18 лет. Он комментирует все автомобильные соревнования, был ведущим на конкурсе «Мисс стритрейсинг». Его теперь знает полгорода. Есть Алена Соматова. Ей родители запрещали участвовать в соревнованиях. Но после того, как она в серии телепрограмм Вячеслава Саблина отвечала на профессиональные технические вопросы, отношение к ее увлечению изменилось и в институте, и на работе, и дома.

- Какие шаги, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы прийти к взаимопониманию с властями?

- Сейчас итак многое делается. Достаточно того, что мы имеем контакт со всеми: с РОСТО, с ГАИ. Господин Андреев лояльно к нам относится. Может быть, только, когда мы перегибаем палку, он отвечает тем же. На сегодня нам бы хотелось использовать городской автодром. Мы бы могли людей учить технике, как управлять машиной, может быть, фигурной ездой заниматься. Сегодня есть трасса, дай бог, ее откроют, и все в нормальное русло войдет. Нас бы только технически вооружить. Сейчас мы все покупаем на свои собственные деньги: одежду, громкоговорящие устройства. Со зрителей и пилотов мы денег не берем. На сегодняшний день мы накопили знания. Нам бы еще какой-то офис, мы могли бы открыть школу для водителей с небольшим стажем. Могли бы их технически поднатаскать. Наши ребята сегодня к этому готовы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления