RU74
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Челябинске

Погода+2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -1

3 м/c,

зап.

732мм 93%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Бизнес Эдуард Подшивалов, директор компании «Фрост-стройсервис»: «Хочу, чтобы в строительном бизнесе нам по плечу были любые проекты!»

Эдуард Подшивалов, директор компании «Фрост-стройсервис»: «Хочу, чтобы в строительном бизнесе нам по плечу были любые проекты!»

Мы не волшебники. Только учимся…На Подшивалове денег не заработать, только вместе с ПодшиваловымСовместно с нами поработать хотят китайцы, американцы, немцыПривлекаем инвестиции шаг за шагом

В последние два-три года в Челябинске достаточно мощными темпами развивался строительный бизнес. И этот факт можно только приветствовать, ведь строители – это люди, которые обеспечивают горожан главным для человека – жильем, крышей над головой. А еще строители меняют облик города, придавая лицу Челябинска неповторимые, только ему свойственные архитектурные особенности. И вместе с тем проблем в этой сфере бизнеса еще очень много. Почему нередки случаи затягивания сдачи в эксплуатацию того или иного жилого дома? Как изменится ситуация на рынке жилья повышенной комфортности? В какую сторону будет развиваться строительный бизнес? Обо всем этом корреспондент 74.RU решил поговорить с человеком, авторитет которого в строительстве ни у кого не вызывает сомнений. Знакомьтесь - Эдуард Подшивалов, директор компании «Фрост-стройсервис».

- Эдуард Валерьевич, ваша фирма относится к строительному бизнесу или же специализация «Фрост-стройсервиса» - это лишь отделочные работы?

- Я начинал с ремонтно-строительной деятельности и отделочные работы до сих пор являются одним из направлений в нашей фирме. У «Фрост-стройсервиса» их вообще-то три: первое – «чистое» строительство, мы возводим объекты с нуля. Второе – ремонтно-строительная деятельность, работа по спецлицензиям, за полярным кругом, обслуживание крупнейших металлургических компаний – Норильский никель, ММК, другие известные заводы и комбинаты, мы накопили неплохой опыт совместной деятельности. И третье – отделочные работы.

- Челябинские строители… Кому-то в результате приватизации достались осколки советской строительной индустрии, кто-то заработал деньги в другой сфере, и решил заняться вложениями в недвижимость. А как стали строителем вы?

- По образованию я – не строитель, учился в ЧПИ на факультете ДПА. И одновременно с учебой достаточно профессионально занимался промышленным альпинизмом – окраска фасадов, спецработы на высоте и так далее. По тем временам этот приработок приносил неплохие деньги. Исходя из этого и была создана небольшая бригада, потом – частная фирма, впоследствии переросшая в строительную компанию. Увлечение переросло в серьезный бизнес.

- Расскажите об объектах, которые возводит «Фрост-стройсервис» в Челябинске?

- Сразу хотел заметить, что в настоящее время мы пришли к тому, что кроме строительства в чистом виде, мы занимаемся и инвестированием в строительство. Практически закончили торговый комплекс на Северо-Западе «Юлия», там мы работали как подрядная организация. По заказу хозяев «Юлии», дополнительно пристроили к магазину здание, общей площадью порядка двух тысяч метров. Причем во время строительства сам магазин ни на минуту не прекращал своей деятельности, это было одним из условий.

Другой объект строит по нашему заказу фирма «Рэкком», это универмаг на улице Труда. О специализации магазина говорить пока рано, есть пока лишь четкое понимание, что новое здание будет все же торговым, а не офисным комплексом. С этим проектом мы не торопимся, сдачу второй очереди перенесли на следующий год с одной лишь целью – откорректировать все бизнес-процессы, внимательно оценить ситуацию вокруг. В этом вопросе нас консультируют немецкие партнеры по бизнесу: где, что и как должно располагаться внутри и снаружи. Мы хотим главного - чтобы проект однозначно был удобен для горожан! Это будет один из немногих в Челябинске торговых комплексов, в котором установлены эскалаторы. Чтобы было удобно для людей, мы даже пошли на ущемление торговых площадей, что вообще-то челябинскому бизнесу не свойственно, - будем делать надземную пятиуровневую парковку. И на любой уровень торгового комплекса можно будет заехать на автомобиле.

- То есть у «Фрост-стройсервиса» появится еще одно направление – торговля?

- Я бы так не сказал… Торговля не является для нас профильным видом бизнеса, мы пока не очень хорошо в ней разбираемся. Но есть желание попробовать. Часть площадей будущего комплекса мы, безусловно, сдадим в аренду, но и сами немного там поработаем, чтобы понять, что и как в торговле происходит. Исходя из этого и сделаем окончательный вывод, то ли всё в аренду сдадим, то ли сами будем продвигать розничное направление.

- Эдуард Валерьевич, в названии вашей фирмы присутствует слово «фрост», по-английски означающее «холод». Почему?

- Есть этому объяснение (улыбается). С 1992 года мы активно сотрудничаем с Норильским комбинатом, сейчас в Норильском промышленном районе мы не самый мелкий подрядчик. Вообще, откровенно говоря, еще несколько лет назад основные экономические интересы у нас были сосредоточены в Норильске, этот северный город приносил нам 90 процентов дохода. Сейчас ситуация изменилась, не уменьшая объемы поступлений «норильская доля» в нашей хозяйственной деятельности снизилась. Выросли мы уже из маленькой компании, можем себе позволить работать одновременно по нескольким направлениям и разным регионам. Но название, связанное с холодным Норильском, а там в апреле-мае мороз до минус 35 градусов может держаться, осталось.

- Вы упомянули про своих иностранных партнеров, расскажите подробнее, кто они?

- Может быть громко будет сказано (улыбается), но работаем мы по всему миру. Есть у нас партнеры в Германии, в Китае, в США. С двумя американскими фондами мы работаем как с финансовыми институтами, также ведем активные переговоры о финансировании хозяйственной деятельности в России с двумя гонконгскими банками. Процесс идет очень сложно, есть у иностранцев, причем как на Западе, так и на Востоке, определенная боязнь России. Но… работаем. Шаг за шагом. «Step by step», как говорят западники, или «И пу пу», как говорят в Китае. Приезжали к нам американцы, приезжали китайцы, многие проекты им нравятся, они выразили желание поработать совместно. Сильно хотят вложиться деньгами немцы, но они требуют умопомрачительных гарантий на уровне правительства России, чего, естественно, пока я им обеспечить не могу. Ведем переговоры с немцами об обучении наших людей, о привлечении иностранных специалистов, чтобы те приехали сюда и уже на месте проводили бы консультации. Речь идет пока о консультациях на уровне проектов: чертежи, расчеты и так далее. Но когда перейдем к фазе строительства, то возможен приезд сюда и немецких инженеров.

- Как ваши иностранные партнеры и вы лично оцениваете инвестиционный климат в Челябинской области?

- Как и во всей России – очень сложный. Иностранцам и хочется, и колется, по-другому не скажешь. Да, есть риск, поэтому иностранцы охотнее вкладываются в Екатеринбург, там есть консульство, которое в случае чего всегда даст необходимый совет. Челябинск в этом отношении немного в стороне… Но интерес к нашему городу у иностранцев есть, и интерес большой. Пока присматриваются…

- А как с Китаем сотрудничаете?

- В Китае у нас два представительства, одно на севере, другое на юге. С самостоятельным имиджем, с самостоятельной структурой, с русским руководством и китайскими сотрудниками. А в Челябинске, на улице Марченко, у нас китайский оптовый склад, работающий по принципу «каш энд кэрри» - мелкий опт, в розницу мы не торгуем. Номенклатура товаров там достаточно большая. На сегодняшний день у нас комплектуется несколько мебельных фабрик, готовятся контракты с рядом заводов Урало-Сибиского региона, выпускающих мебельную фурнитуру. Это дешевле, чем везти комплектующие из Европы, а качество даже лучше. Один из новосибирских заводов, например, недавно отказался от поставок из Германии, полностью переключившись на сырье от наших китайских представительств.

- Вернемся к вашим челябинским объектам. «Фрост-стройсервис» строит жилье?

- Да, мы принимаем долевое участие в застройке семнадцатого микрорайона совместно с компанией «Челябгражданстрой», КПД и СК, «Мечелстроем». Вообще, как инвестор мы активно работаем со многими строительными компаниями Челябинска: с «Монолитом», с НТМ, с «Жилтехстроем». У нас есть отдельное подразделение, занимающееся риелторской деятельностью, то есть реализацией квартир. Долевое участие наша компания принимает в строительстве многоэтажного дома повышенной комфортности на перекрестке улиц Витебской и Курчатова. К нам обратились с предложением о сотрудничестве компания «Рэкком», которая строит этот дом. Проект мне понравился, я бы не назвал этот дом элитным, но то, что это один из лучших проектов в Челябинске - точно. Там есть подземная парковка, детская площадка, лифт прямо из гаража поднимает жильца к его квартире.

- Строительная индустрия Челябинска развивается достаточно мощно, но все равно нередки случаи, когда дома сдаются не вовремя. Как вы прокомментируете эту ситуацию?

- В строительстве сроки – это основное. Строительные проекты, не только в Челябинске, в России, но и во всем мире требуют привлечения значительных финансовых средств. К сожалению, не все подрядчики это понимают, нередки ситуации, когда срываются сроки строительных работ. Эта ситуация изменится, когда в Челябинск придут серьезные финансовые институты, когда деньги в строительство станут вкладывать банки. Всё, со срывающими сроки сдачи объекта подрядчиками просто не будут иметь дело! Как говорят на Западе: «либо ты лучший, либо ты мертвый». А лучшими в строительстве являются те фирмы, которые выдерживают обязательства по срокам и обеспечивают хорошее качество работы.

Сроки и качество! И на сегодняшний день мы, как инвестиционная компания, платим даже по завышенной смете, но очень жестко ставим условия по срокам. Я всегда говорю субподрядчикам: «На Подшивалове денег вы не заработаете, можно заработать только вместе с Подшиваловым». И такой подход к делу устраивает, увы, далеко не всех. Хотя как подрядчик, я могу понять своих коллег, которые сроки не выполняют. Есть, конечно, и объективные причины. Например, мы на три месяца затянули сдачу в эксплуатацию торгового комплекса «Юлия». Причина – для работы нужен был 60-тонный кран, а их в Челябинске всего три штуки, два из которых постоянно в ремонте. Простой был почти полтора месяца… Мы встретились с заказчиком, обсудили ситуацию, объяснили причину, выработали приемлемый для обеих сторон механизм компенсации и нормально продолжили работу. Такой подход к делу заказчика устроил, и, несмотря на случившийся простой, мы получили от хозяев «Юлии» еще один заказ на строительные работы. Мы не волшебники. Только учимся… Свои грехи мы признаем, но и обязательства, как финансовые, так и производственные, стараемся выполнять.

- Вам не кажется, что рынок жилья повышенной комфортности в Челябинске испытывает определенный кризис. Квартиры в «элитных» домах попросту не продаются. Почему?

- Во-первых, определенное насыщение рынка произошло. Во-вторых, не появилось нормальных адекватных проектов, отвечающих требованиям времени. Почему наше внимание привлек проект «Рэккома»? На тот момент, да, наверное, и сейчас, именно он является наиболее современным. И все же я бы не назвал ситуацию на рынке жилья повышенной комфортности кризисной. Скорее, у строителей есть определенное непонимание ряда моментов. Например, я не уверен в том, что хоть одна строительная организация Челябинска перед началом строительства «элитного дома» провела предварительное и углубленное маркетинговое исследование. Пять лет назад сметалось всё и вся, за год квартиры дорожали в среднем на 50 процентов. Сегодня рынок насытился, и работать «вслепую» уже нельзя. Надо пересматривать стратегию развития бизнеса – переходить на западные технологии, учитывая психологию продаж.

- Вы, как строитель, сильно зависите от законодательной власти?

- Не только от законодательной, но и от исполнительной. Согласование любых строительных проектов – это же ужасно длительный процесс. Но строитель я или не строитель, во всем мире люди зависят от власти, и это нормально, мы в обществе живем, а не в лесу, где «закон – тайга, а медведь – прокурор». Есть у нас законы, не всегда отвечающие реалиям жизни – нужно их менять, для этого существуют органы законодательной власти. Сильно хромает у нас пока судебная система. Вот где необходимы скорейшие изменения! Если хотим мы бизнес строить по законам, а не по понятиям, значит, споры между коммерсантами нужно разрешать именно в судах. Которые работают очень и очень плохо. Я это говорю не потому, что мы проиграли какой-то процесс и я затаил на суд личную обиду. Наоборот, проигранных процессов у нашей фирмы пока не было. Хотя мы, к примеру, судились в свое время с такой мощной компанией как УГМК.

- Почему у челябинских строителей, в отличие от пищевиков или металлургов, нет своего лобби в областном Законодательном собрании, в городской Думе? Хотя ходят слухи, что, в частности, вы готовы попробовать свои силы на выборах…

- Эту информацию я бы не стал пока ни опровергать, ни подтверждать. Время покажет.

- Челябинск – красивый город?

- Не самый худший в России. Сейчас, когда у людей более-менее стабилизировался уровень достатка, началось новое строительство. Используются новые материалы, реализуются новые архитектурные решения. Начала работать нормальная программа обеспечения людей жильем, я имею в виду систему ипотечного кредитования. Задача руководителей города – обеспечить основную массу жителей Челябинска жильем, вот, пожалуйста, панельное домостроение – дешево, но сердито. А вот после этого уже можно и о красоте думать. Красота в строительстве появится, когда люди будут готовы платить за нее деньги, во всем мире так. Какой будет эта красота? Есть американский принцип одноэтажного жилья, когда все обеспеченные люди живут за городом, а в центр едут только на работу. Есть европейский принцип – ограниченная территория с чистыми и аккуратными домами, в которых люди живут поколение за поколением. В климатических условиях России строительная сфера будет, скорее всего, развиваться в комплексе, учитывая оба этих принципа. Будут у нас и коттеджные поселки, и «панельки», и жилье повышенной комфортности.

- Есть ли у вас какие-то неосуществленные проекты?

- У-у-у, вагон и маленькая тележка (улыбается). Но я уже говорил – «step by step», шаг за шагом. Я не пытаюсь объять необъятное, ставлю перед собой реальные цели. Есть проекты, которые уже сейчас осуществляются, есть проекты, которым суждено будет воплотиться в жизнь лет через десять. Как в той сказке: «Одну ягодку беру, на вторую смотрю, третью примечаю, четвертая мерещится».

- И какая «ягодка» вам мерещится?

- В строительном бизнесе очень важна стабильность. Важно, чтобы компания крепко стояла на ногах. Может быть, супер-гигантами мы не станем, просто стремимся быть фирмой с хорошими возможностями и уверенной динамикой роста. Хочу, чтобы любая строительная задача была бы нам по плечу.

- Эдуард Валерьевич, давайте закончим наш разговор несколькими легкомысленными вопросами. Вы женаты?

- Да.

- А почему тогда обручальное кольцо не носите?

- Это отдельная история… Когда я женился, у меня денег хватило только на самое маленькое и тонкое золотое кольцо, всё. Купил, поносил, оно оказалось немного не по размеру. Поэтому мое обручальное кольцо лежит у меня дома в отдельной вазочке.

- Правда, что вы любите ездить на мотоцикле?

- Да, у меня их два, БМВ и «Ямаха». Спортивные машины, люблю скорость.

- На что и когда в последний раз вы потратили много денег?

- Деньги для меня – инструмент в бизнесе. Как лопата у землекопа, мастерок у каменщика. А у меня – деньги. И поверьте, я на себя лично трачу очень мало денег. Последняя трата?… Наверное, ремонт мотоцикла.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления