Бизнес Бари Алибасов, бизнес-тренер: «Инвесторы не дают денег на бизнес-проекты никогда, никому и ни при каких условиях. Пока не найдут причину...»

Бари Алибасов, бизнес-тренер: «Инвесторы не дают денег на бизнес-проекты никогда, никому и ни при каких условиях. Пока не найдут причину...»

Вопрос о том, где и как найти средства на воплощение бизнес-плана в жизнь, стоит очень остро всегда, а особенно в кризис. Именно эту задачу постарались выполнить участники форума молодых предпринимателей «От идеи до бизнеса», прошедшего в Челябинске в конце 2014 года. А один из членов жюри – известный бизнес-тренер Бари Алибасов-младший – поделился с начинающими бизнесменами хитростями о том, как заинтересовать инвестора своей бизнес-идеей и убедить его выступить спонсором проекта.

Уральские бизнесмены двигают проекты, чтобы не замерзнуть

– На ваш взгляд, Бари, на каком уровне находится молодежное предпринимательство Южного Урала и чем наши бизнесмены отличаются от представителей других регионов?

– Обстановку с молодежным предпринимательством на Урале в целом и в Челябинске, в частности, я расцениваю как самую перспективную в стране. Интересны и сами ребята, и царящая здесь атмосфера, и итоговый результат.

Обычно в регионах существует несколько проблем бизнеса. Первая из них – когда все слишком хорошо. К примеру, в ХМАО и на Ямале молодежь очень слабо двигается в сторону создания собственного бизнеса, потому что в этом нет нужды. Их родители работают в крупных компаниях, дети всегда уверены, что и они себе найдут работу минимум за 40-50 тысяч рублей. А понимание того, что с голоду человек точно не умрет, делает его медлительным и нерасторопным, не готовым на какие-то пассионарные движения в жизни.

Другая болезнь – большое отдаление от цивилизации. Например, на каком-нибудь острове Шикотан, Камчатке и отдаленных регионах страны люди работать вынуждены, потому что условия проживания непростые. Но, к сожалению, когда человек находится вдали от основных трендов и цивилизации, у него слишком зашоренное местечковое мышление, а потому бизнес там развивается своеобразно.

А на юге страны – Ставрополье, Краснодарский край – самая большая проблема предпринимательства в том, чтобы поднять утром свою пятую точку и вместо того чтобы валяться на солнышке и кайфовать, идти работать. Вот и получается, что люди либо ленятся из-за того, что все есть или потому что климат располагает к такой жизни, либо они занимаются местечковым бизнесом, поскольку к этому приводит зашоренность мышления.

– А к какой категории относится Южный Урал?

– На Урале все эти минусы отсутствуют. Здесь нет переизбытка нефти и газа, есть промышленность и металлургия, но они не дают таких халявных денег, как от продажи углеводородов. И даже класс, зарабатывающий на металлургии, – это чаще всего серьезные рабочие люди. В итоге у большинства южноуральцев нет гарантии, что в жизни все будет хорошо, и есть четкое понимание, что для достойной жизни все-таки нужно что-то сделать.

Плюс к этому суровые климатические условия Урала ментально не дают людям расслабляться. Ведь если в Краснодарском крае, не двигаясь, ты кайфуешь, то тут, если ты не двигаешься – ты замерз, ты мертвый. То есть климатические условия решили главную проблему человечества – проблему лени.

А самое главное, что при всем этом Урал – Челябинск, Екатеринбург, Тюмень и даже Курган, который всегда был в конце листа успешности регионов РФ – становится логистическим центром страны. Это и трансфер в Китай, и то, что с Урала проще всего делать масштабную логистику по всей стране – колоссальные удобства для развития бизнеса.

– И все-таки наш регион расположен достаточно далеко от центра России. Не прослеживается ли у местных предпринимателей та самая зашоренность?

– Нет, поскольку сюда как в логистический центр страны приезжает много иностранцев, и идет большой поток россиян из иных регионов. Здесь наблюдается значительный трафик людей, культур, продуктов, производства, товаров и услуг... А чем больше контактов с чем-то новым, иностранным, тем более открытое у людей мышление.

Все перечисленное ранее вкупе создает неповторимую атмосферу для взращивания молодых предпринимателей именно в Челябинске, который не настолько отдален и закрыт, как Курган, но бюджет города еще не такой крутой, как у Екатеринбурга.

Как уговорить инвесторов раскошелиться

– Бари, практика показывает, что даже при наличии большого потенциала трудно найти деньги на воплощение бизнес-идеи. Под каким соусом порекомендуете бизнесменам подать себя и свои проекты инвесторам?

– Изучив множество бизнес-идей, я понял: инвесторы не дают денег на бизнес-проекты никогда, никому и ни при каких условиях. Они прекрасно понимают, что идея, которую придумал новичок, тем более если это еще и его первый проект, она всегда на грани сумасшествия, очень рискованная, и вкладывать в нее деньги нельзя.

– Но почему же иногда инвесторы все же выступают спонсорами стартапов?

– По разным причинам. Иногда для того, чтобы с помощью такого бизнеса наладить какие-то государственные связи. Например, крупному бизнесмену нужен мостик к губернатору. В таком случае он может взять какую-либо социальную проблему, которой занимается губернатор, и найти стартапера, проект которого решает эту проблему. Немного денег – и мостик к губернатору готов! Но тогда инвестируют не в проект, а в свою репутацию, в возможность открыть дверь в высшие эшелоны власти...

Иногда начинающий бизнесмен интересен просто как будущий сотрудник. То есть предпринимательство – способ позиционировать себя как успешную личность. Многим инвесторам, занимающимся поиском стартаперов, важны не бизнес-идеи, а их создатели. Ведь если человек готов реализовывать бизнес-проект, когда у него нет денег, то что же он тогда способен сделать, когда появятся деньги? Могу отметить, что запросы от олигархов на предпринимателей, способных «поуправлять каким-нибудь ресурсиком за зарплату в 500-600 тысяч рублей» поступают очень часто.

И только в одном случае деньги дают именно для того, чтобы получить профит от бизнеса – когда есть пилотный проект. Другими словами, если в компании уже все хорошо и есть прибыль, инвесторы обычно готовы вложиться в масштабирование бизнеса. Поэтому если предприниматель в первый же месяц получил прибыль в 200-300 тысяч рублей и при этом еще и 50-процентную рентабельность подтвердит, ему, безусловно, дадут очень много денег, чтобы приумножить эти фантастические результаты. Те, у кого есть деньги, инвестируют не в бизнес, а в кривую роста вашего бизнеса.

В общем, важно грамотно и интересно презентовать проект, чтобы за пару минут заинтересовать идеей людей, готовых дать деньги или, как минимум, посвятить изучению проекта больше времени.

– На что именно реагируют инвесторы?

– В этом году мне посчастливилось быть в жюри чемпионата мира по молодежному предпринимательству. В Москве собрались ребята из Китая, Нигерии, Сингапура, разумеется, России – представители более 30 стран. Победила Нигерия. Когда я посмотрел финансовую отчетность победителей, обалдел: у чемпионов мира по молодежному предпринимательству годовая оборотка была $9000 в год – на тот момент меньше 300 тысяч рублей! И это при том, что представители России презентовали проекты с годовым оборотом в несколько миллионов рублей!

– Как так получилось?

– Все просто – нигерийцы очень вкусно подали свой проект. Вместо бумажечек с бизнес-планами они раздали глянцевые журналы о том, как они делали стартап. Видеопрезентация их бизнеса была на таком уровне, что Тимур Бекмамбетов так не снимет. Они еще и звук Dolby Digital 5.1 поставили в аудиторию, чтобы усилить эффект от рассказа о бизнесе... Когда они две минуты выступали командой перед жюри, «Минута славы» отдыхала! О своем конкурентном преимуществе нигерийцы рассказали в сценках и танцах. Это было действительно шоу. Они взяли первое место харизмой, они заинтересовали жюри, и в итоге им не только приз дали, им помогли чуть ли не мгновенно поднять оборотку с $9 тысяч до миллиона.

Наши же соотечественники крайне редко выигрывают в подобных конкурсах не потому что идеи плохие, а потому, что не умеют нормально представить свой проект. В бумажки, даже если в них указана сногсшибательная оборотка, жюри поверит, только если цифры подкреплены фээсбэшным отчетом. За те две минуты, что инвестор готов уделить предпринимателю, его нужно заинтересовать профессионализмом, показать, насколько грамотно человек решает одну конкретную задачу.

Все начинается с успешной презентации. Денег сразу не дадут, но хотя бы начнут с вами разговаривать, проверят, правду ли вы рассказали, и имеет ли смысл с вами пообщаться. Или, как уже говорил, иногда презентация дает возможность устроиться на работу за огромную зарплату – согласитесь, тоже замечательный результат, особенно для человека, который только начинает себя искать в бизнесе.

Какой бизнес в тренде

– На что на презентациях реагируете вы? К примеру, что заинтересовало на челябинском этапе конкурса «От идеи до бизнеса»?

– На презентациях молодых предпринимателей мне обычно не нравится все. Хотя не могу не отметить, что в Челябинске презентации обычно на порядок лучше, чем в других городах. В общем, проще перечислить, что понравилось.

Хочется отметить нескольких ребят. Например, девчонку, которая начала заниматься эксклюзивной рассадой – очень классная тема. Ее главный плюс в том, что она не просто придумала бизнес-идею, она живет в ней – ходит в лес, выкорчевывает дубки... Молодая красивая женщина, корчующая в лесу дубы и пересаживающая их на своей площадке – это круто. Она стала для меня показателем того, как на успешность проекта влияет погружение в собственную деятельность. Ведь у тех, что хочет сделать бизнес, что-то взяв у одного товарища, что-то – у другого и не вникнув ни во что – обычно не срастается.

Еще одна девчонка придумала вроде бы банальный проект с автомойкой, но сделала настолько крутой бизнес-план... Когда я в последний раз видел отчет компании PricewaterhouseCoopers, сделанный для Сбербанка, это было подготовлено на менее интересном уровне, чем ее бизнес-план. Фантастическая презентация, идеально проработанный материал, все четко.

Эти две девушки стали для меня показателем того, что для успешного бизнеса ни в коем случае нельзя жить в формате русского авося, тяп-ляпа и так далее. То есть всеми действиями вплоть до самых мельчайших деталей демонстрировать профессионализм. Положил перед жюри бумажку – это должна быть не просто бумажка, а произведение искусства, показываешь что-то на экране – это тоже должно быть нечто совершенное.

Было еще несколько стоящих проектов, но настолько интересных, как у этих девушек – не то что здесь не было, я за весь минувший год практически не встречал! В общем, я увидел, как минимум, двух самородков, которые немного изменили мою картину мира в лучшую сторону.

– Но победил другой проект – представленный молодыми людьми автомат для онлайн-печати фотографий напрямую из Instagram...

– Эти ребята в тренде. Стоит понимать: на старте очень важен в какой-то степени перфекционизм – если делаешь, то старайся делать это очень хорошо, уделяя внимание мелочам и деталям. Еще важно погружаться в эти детали. И здорово, если проект в тренде.

А вообще сейчас главное для развития предпринимательства – то, чтобы люди наконец изменили мнение об этой категории трудяг. Это не «нехорошие люди, которые зарабатывают на нас деньги». Сейчас единственная возможность вытащить нашу экономику – это опереться на малый и средний бизнес.

Фото: Фото Руслана НИЗАМОВА и из архива Бари Алибасова-младшего
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления