RU74
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Челябинске

Погода+4°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -1

6 м/c,

сев.

738мм 75%
Подробнее
0 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Авто Антон Маниченко, правозащитник: «Троих инспекторов ГАИ я уже привлек к ответственности, и еще трое на очереди!»

Антон Маниченко, правозащитник: «Троих инспекторов ГАИ я уже привлек к ответственности, и еще трое на очереди!»

99 процентов претензий инспектора к водителю беспочвенны, их можно отменитьРекомендую водителям писать в протоколе волшебную фразу: «Прошу адвоката»На самом деле штрафстоянки в городе действуют

Отношения автомобилистов и работников ГАИ давно стали темой для анекдотов. Большинство водителей, даже стопроцентно уверенных в своей правоте, предпочитают откупиться от инспектора на дороге, но не тратить время и силы на разбирательства, итог которых, по их мнению, всегда будет в пользу ГАИ. Герой этого интервью так не считает. Антон Маниченко уверен: неправомерные действия инспектора нужно обязательно обжаловать. Это необходимо для того, чтобы дать зарвавшимся представителям правопорядка урок на будущее. Процедура эта не самая простая, не самая легкая и не самая быстрая, но делать ее нужно.

- Антон, расскажите о своем первом конфликте с ГАИ.

- У меня была тонированная машина, инспектор остановил меня и говорит: «Либо снимай тонировку, либо давай с тобой рассчитаемся на месте». Я сказал: «Тонировку снимать не буду, рассчитываться на месте не буду. И вообще проводить осмотр вы не имеете права, потому что у меня есть техталон». Он взял этот талон техосмотра и говорит: «Давай, я у тебя его изыму». - «С какой стати?»

Инспектор его повертел. Отступать ему было неловко из-за своей чести мундира (или как там у них называется?). Он забрал у меня этот талон. Я опротестовал его действия в прокуратуре. Прокуратура мою жалобу отослала в главное управление внутренних дел Челябинской области. Оттуда пришел ответ: «По вашей жалобе проведена проверка. Инспектор N допустил нарушение действующего законодательства при изъятии талона технического осмотра и проверки светопропускания стекол автомобиля. За допущенные нарушения N привлечен к дисциплинарной ответственности».

Меня очень интересует, в чем она выразилась (смеется). Есть мнение, что у гаишников очень быстро движется очередь на квартиру. И каждое взыскание отодвигает их в этой очереди. То есть для них это очень существенно.

- Дел, похожих на ваши, в суде много?

- Видимо, очень мало. Вообще мало дел по обжалованию неправомерных действий. Но людей можно понять. В нашем суде медом не намазано, особо там никому не рады. Я скажу вам по секрету. Во многих регионах, в том числе и в нашем есть такая практика. Недавно появился новый орган судебной власти: мировые судьи. Сложилась такая практика: при лишенческих статьях (выезде на встречку, алкогольном опьянении) ГАИ не рассматривает дело, сразу отправляет его мировому судье.

Что такое мировой судья? Приходит женщина в кабинет с уже заготовленными решениями, вызывает водителей по одному и всем выдает решения «лишен на год». Каждую неделю она разбирает больше ста дел. Я в свое время тоже проходил по лишенческой статье. К сожалению, из 120 дел только я один обжаловал в районом суде. Там своя песня. Еще до того, как я пришел, было готово решение. Сейчас пытаюсь обжаловать в областном и верховном суде. Было бы интересно встретиться с представителем областного суда и задать ему вопрос: «Почему по статье 12-8 (алкогольное опьянение) всех поголовно лишают прав, хотя по закону есть нижняя граница – штраф тысяча рублей?»

- Но это же серьезное нарушение. Может быть, жесткая мера по нему обоснована?

- Да, оно серьезное. Но нужно доказать, что человек был пьян. У нас же в наркологии как происходит? Сидит за столом бабушка замученная, в том же самом здании ГИБДД, кстати, приводят к ней человека. Инспектор говорит: «Вот, задержали. Алкогольное опьянение». Она его даже толком не обследует. То есть не соблюдает нормы, предписанные законодательством. Есть строгие нормы: через двадцать минут необходимо провести повторное освидетельствование, необходимо взять на анализ жидкие среды (слюну, мочу, кровь). Ничего этого не делается. Пьяный - не пьяный определяется на глазок. Причем, теперь на акте проведения медосмотра не обязательна подпись водителя. Этот акт он может увидеть только в суде. Я не против лишения прав на год за алкогольное опьянение. Но нужно доказать, что оно было.

- Какие права автолюбителей вы защищаете в данный момент?

- Сейчас идет дело о сверке номеров. Такое очень часто случается: останавливают машину и проверяют номера на двигателе. Если строго следовать административному кодексу, этого нельзя делать без понятых. Сейчас идет процесс. Если на суде мы выиграем и сверка номеров без понятых будет признана неправомерной, будет создан прецедент для всей России.

Еще один процесс связан с неправомерностью требования диагностической карты при техосмотре. За техосмотр нужно заплатить пять рублей. За сам талон - 60 рублей. То есть всего 65 рублей и ни копейкой больше. Есть постановление губернатора о том, что нужно предъявлять еще некие диагностические карты. Они стоят 250 рублей. Постановление Сумина противоречит федеральному законодательству, так как законом не предусмотрены диагностические карты. По этому поводу тоже ожидается суд.

- Вы судитесь с губернатором?

- Нет, с ГИБДД. Строго говоря, мы обжалуем неправомерные действия инспектора, который потребовал диагностическую карту в соответствии с постановлением губернатора. Это дело мы в первой инстанции проиграли. Готовимся ко второй, в областном суде. И, надеюсь, там мы выиграем. Если судья будет вменяемый. Самое главное, у нас есть определение Верховного суда, в котором написано, что - (улыбается) они неправы.

- Много ли времени отнимает хождение по судам?

- Нужно научиться получать от этого удовольствие. Все жалобы я отправляю только почтой. Заказным письмом. Стоит это недорого, а нервов экономишь много. Вы знаете, честно говоря, по началу это должно занимать какое-то время, чтобы узнать хотя бы некоторые основы закона. Потом времени на это будет уходить все меньше и меньше. Есть мнение, что судебные тяжбы – это очень долго. На самом деле, это необременительно. В суды можно вообще ни разу в жизни не съездить. Все жалобы отправляются почтой. Многие водители, когда судятся, сидят целыми днями в судах. Явившись в суд, надо сразу отмечать в повестке явку, подождать 20 минут и уходить. А уже потом писать жалобу на этого судью. После очередного выигрыша с еще большим энтузиазмом берешься за другие дела. Значит, еще не все потеряно в этой системе, еще можно добиться правды.

- Откуда у вас такая жажда справедливости?

- Водители откупаются, как правило, из-за незнания своих прав. Есть такое выражение: «Незнание закона не освобождает от ответственности, от ответственности освобождает знание закона». 99 процентов всех претензий, которые инспектор предъявляет к водителю, беспочвенны, и эти действия нужно обжаловать. Даже если нарушения и были, из-за того, что полуграмотным инспектором не соблюдены все процессуальные требования, они отменяются в судах, когда человек знает свои права и умеет их отстаивать. Все дело в самоуважении человека. Я всем водителям рекомендую относиться к инспектору, который остановил машину, как к своему наемному работнику. Он существует на налоговые отчисления от каждого гражданина нашей страны. Он получает зарплату из нашего кармана. То есть он зависит от нас, а не мы от него. Когда водитель будет так себя вести, инспектор это почувствует и не будет превышать своих служебных полномочий.

- Но ждать того, что хозяева жизни на дорогах изменят свое поведение только из-за настроя водителя, несколько наивно. Вам так не кажется?

- Хозяева жизни – это мы с вами. Все граждане этой страны. Надо это твердо понимать. Ради изменения жизни к лучшему я и занимаюсь отстаиванием как своих прав, так и совершенно незнакомых людей.

- Ну и как? Удается?

- Да. Я не буду говорить, что сделал мир намного лучше. Но многим знакомым, которые сталкивались с произволом гаишников, я помог, бесплатно, конечно. Один раз я им помогаю, а в следующий раз они уже сами, разобравшись в правовых вопросах, начинают отстаивать свои права. По крайней мере, за двух человек я уже уверен, что они не будут просто так отдавать каждому гаишнику по 50 рублей. Даже из-за этой суммы будут судиться.

- Сколько инспекторов уже привлечено вами к ответственности?

- Трое решением суда. И еще трое на очереди. Очень распространенный случай. Проехал светофор на разрешающий сигнал, останавливает гаишник и говорит, что я проехал его на красный. За этим сразу постановление. В этих случаях я рекомендую водителям писать волшебную фразу: «Прошу адвоката». Постановлением гаишник заканчивает рассмотрение дела. Если написать «прошу адвоката», постановление, вынесенное без адвоката, почти всегда отменяется в вышестоящем суде.

- Из своего опыта вы можете сделать вывод, какие нарушения инспекторы ГАИ допускают наиболее часто?

- Когда водитель просит вписать в протокол свидетелем человека, находящегося в машине: супругу, маму, бабушку, инспектор ему отказывает, объясняя это тем, что лицо заинтересованное. Это неправильно. Согласно административному кодексу, свидетель - это любое лицо, которому хоть что-то известно о происшествии. А такого термина – «заинтересованное лицо» вообще нет.

Еще одно распространенное нарушение - писать постановление, не дождавшись, пока приедет адвокат.

Третье нарушение – проверка тонировки на дороге. Я с этим нарушением сталкиваюсь чуть ли не каждый день. По нашему законодательству, запрещается проводить техосмотр при пройденном техосмотре. То есть, если есть талон о государственном техосмотре, то инспектор не имеет права на глазок определять тонировку. На основании этого у меня было одно выигрышное дело. Инспектор не имеет права ни на стационарных постах, ни просто на улице проверять наличие аптечки, огнетушителя и так далее.

Еще спорный момент – проезд на желтый свет. Водитель проезжает перекресток на желтый, его останавливают и берут штраф – пятьдесят рублей. Если строго следовать правилам дорожного движения, то перекресток на желтый проехать можно в том случае, если для остановки транспортного средства необходимо применить экстренное торможение. Желтый ведь загорается сразу, и зачастую, не применяя средств экстренного торможения, остановиться невозможно. ПДД, как раз и обязывает водителя резко не тормозить. А инспекторы, пользуясь тем, что водители не знают этих тонкостей, их штрафуют.

Часто инспекторы предлагают водителю доказать, что он того или иного не делал. Доказательство целиком и полностью входит в обязанности инспектора. Это первое. И второе: водитель имеет право не свидетельствовать против самого себя. Если инспектор спрашивает его: «А вы ехали на красный свет?», водитель с чистой совестью ему может ответить: «По конституции, я имею право не свидетельствовать против самого себя и не буду на ваш вопрос отвечать».

Пользуясь случаем, я бы хотел дать один совет водителям: не надо вести никаких разборок на месте с инспектором. Если он считает, что вы не правы, пожалуйста, пусть составляет протокол. В протоколе можно написать: «С протоколом не согласен, вину свою не признаю, требую адвоката». Потом дома, в спокойной обстановке, можно проанализировать эту проблему. Было много случаев, когда человек на месте давал инспекторам взятку, многократно превышающую размер возможного штрафа.

- В каких случаях инспектор имеет право остановить машину?

- Согласно приказу МВД № 329 от 1 июня 98-го года, оснований для остановки транспортного средства всего семь: нарушение ПДД, наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя к какому-то ДТП, нахождение машины в розыске, необходимость опроса водителя о каком-либо правонарушении, необходимость привлечения водителя к оказанию помощи при аварии, проверка документов на право пользования автомобилем. Последний пункт допустим только на стационарных постах. Если сотрудник ГАИ в городе остановил человека только для проверки документов, его действия можно обжаловать как неправомерные. Если мы просто едем, ничего не нарушаем, никаких больных отвезти в больницу не требуется, нас инспектор не имеет права остановить.

- Каков порядок обжалования действий инспектора?

- Допустим, вас остановили, вменили какое-то нарушение и оштрафовали на сто рублей. Сразу же на месте вынесли постановление. В течение десяти дней его можно обжаловать в районном суде. Если в этом суде постановление отменяется, на основании решения районного суда можно подавать иск о возмещении ущерба и признании действий инспектора незаконными.

- Какие могут быть расходы в связи с этим?

- Услуги адвоката. Если человек чувствует, что он не виноват, пусть смело обращается к адвокату. В случае выигрыша, все расходы ему возместят. Стоит заметить, что представитель в суде не обязательно должен быть профессиональным адвокатом, им может быть любой человек, наличие юридического образования для этого не обязательно. В Амурске живет один автолюбитель, он уже получил таким образом исполнительных листов на 29 тысяч рублей, и все из-за незаконных действий инспекторов ГИБДД. Так можно бесконечно взыскивать, ему пока еще не надоело (смеется). Мы в апреле ездили в Екатеринбург, там был саммит, посвященный защите прав автомобилистов, туда приезжал и этот житель Амурска, человек лет 60-ти. Я его спрашиваю: «Вы ради денег судитесь?», он говорит: «Я просто пытаюсь отстаивать свои права, не хочу чувствовать себя быдлом». Его в местном ГИБДД знают очень хорошо.

- А вас знают?

- Мою фамилию там, наверное, многие знают. Но так как я со всеми государственными структурами общаюсь письменно, лично со мной мало кто знаком.

- Как поступать водителям, если авария произошла из-за плохого состояния дороги?

- В этом случае надо сразу вызывать гаишников, чтобы они оформляли ДТП по всем правилам. Потом с этими документами нужно идти в муниципальное предприятие, ответственное за содержание этого участка. В судебном порядке легко взыскиваются деньги с этой организации. Я вас уверяю: если каждый человек будет судиться из-за ямы в которую попал, то у нас дороги будут идеальными.

- Насколько, с вашей точки зрения, законна постановка машины на штрафстоянку?

- Андреев говорит, что штрафстоянки у нас в городе пока не действуют. На самом деле они действуют. И делается это вот как. При лишенческих статьях машина помещается на штрафстоянку, ее не выдают до тех пор, пока не принесешь оплаченную квитанцию. Делается это незаконно. Пока в Челябинске нет прецедента по отмене такого правила. Сложно доказать, что заплатить тебя именно заставили. Когда стоянки заработают официально, на мой взгляд, водителям станет лучше.

По закону (Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. № 759) до трех часов машину можно забрать бесплатно. Могу дать совет водителям. На штрафстоянку машина помещается, если невозможно устранить причину задержания на месте. Например, нет полиса ОСАГО. По закону, машина должна быть доставлена на стоянку только на эвакуаторе. Инспектор сам не может сесть за руль даже по той простой причине, что он сам не вписан в полис ОСАГО. Пока эвакуатор едет к вашей машине, пока погружает, вполне реально съездить домой на такси и привезти этот полис. Как только вы его привезете (лучше всего это делать со свидетелем, потому что потом гаишники скажут, что никакого полиса вы не привозили) вы устраните причину задержания на месте. Дальнейшая эвакуация становится незаконной. То же самое с правами. Если забыли дома права и вас остановил инспектор, можно закрывать машину на ключ и идти домой за правами. Пока приедет эвакуатор, вы уже вернетесь.

- Часто возникают спорные моменты относительно показаний радаров. Посоветуйте, как действовать водителям в таких ситуациях?

- Радары не являются стопроцентным доказательством вашей вины. На нем не написано, что эта скорость именно ваша. Хорошо, что у нас в городе появились радары с ноутбуками, где видно движение автомобиля. Тут, как правило, уже никаких вопросов не возникает. Обычным радаром часто мерят кого-нибудь еще с утра и потом весь день под эту скорость всех «гребут». Нужно требовать предъявить время замера. На каждом радаре оно фиксируется. Обязательно нужно проверить, не нарушены ли пломбы на радаре. И третье – потребовать сертификат на радар. Если все это вам показали, и время совпадает, значит, вы, действительно, нарушили. Тут уже нужно платить, причем, в Сбербанк, а не на руки. Вообще, когда инспектор предлагает тебе заплатить деньги, надо делать выбор, либо дать 50 рублей, либо дать понять, что самое главное не эти 50 рублей, а твои честь и достоинство.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления